Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
занятие 2а.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
522.94 Кб
Скачать

Тема 16

Основные последствия ишемии-реперфузии миокарда и способы их предотвращения

Ишемия миокарда – в зависимости от продолжительности, степени выраженности, объема ишемизированной ткани и скорости восстановления кровотока – приводит к различным последствиям.

Наиболее тяжелым следствием ишемического повреждения миокарда является гибель кардиомиоцитов, которая может происходить путем некроза и апоптоза. В последние годы все большее внимание исследователей привлекает проблема реперфузионного повреждения миокарда, возникающего при восстановлении кровотока по инфаркт-зависимой артерии. Принято выделять обратимое и необратимое (летальное) реперфузионное повреждение. Обратимое повреждение при реперфузии может проявляться в виде нарушений ритма, оглушения или станнирования миокарда, а также невосстановления кровотока (no-reflow). Летальное реперфузионное повреждение характеризуется парадоксальным увеличением размера инфаркта после наступления реперфузии. При этом согласно последним экспериментальным данным, реперфузия при экстренной реваскуляризации миокарда может приводить к увеличению размера инфаркта на 20 – 50 %.

Как обратимые, так и необратимые изменения при ишемическом и реперфузионном повреждении миокарда могут быть значительно ослаблены под действием различных кардиопротективных вмешательств. К таким кардиопротективным феноменам относятся, в частности, пре- и посткондиционирование миокарда, а также гибернация.

В реальной клинической ситуации у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) указанные состояния миокарда (ишемический некроз, обратимое и необратимое реперфузионное повреждение, прекондиционирование и гибернация) могут наблюдаться одновременно либо сменять друг друга в зависимости от стадии заболевания.

16.1. Обратимое ишемическое/ реперфузионное повреждение миокарда

Оглушенный (станнированный) миокард. Термин «оглушенный миокард» (станнированный; англ. «stun» – оглушить, ошеломить) был предложен E. Braunwald и R. Kloner в 1982 г. Следует отметить, что в первые годы после открытия феномен станнирования миокарда практически не привлек внимания кардиологов, по-видимому, вследствие того, что реперфузия миокарда в те годы являлась сравнительно редким явлением. С начала 1980х и особенно в 1990-х гг. феномен оглушенного миокарда вновь становится предметом интенсивного изучения. Переосмысление значения данного феномена, с клинической точки зрения, произошло из-за более широкого применения реперфузионной терапии для лечения острых коронарных синдромов. Появились исследования, показывающие возможность спонтанной реперфузии ишемизированного миокарда в результате лизиса тромба или прекращения коронароспазма.

Станнирование миокарда проявляется обратимым угнетением сократимости миокарда, сохранившего жизнеспособность после реперфузии. Станнирование миокарда является осложнением реперфузии и с этих позиций должно рассматриваться как одна из форм реперфузионного повреждения миокарда. Сократительная дисфункция миокарда при станнировании может проявляться гипо-, а- или дискинезией левого желудочка.

Для объяснения механизма станнирования было предложено множество гипотез, однако в настоящее время наиболее обоснованными представляются две их них – свободнорадикального повреждения и «кальциевая» (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Патогенез станнирования миокарда

Гипотеза свободнорадикального повреждения. Интенсивное образование активных форм кислорода (АФК) в первые минуты реперфузии прямо продемонстрировано с использованием метода магнитно-резонансной спектроскопии. АФК при реперфузии ишемизированного миокарда образуются в результате нарушения электрон-транспортных цепей митохондрий, а также активации арахидонового каскада, аутоокисления катехоламинов и активации НАД(Ф)Н оксидаз. Не исключается их образование под действием ксантиноксидазы, содержание которой в миокарде человека, впрочем, невелико. Свободнорадикальная гипотеза станнирования основана на серии доказательных экспериментов, проведенных группой Р. Болли в конце 80-х гг. В частности, ими было показано, что эффект оглушения миокарда на 50 – 70 % устраняется путем введения ферментативных антиоксидантов (супероксиддисмутазы и каталазы) при введении как до коронароокклюзии, так и непосредственно перед реперфузией. Однако при введении антиоксидантов через одну минуту после начала реперфузии они уже не оказывали протективного эффекта.

АФК – высокореакционноспособные соединения, которые неизбирательно повреждают все без исключения компоненты клетки. По меньшей мере две группы молекул – белки и липиды – могут являться мишенями для свободнорадикальных реакций, приводящих к денатурации белков, инактивации ферментов и перекисному окислению полиненасыщенных жирных кислот, содержащихся в сарколемме. Свободнорадикальное повреждение сарколеммы, по-видимому, является ключевым событием в патогенетической цепи, приводящей к станнированию. Показано, что АФК ингибируют Na+-K+-АТФазу, что приводит к перегрузке клетки натрием и активации Na+-Ca2+ обменника. Таким образом, избыточная продукция АФК вызывает повышенное поступление кальция в клетку и, в конечном итоге, перегрузку клетки кальцием. В то же время АФК снижают чувствительность миофиламентов к кальцию путем избирательного повреждения некоторых сократительных белков за счет окисления тиоловых групп. Наконец, АФК обладают способностью повреждать функцию саркоплазматического ретикулума.

Кальциевая гипотеза. В широком смысле, кальциевая гипотеза постулирует, что станнирование является результатом нарушений клеточного гомеостаза кальция. Данная гипотеза охватывает три различных механизма: пониженную чувствительность сократительного аппарата кардиомиоцитов к кальцию, кальциевую перегрузку и нарушение электромеханического сопряжения вследствие дисфункции саркоплазматического ретикулума. Под чувствительностью миофиламентов к кальцию в данном контексте понимают способность сократительного аппарата кардиомиоцитов генерировать механическую силу в ответ на поступление кальция. Механизм, лежащий в основе снижения чувствительности миофиламентов к кальцию, в настоящее время окончательно не установлен, однако имеющиеся данные указывают на структурные изменения одного или нескольких белков миофибрилл. В частности, установлено, что в станнированном миокарде крысы сократительный белок α-актинин и регуляторный белок тропонин I подвергаются мозаичной протеолитической деградации. Эти изменения принципиально являются обратимыми. Частично лизированные сократительные белки замещаются вновь синтезированными; при этом временные рамки, необходимые для белкового синтеза de novo и восстановления функции оглушенного миокарда, в целом совпадают.

В ответ на повышение внутриклеточной концентрации кальция активируется группа ферментов, объединенных общим названием кальпаины. Кальпаины широко распространены в клетках различных тканей, в том числе в миокарде. Эти ферменты вызывают ограниченный протеолиз, в результате которого из белков образуются крупные полипептидные фрагменты. Показано, что кальпаин I расщепляет тропонин I и тропонин T. Поскольку нельзя исключить, что кальций-индуцируемый протеолиз действительно играет существенную роль в патогенезе станнирования, одним из перспективных подходов к терапии оглушенного миокарда может быть использование ингибиторов кальпаинов.

Важным признаком оглушенного миокарда является наличие несоответствия между кровотоком и функцией миокарда: в то время как коронарный кровоток полностью или почти полностью восстановлен, сохраняются нарушения сократительной функции миокарда.

Оглушенный миокард сохраняет способность к сокращению под действием положительных инотропных агентов. Показано, что сократимость оглушенного миокарда может быть восстановлена под действием добутамина, дофамина, изадрина, кальция, а также в результате постэкстрасистолической потенциации. По сей день дискуссионным остается вопрос о том, является ли оглушение миокарда биологически негативным последствием ишемии-реперфузии, требующим коррекции, направленной на восстановление упомянутого выше несоответствия между кровотоком и функцией, или же этот феномен имеет протективное значение, и медикаментозные воздействия должны поддерживать сниженный фон сократимости до естественного ее восстановления. Первая точка зрения в настоящее время представляется более обоснованной, так как инотропная стимуляция оглушенного миокарда не приводит к замедлению естественного восстановления сократимости, а «поддержание» миокарда в оглушенном состоянии, например с помощью β-блокаторов, напротив, не ускоряет возврат нормальной сократимости после отмены этого отрицательного инотропного воздействия. Таким образом, устранение явлений станнирования в ряде случаев представляется оправданным и необходимым.

Клиническая значимость оглушения миокарда. В настоящее время большинством исследователей признается, что в кардиологической клинической практике существует целый ряд ситуаций, которые потенциально могут сопровождаться возникновением у больных станнирования миокарда (табл. 16.1). Однако есть основания полагать, что подлинная практическая значимость этого феномена у человека невелика. Это мнение обосновывается следующими фактами:

пациенты с ишемической болезнью сердца (ИБС), являющиеся объектом исследова-ния при изучении станнирования у человека, подвергаются исследованию в бодрствующем состоянии. В то же время известно, что одинаковые по продолжительности периоды ишемии вызывают более выраженное оглушение миокарда у наркотизированных экспериментальных животных по сравнению с бодрствующими;

ишемические эпизоды могут быть слишком короткими для того, чтобы вызватьсерьезное реперфузионное повреждение. Так, баллонная ангиопластика сопровождается окклюзией коронарной артерии, как правило, в течение менее чем 60 секунд. Такая непродолжительная ишемия не вызывает длительной сократительной дисфункции. Некоторые исследователи, впрочем, отмечают нарушения диастолической функции левого желудочка в течение 10 – 12 мин после раздувания баллончика;

подавляющее большинство пациентов с ИБС имеют достаточно хорошо развитыеколлатерали, что ослабляет глубину ишемии в ходе ишемического эпизода;

Таблица 16.1

Клинические ситуации, потенциально сопровождающиеся возникновением стан-

нирования миокарда

многие пациенты получают терапию антиишемическими препаратами, ослабляю-щими «ишемический» компонент станнирования;

из-за наличия значимого стеноза коронарной артерии образование свободных ради-калов в миокарде пациентов с ИБС при реперфузии может быть менее интенсивным,

поскольку восстановление кровотока происходит не так быстро;

имеются основания считать, что у пациентов короткие эпизоды ишемии ослабляютстаннирование за счет прекондиционирующего эффекта.

Одним из важных клинических вариантов оглушения миокарда является реперфузия при инфаркте миокарда. В данном случае картина осложнена следующим обстоятельством: ишемизированный участок миокарда к моменту реперфузии включает как обратимо поврежденную ткань, так и некротизированный миокард, не способный испытывать реперфузионное повреждение (станнирование). Наиболее существенное клиническое значение станнирование имеет в кардиохирургической практике при выполнении операций в условиях искусственного кровообращения. Появление станнирования в послеоперационном периоде в этом случае особенно вероятно при продолжительной аноксии сердца или неадекватной интраоперационной защите миокарда. У некоторых пациентов кардиохирургической клиники станнирование миокарда лежит в основе развития синдрома малого выброса, требующего экстренной терапии инотропными агентами.

Синдром постишемического невосстановления кровотока. Постишемическое невосстановление кровотока (no-reflow) – неполноценное восстановление перфузии миокарда на уровне микроциркуляторного русла после устранения причины, вызвавшей окклюзию приносящей артерии. Фактически данный феномен представляет собой особый вариант обратимого реперфузионного повреждения, возникающий при преимущественном нарушении структуры и функции микрососудов органа под действием повреждающих факторов реперфузии. Феномен no-reflow был описан в разных органах, таких как головной мозг, тонкая кишка, сердце.

Механизмы no-reflow. Важную роль в патогенезе no-reflow играет закупорка микрососудов лейкоцитарными агрегатами, возникающими в результате усиленной адгезии лейкоцитов к эндотелию. Лейкоциты нарушают нормальный кровоток за счет механического препятствования току крови, а также в силу того, что они являются источником свободных радикалов, дополнительно повреждающих эндотелий.

Рис. 16.2. Патогенез феномена невосстановления кровотока (no-reflow)

Существенное значение в возникновении невосстановления кровотока после успешной реперфузии миокарда (тромболизис, ангиопластика, стентирование и т. д.) имеет микроэмболизация терминальных отделов сосудистой сети миокарда атеросклеротическими массами, сгустками крови и тромбоцитарными тромбами. Патогенез феномена невосстановления кровотока представлен на рис. 16.2.

Микроскопическое исследование зон невосстановления кровотока выявляет отек кардиомиоцитов. Эндотелий капилляров при этом существенно поврежден и также имеет участки набухания с выпячиванием его элементов в просвет сосудов, иногда полностью обтурирующих последний. Дополнительными патогенетическими факторами являются сдавление микрососудов вследствие набухания кардиомиоцитов и образование тромбоцитарных и/или коагуляционных тромбов, обтурирующих сосуды. Для диагностики no-reflow используются такие методы, как допплеровская флоуметрия, контрольная коронарная ангиография с оценкой скорости и полноты прохождения контраста по коронарному руслу, магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография, а также электрокардиография в 12 отведениях. Особую ценность для диагностики представляет контрастная эхокардиография миокарда.

Соседние файлы в предмете Клиническая патологическая физиология