Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Влияние территориальной дифференциации качества и защищенности заня

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.14 Mб
Скачать

так и к деградации локальных социальных общностей, теряющих свой культурный код (генотип)»105.

В результате преобладания внешних миграционных потоков из сельской местности снижается не только численность населения, но и его качественный состав.

Еще в 2001 году Г.В. Иоффе и Т.Г. Нефедова заострили внимание на том, что из сельской глубинки уезжают наиболее молодые, трудолюбивые, предприимчивые люди. Процесс вымывания этого населения из сел в города они охарактеризовали как негативную селекцию населения сельской глубинки106.

Анализируя развитие сельских территорий Республики Коми, В.А. Лаженцев и В.В. Терентьев приводят данные, согласно которым в 2008 году численность выбывших из сельской местности Республики Коми лиц с высшим, неоконченным высшим и средним профессиональным образованием в 1,7 раза превышала количество прибывших в сельскую местность лиц с таким же уровнем образования. Соотношение выбывших и прибывших граждан с высшим и неоконченным высшим образованием равнялось2, лицсо среднимпрофессиональнымобразованием– 1,5107.

Причина структурных изменений образовательного статуса сельских жителей раскрывается П.П. Великим, который указывает на то, что в последние 2 десятилетия значительно снизился удельный вес работников умственного труда, занятых в социальной сфере. Это произошло по причине введения нормативов на социальное обеспечение жителей села и закрытия учебных и медицинских учреждений в населенных пунктах с недостаточ-

105Пациорковский В.В. Социология расселения как специальная социологическая категория // Социологические исследования. 2009.

6. С. 25–34.

106Иоффе Г.В., Нефедова Т.Г. Центр и периферия в сельском хозяйстве российских регионов // Проблемы прогнозирования. 2001. № 6.

С. 105.

107Лаженцев В.А., Терентьев В.В. Проблемы и приоритеты социальной политики устойчивого развития сельских территорий (на примере Республики Коми) // Экономика региона. 2011. № 4. С. 216.

81

elib.pstu.ru

ной в соответствии с нормативами численностью жителей. Со стороны сельскохозяйственных организаций снизилась потребность в специалистах-технологах108.

На раскрестьянивание и миграционную активность сельских жителей влияет дифференциация социокультурных факторов сельской местности и городской среды. Как пишет П.П. Великий, это различия в возможностях медицинского и бытового обслуживания, получения образования, организации досуга, обусловленные тем, что некоторые социальные блага и куль-

турные ценности невозможно перенести в сельскую местность109.

Еще одной важной причиной опустения сел является убыль молодежи вместе с родителями или по воле родителей. Жители села, даже если имеют возможность, отказываются от оформления земельных паев и ведения крестьянского хозяйства согласно установке, заключающейся в том, что, по мнению старших поколений, дети должны наследовать «не крестьянскую, а городскую жизнь»110.

О том, что на селе уровень и качество жизни ниже, чем в городе, и что это является причиной оттока сельской молодежи, пишет Г.Р. Габидуллина.

Она провела опрос выпускников Башкирского государственного аграрного университета, в результате которого выяснилось, что даже молодежь, получившая высшее профессиональное образование по сельскохозяйственным специальностям, лю-

108Великий П.П., Дакирова С.Т. Социальный потенциал постсоветской деревни // Известия Саратовского университета. Т. 12. Социология. Политология. 2012. №. 3. С. 14.

109Великий П.П. Раскрестьянивание – результат прошлого и реа-

лии настоящего российской агросферы Электронный ресурс // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2012. № 1. URL: http://www.iagpran.ru/index.php.

110 Великий П.П. Методологические аспекты социального конструирования российской агросферы // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. 2011. № 2 (14). С. 121.

82

elib.pstu.ru

быми способами старается остаться в городе. В качестве причин нежелания возвращаться в сельскую местность и работать там по специальности участниками опроса были указаны следующие:

1)социально-экономические, обусловленные низким размером заработной платы, условиями труда, проблемами жилья, быта и культуры;

2)социально-психологические, заключающиеся в низком престиже работы на селе. Респонденты в возрасте 20–25 лет, по данным Г.Р. Габидуллиной, вне зависимости от пола, намерены сменить сельский образ жизни на городской, так как в деревне отсутствуют перспективы для личностного роста и ограничены возможности для создания семьи. В сельской местности высокая безработица, ограниченность карьерного роста, слабо развито жилищное строительство, имеются дорожно-транспортные про-

блемы, низкий уровень культурного, медицинского и торгового обслуживания111.

Одним из вариантов реализации территориального поведения является квазимиграция. Она характеризуется тем, что трудоспособное население, проживающее на территориях, уступающих по возможностям трудоустройства и качества трудовой жизни другим территориям, вынуждено отказываться от привычного для большинства населения ежедневного ухода на работу и возвращения домой в тот же день, а работать вахтовым методом. Продолжительность вахтового цикла при этом от недели до полугода, в некоторых случаях даже более длительный период, который, как правило, зависит от удаленности и труднодоступности места работы от места постоянного проживания сотрудников организации.

При этом, как пишет Т.В. Зайниева, люди терпят неудобства, связанные с необходимостью на длительный период отры-

111 Габидуллина Г.Р. Особенности изменения образа жизни городской и сельской молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. С. 17.

83

elib.pstu.ru

ваться от семьи, в связи с тем, что они имеют «возможность найти только такую работу». Так ответили 11,3 % респондентов из числа представителей трудоспособного населения, использующих в своей трудовой практике вахтовый метод работы. Ответы остальных респондентов в процентном соотношении разделились следующим образом. По причине возможности получать более высокую заработную плату на вахтовый метод работы перешли 36,8 % вахтовиков, а 10,4 % – в связи с возможностью получать значительно более высокую зарплату; в связи с возможностью получать зарплату более чем в 3 раза высокую, чем на месте постоянного проживания, – 17,9 %.

Компенсацию моральных издержек, вызванных оторванностью от дома, в возможности работать по имеющейся профессии увидели 15,1 % вахтовиков, а 8,5 % респондентов мотивировали свое решение о переходе на вахтовый метод работы возможностью работать по призванию112.

Следует отметить, что эти ответы получены в результате социологического исследования, проведенного Т.В. Зайниевой в мае 2008 года в городе Чайковском Пермского края. Этот город по числу жителей относится к категории средних, а, как известно, возможностей трудоустройства в средних городах хотя и больше, чем в малых городах и сельской местности, но гораздо меньше, чем в региональных центрах и столичных городах.

Люди занимаются поисками работы, приносящей больший доход, даже в ущерб личным удобствам не только в связи с необходимостью удовлетворения собственных потребностей, но в большей мере из-за чувства ответственности перед своей семьей. Ответственность при этом ощущается как готовность учитывать интересы других членов семьи.

112 Зайниева Т.В. Локальный рынок труда и его особенности // Труд и социальные отношения. 2009. № 7. С. 150; Зайниева Т.В. Влияние локального рынка труда на процессы стратификации населения среднего города в условиях трансформационного общества… С. 79–80.

84

elib.pstu.ru

Н.И. Лапин прямо указывает на то, что в основе территориального поведения населения лежат его базовые ценности. Подводя итог масштабного социологического исследования, Н.И. Лапин пишет о том, что в большинстве исследованных регионов России среди базовых ценностей на первом месте находятся семейные ценности, благополучие семьи, которое непосредственно связано с независимостью человека и его трудом113.

Миграция является не единственной стратегией населения, совершающего действия, нацеленные на улучшение качества жизни. Если миграция является средством перемещения индивидов и членов их семей в более качественную и приспособленную для нормальной жизнедеятельности среду, то может быть и другой процесс – улучшение качества окружающей среды в месте постоянного проживания, причем с опорой на собственные усилия.

Как пишет А.М. Киселева, ссылаясь на проведенные в 2006–2008 годах в Омске и Омской области исследования, члены местных сообществ видят возможность улучшать качество собственной жизни, опираясь на поддержку семьи и близких, а также собственные усилия. Помощь органов власти при этом во внимание не принимается. А.М. Киселева считает, что процесс «улучшения качества жизни обусловлен паритетом интересов индивидов и органов власти, социальным равенством и справедливостью, возрождением полноценной жизнедеятельности на локальных территориях, налаживанием доверительных отношений местных сообществ и органов власти, содействием развитию гражданского общества»114.

113Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 33.

114Киселева А.М. Поведение местных сообществ в системе социального управления муниципальным образованием: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Екатеринбург, 2011. С. 26–27.

85

elib.pstu.ru

Автор данной монографии считает, что для подтверждения того, насколько перечисленные факторы влияют на территориальное поведение населения, и для выявления того, какие из них можно выделить в качестве детерминирующих, необходимо провести социологическое исследование, основанное на анализе официальной статистики.

Констатируя проблему регионального дисбаланса спроса и предложения и изучая миграционные намерения безработных и лиц, ищущих работу в федеральных округах Российской Федерации в 2008–2009 годах, Л.Б. Карачурина и Н.В. Мкртчян выявили значительную территориальную дифференциацию миграционной привлекательности потенциальных мест переезда на работу. Согласно результатам проведенных социологических опросов, 24,4 % респондентов были готовы переехать жить в другую местность при условии предложения хорошей работы с гарантией предоставления жилья. При этом при тех же условиях в сельскую местность были готовы переехать только 13,1 % от числа опрошенных, а в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, даже в случае государственной поддержки переезда и обустройства, – только 4,4 % респондентов115.

Масштабы территориальной мобильности населения можно проследить на примере миграционных потоков, явившихся следствием изменения политических сил и факторов в границах Российской империи, в дальнейшем Советского Союза, на протяжении XX века.

Высокие темпы урбанизации Российской империи в начале XX века привели к массовому переселению жителей российских сел в города. Это привело к тому, что, как пишет Ж.А. Зайончковская, за период 1897–1913 годов при увеличении общей чис-

115 Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В. Потенциал пространственной мобильности безработных в России… С. 45.

86

elib.pstu.ru

ленности населения страны на 21 % число горожан выросло на

55 %116.

Военные действия и связанные с этим перебои в снабжении городов продуктами питания в период Первой мировой, а затем Гражданской войны привели к переселению части городского населения обратно в сельскую местность, эмиграции из страны потерпевших поражение участников Белого движения, членов их семей и многочисленных представителей социальных классов, оказавшихся под угрозой репрессий.

ВСоветском Союзе в 20-е – 30-е годы прошлого века миграция была обусловлена индустриализацией страны, строительством транспортной инфраструктуры. В годы Великой Отечественной войны миграция была связана с необходимостью эвакуации в тыл мирного населения, а в более поздние периоды –

среализацией решений Партии и Правительства по освоению целинных и залежных земель, освоением Нечерноземья (второй целины), строительством Байкало-Амурской магистрали и т.д.

Всовременных российских условиях территория страны является достаточно освоенной, но экономически неоднородной. В большинстве субъектов РФ наблюдается стабильная мирная жизнь, но есть несколько проблемных территорий, проживание на которых является достаточно опасным. Перечисленные обстоятельства являются причинами того, что в различных субъектах Российской Федерации наблюдаются разнонаправленные миграционные потоки.

Автор данной монографии согласен с приведенным выше мнением А.Ю. Завалишина о том, что человеческое поведение, в том числе и территориальная мобильность отдельных индивидуумов и социальных групп, определяется их экономическими интересами и экономическим образом мышления; вместе с тем считает, что экономические интересы любого субъекта ми-

116Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в

ХХвеке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. 2000. № 4. С. 3.

87

elib.pstu.ru

грации – это только одна из причин его территориальной мобильности. Поэтому в монографии предлагается изучать особенности территориальной мобильности населения, учитывая чувственные аспекты этого явления, основываясь на мнении Дж. Урри, считающего, что отдельные актанты зависят от конкретных чувств, мобильности в определенные места или из них основаны на определенных способах чувствования117, а именно поисках счастья населением, готовым изменить и меняющим свое положение в пространстве.

По поводу понимания счастья высказывались древние мыслители и современные философы, социологи и экономисты. Понимание счастья различно в зависимости от религиозных убеждений, возраста, пола, уровня благосостояния, культурных традиций и т.д. у людей, стремящихся к его достижению или пытающихсяохарактеризоватьэтодушевноесостояниечеловека.

В своем исследовании автор опирается, во-первых, на понимание счастья древнегреческим мыслителем Платоном, вовторых, на работу современного американского автора М. Аргайла. Платон считал, что составляющими счастья являются следующие 5 компонентов: разумные желания; здравые чувства

иневредимое тело; удача в делах; добрая слава среди людей и достаток в деньгах и прочих жизненных средствах118. Отвечая на вопрос о том, как изучать и измерять счастье, М. Аргайл сделал вывод, что «счастье – единый фактор человеческого опыта, однако оно состоит, по крайней мере, из трех отчасти независимых факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций

иотсутствия отрицательных»119.

117Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 19.

118Бахтин М.В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности / предисл. А.М. Пронина. 4-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ин-та духовной культуры, 2006. С. 82–83.

119Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. С. 33. (Серия «Мастера психологии»).

88

elib.pstu.ru

Сопоставление данных утверждений дает основание, несмотря на огромный временной промежуток между этими высказываниями, найти в них определенную взаимосвязь. Все компоненты счастья, выделенные Платоном, в случае их присутствия в жизни человека любой эпохи являются причиной удовлетворенности жизнью и преобладания у этого человека положительных эмоций над отрицательными.

Российскими учеными проблема человеческого счастья рассматривается как в теоретическом, так и прикладном аспекте. Например, В.С. Бочко считает, что в управлении регионом человеческое счастье становится целевым вектором интегративного стратегического развития территории. Счастье при этом выражается в субъективной удовлетворенности жизнью и связано с качеством жизни. Указывая на комплексность понятия счастья, включающего материальные, нравственные и социокультурные составляющие, В.С. Бочко в качестве научной категории выделяет «экономическое счастье» человека, которое, по его мнению, представляет собой «чувство удовлетворенности и благополучия, выражающееся в отсутствии беспокойства о наличии работы, уверенности в существовании более-менее достойного дохода, доступности профессионального образования, гарантированности качественного медицинского обслуживания и сбалансированном получении других социальных благ»120.

Полемизируя с В.С. Бочко, другой представитель уральской научной школы В.А. Антропов указывает на «обтекаемость» приведенной выше формулировки и невозможность ее применения для диагностики состояния счастья, которое, по мнению В.А. Антропова, представляет собой психологическое состояние человека в процессе достижения им желаемой цели121. Следует отметить, что А.С. Ахременко некоторые компоненты,

120Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: автореф. дис. … д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2010. С. 27.

121Антропов В.А. Дорога к «счастью» или «счастье» – категория экономическая? // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2012. № 4. С. 99–100.

89

elib.pstu.ru

присутствие которых способствует возникновению у людей положительных эмоций, например возможность быть здоровым, проживание в безопасных условиях и др., использует для оценки качества жизни населения регионов РФ122.

Л.Д. Руденко опубликовала результаты социологического опроса, проведенного в региональной столице – городе Ярославле – и посвященного определению идеального для проживания (с точки зрения качества жизни) города. Рейтинг составляющих идеального города, с точки зрения ярославцев, характеризует следующая последовательность списка этих качеств (в порядке убывания значимости): низкий уровень преступности; хорошая экология; низкая стоимость жилья; низкая стоимость жизни; развитая система здравоохранения; высокий уровень благосостояния горожан; развитые транспортные сети. Причем для молодежи главным качеством идеального города является низкая стоимость жилья. Население в возрасте от 31 до 49 лет отнесло к наиболее важным качествам такого города низкий уровень преступности и доступность и качество медицинских услуг. Жители в возрасте старше 50 лет среди главных качеств, влияющих на формирование идеального города, рассматривают экологическую ситуацию и высокий уровень благосостояния жителей. При этом подавляющее большинство (67 %) респондентов собираются продолжать жить в Ярославле. Только малая часть (10 %) респондентов из числа опрошенных готова уехать из города на короткое время. Всего 20 % воспользовались бы возможностью уехать в другой город для постоянного проживания, причем такими городами являются столичные центры – Санкт-Петербург и Москва123.

122Ахременко А.С. Стабильность политического и социального развития российских регионов: взгляд через призму проблемы качества жизни // XI Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. Кн. 2. С. 593–603.

123Руденко Л.Д. Актуальные вопросы исследования городской среды в современной социологии // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Гуманитарные науки. 2012.

4. С. 110–114.

90

elib.pstu.ru