Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Тайное оружие информационной войны атака на подсознание

..pdf
Скачиваний:
62
Добавлен:
19.11.2023
Размер:
33.91 Mб
Скачать

новном как обращение с объектами с определенными целями, как некоторые технические действия, выполняемые с ловкостью и сно­ ровкой. Применительно к воздействию на человека - "это действия с людьми как с материалом, управление ими с ловкостью, с пренеб­ режительным подтекстом, обработка их в своих интересах" [74].

С целью выработки наиболее подходящего определения мани­ пуляции Е.Л. Доценко провел фундаментальный анализ трудов ав­ торов, работавших над проблемой манипуляции. Он выделил основ­ ные признаки, по которым авторы относят то или иное воздействие к манипулятивному. По частоте используемых признаков автор про­ вел выбор критериев, необходимых для конструирования определе­ ния манипуляции. В результате им были получены пять групп при­ знаков, в каждой из которых выделен обобщенный критерий, пре­ тендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции: 1) ро­ довой признак - психологическое воздействие, 2) отношение мани­ пулятора к другому как средству достижения собственных целей, 3) стремление получить односторонний выигрыш, 4) скрытый харак­ тер воздействия (как факт воздействия, так и его направленность), 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными: 6) по­ буждение, мотивационное привнесение и 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

По мнению автора, не все указанные признаки могут быть осно­ вополагающими и учитываться при формулировке определений ма­ нипуляции. Но одним из обязательных элементов определения должно быть указание на родовую принадлежность понятия, а именно то, что манипуляция является видом психологического воз­ действия. Автором предлагается следующее основное определение манипуляции:

Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого че­ ловека намерений, не совпадающих с его актуально существующи­ ми желаниями.

Наряду с основным им предлагаются и иные, в том числе упро­ щенные, формулировки определения межличностной манипуляции:

Манипуляция это вид психологического воздействия, при ко­ тором мастерство манипулятора используется для скрытого вне­ дрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений

или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адре­ сата в данный момент.

Манипуляция — это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполнен­ ное настолько искусно, что остается незамеченным им.

Манипуляция — это психологическое воздействие, направлен­ ное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Манипуляция — это искусное побуждение другого к до­ стижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

В практических целях предлагается пользоваться непосредст­ венно метафорой: манипуляция это действия, направленные на "прибирание к рукам " другого человека, помыкание им, производи­ мые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Визвестной работе С. Кара-Мурзы "Манипулирование сознани­ ем" мы находим следующее определение:

Всовременном толковании манипуляция - это программирова­ ние мнений и устремлений масс, их настроений и даже психическо­ го состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия

-наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату "закодированный" сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипуля­ тору. Это скрытое воздействие опирается на "неявное" знание, кото­ рым обладает адресат, на его способность создавать в своем созна­ нии образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искус­ ство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображе­ ния по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

Кглавным признакам манипуляции автор относит:

- это вид духовного, психологического воздействия на психи­ ческие структуры человеческой личности, на его дух, а не физиче­ ское насилие или угроза насилием;

- это скрытое воздействие, факт которого не должен быть за­ мечен объектом воздействия;

это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний, а потому организуется, как правило, профессионалами;

-это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера с использованием приемов этикета повышенно­ го ранга, ритуалов любовных отношений, с помощью иносказаний и умолчаний, языка знаков;

-это взаимодействие, когда человек выступает как ее соавтор, соучастник;

это не насилие, а соблазн самого человека поверить в то или иное сообщение, действие.

С. Кара-Мурза подчеркивает, что манипуляция - это не парт­ нерские отношения, а, прежде всего, обманные, соблазнительные действия, унижающие человека. Примерно так же трактует манипу­ ляцию Оксфордский словарь, определяя ее как "акт влияния на лю­ дей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пре­ небрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработ­ ка". Именно в таком наполнении слово "манипуляция" постепенно заменило ранее бытовавший термин "макиавеллианизм", обозна­ чающий безнравственную позицию "цель оправдывает любые сред­ ства".

Таким образом, полная метафора психологической манипуля­ ции содержит три важнейших признака:

идею "прибирания к рукам";

обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;

искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия. Соглашаясь с приведенным толкованием манипуляции в глав­

ном, хотелось бы остановиться на некоторых, на наш взгляд, спор­ ных моментах.

Действительно, манипуляция - это, прежде всего, психологиче­ ское воздействие на психику личности. Но, к сожалению, на психи­ ку можно воздействовать не менее эффективно и инструментальным путем, путем грубого физического (психофизического) насилия, без тени согласия человека на воздействия, не испрашивая его согласия на "соавторство" в противоправных действиях по отношению к не­ му, и тем более не нисходя на эффект соблазна. С. Кара-Мурза вскользь упоминает о применении электродов в "коррекции" пове­ дения, о лоботомировании, о воздействии "психотропными лучами

или газами", открещиваясь от этих средств, как от сугубо антигу­ манных. Но ведь они тоже являются инструментами манипуляции. Мы также не будем акцентировать внимание на этих омерзительных приемах. Однако набор подобных средств не ограничивается выше­ перечисленными приемами. Их число множится, они непрерывно совершенствуются. И умолчать о них нельзя. Поэтому необходимо рассказать о них читателю, которого в один "прекрасный момент" могут "уговорить" изменить и образ мышления, и поведение, и свое мировоззрение, несмотря на то, что "каждому человеку дана свобода духа и свобода воли". А он об этом даже вспомнить не успеет.

3.2. Манипуляция сознанием по книге С.Г. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием"

3.2.1. Учение Антонио Грамши и доктрина социодинамики

В западном мире ныне популярно учение о гегемонии Антонио Грамши [74, стр. 58]. Это - часть общей теории революции как сло­ ма государства и перехода к новому социально-политическому строю. Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью недоста­ точно для стабильного удержания власти. Основа любого государ­ ства - сила и согласие. Положение, при котором достигнут доста­ точный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония - не застывшее состояние, а тонкий и динамичный процесс. Уста­ новление и подрыв гегемонии, по Грамши и в отличие от классиче­ ского материализма, не столкновение классовых сил, а "молекуляр­ ный" процесс - невидимое изменение мнений и настроений малыми порциями в сознании каждого человека. Воздействуя на обыденное сознание, повседневные "маленькие" мысли среднего человека, по­ вторяя изо дня в день "нужные" утверждения, власть заставляет мас­ сы принимать их не разумом, а на веру.

Гегемония опирается на "культурное ядро" общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, традиции, опыт и знания многих веков. Выразителем "культурного ядра" выступает интеллигенция. "Интеллигенты слу­ жат "приказчиками" господствующей группы, используемыми для

осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемо­ нии и политического управления". Именно интеллигенция "убежда­ ет" массы, проводит в жизнь политику господствующей элиты. По мнению Кара-Мурзы, "учение Грамши было положено в основу всей грандиозной кампании по манипуляции сознанием населения

СССР для проведения "революции сверху" (стр. 58).

Для эффективного манипулирования сознанием "массового" че­ ловека необходима "подстройка" манипулятора к аудитории. Для этого необходимы знания о ее культурном профиле, языке, типе мышления и т.д. Такие знания поставляет социодинамика культуры. Бурное развитие последней резко увеличили эффективность воздей­ ствия СМИ. В части манипуляции масс СМИ играют огромную роль по замещению классической, цельной, иерархически взаимоувязан­ ной культуры и образования так называемой культурой мозаики, когда структурированные знания и понятия рассыпаются на отры­ вочные, случайные, не обладающие "силой сцепления" понятия. Мозаичная культура порождает "человека массы" - идеального объ­ екта для манипуляции сознанием. "Массовый человек - упрощен­ ный, усредненный, повышено внушаемый. Сознание его оказывает­ ся насквозь структурировано внедряемыми в него СМИ утвержде­ ниями, установлениями, ограничениями, которые определяют и рег­ ламентируют реакции, оценки, поведение публики" [135]. В мозаич­ ной культуре, пишет А. Моль, "знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации" [74, стр. 75]. Человечество втягивается в виртуальный мир хотя бы тем, что множество людей все больше и больше проводит времени перед телевизором, живя виртуальными реалиями выдуманных героев. Хорошо, если эти герои положительные, отражают стремление к лучшему устройству общества. А если нет? А если день и ночь лю­ дям показывают насилие, кровь и убийство, секс на фоне трупов? Тогда это называют информационной войной СМИ против своего же народа. Ибо, развращая молодое поколение, нельзя надеяться на будущее. Громко заявленная "свобода слова" превращается в откры­ тый беспредел, попирающий историю, достоинство и завоевания нации.

Таким образом, опираясь на учение Грамши и доктрину социо­ динамики, С.Г. Кара-Мурза приходит к выводу: если надо "промыть мозги" целому обществу, совершить над ним крупную программу

манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, требуется разрушить систему "университетского", дисциплинарного образования и заменить гуманитарную культуру культурой мозаич­ ной. Для этого манипуляторам необходимо овладеть школой и сред­ ствами массовой коммуникации. При этих условиях можно добиться большего или меньшего успеха, но если эти условия не обеспечены, успеха достичь почти невозможно [74, стр. 76].

Трудно не согласиться с логичным выводом С. Кара-Мурзы. За­ метим только, что для воплощения в жизнь доктринальных положе­ ний Грамши и социодинамики, так же как и истмата, требуется большая, напряженная и длительная кампания по "промыванию мозгов" большим массам населения. Но нельзя забывать и игнори­ ровать набирающую силу тенденцию, когда человек рассматривает­ ся как кибернетическое устройство, ключи по управлению которым давно и упорно подбираются. И если они будут подобраны, то про­ цесс управления человеком, то есть время достижения им "нужного" поведения, может сократиться до минут.

3.2.2. Теоретические истоки манипуляции. Психологическая доктрина

Истоки современных манипулятивных суггестивных технологий лежат в герменевтике - науке о толковании текстов. Герметизм оз­ начает закрытость. В текстах, написанных в традициях герметизма, смысл передается сложной, доступной только посвященным симво­ ликой. Долгое время приемы герменевтики использовалась филосо­ фами и историками для толкования (перевода) старых текстов на язык, понятный современнику, пытаясь восстановить истинный смысл событий прошлых веков. В настоящее время сфера примене­ ния приемов герменевтики резко расширилась. Применительно к манипулятивным приемам это означает толкование сообщений, вер­ бальных текстов (а также жестов, смыслов изображений, образов, действий и поступков) "в нужном ключе" для их толкователя. КараМурза поясняет: "Какую же цель преследует тот, кто желает мани­ пулировать нашим сознанием, когда посылает нам сообщения в ви­ де текстов или поступков? Его цель - дать нам такие знаки, чтобы мы, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в нашем восприятии. Он подсказывает нам такие связи своего текста

или поступка с реальностью, навязывает такое их истолкование, чтобы наше представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на наше поведение, причем мы будем уверены, что поступаем в полном соответствии с нашими собственными жела­ ниями".

В основе каждого манипулятивного приема лежат та или иная научная основа, теория, учение. Применительно к насильственному воздействию на сознание отдельного человека наиболее подходит психологическая доктрина, в основе которой лежат труды наших гениальных соотечественников физиолога И.П. Павлова и психофи­ зиолога В.М. Бехтерева. Развивая теорию условных рефлексов И.П. Павлова, его последователи и ученики создали и развивают сегодня учение о высшей нервной деятельности человека, о меха­ низмах восприятии им окружающей действительности, его созна­ тельной деятельности. Вмешиваясь в процесс восприятия информа­ ции, манипуляторы направляют мысли и действия человека-мишени в нужное для них русло. В.М. Бехтерев связывает этот процесс с насильственным внушением - вторжением в сознание или привива­ нием к нему посторонней идеи; прививанием, происходящим без участия воли и внимания воспринимающего лица и нередко без яс­ ного даже с его стороны осознания этого процесса.

"Внушение в отличие от убеждения проникает в психическую сферу помимо личного сознания, входя без особой переработки не­ посредственно в сферу общего сознания и укрепляясь здесь, как всякий предмет пассивного восприятия" [43]. На базе теории вну­ шения в 30-40 годы появилась теория "рационального внушения", согласно которой при внушении человек не меняет свою точку зре­ ния, а меняет объект оценки. Манипуляторы, например, с помощью средств массовой информации, умело комментируют информацию, предлагая слушателю наиболее разумный, с их точки зрения, вари­ ант объяснения событий. Неудобные для них моменты при этом за­ малчиваются. Тем самым слушателю как бы насильно навязывается "нужная" позиция, которая становится его собственным мнением. Опыты с "рациональным внушением" породили психоанализ, воз­ никший на учении о подсознании Зигмунда Фрейда, на обращении не к разуму, а к инстинктам. Один из главных в учении Фрейда ин­ стинктов - сексуальный (вождь-мужчина должен соблазнять жен­

щину-массу) умело использовался фашистами в нацистской Герма­ нии для оболванивания немецкого народа. Идеи Фрейда широко ис­ пользовались в рекламе. Его ученик Эрнст Дихтер утверждал, что главная ценность товара для покупателя заключается не в его функ­ циональном назначении, а в удовлетворении запрятанных глубоко в подсознании желаний, о которых сам покупатель может даже и не подозревать. В большинстве случаев это темные инстинкты и тай­ ные желания, "вытесненные" в подсознание именно потому, что они неприемлемы для сознания. Успех Дитриха в рекламном деле при­ влек к нему политиков, и психоанализ был перенесен в манипуля­ цию сознанием в политической сфере, в частности в избирательные кампании. Специалисты тщательно изучали влияние на избирателя тембра его голоса, манеры держаться, и т.д. и т.п., вплоть до того, какая цветовая гамма плаката наиболее привлекательна для людей разного достатка и возраста.

Большую лепту в развитие психоанализа внес американец Джеймс Вайкери, открыв влияние слов на подсознание. Ему же принадлежит открытие, названное им "сублиминальной" (т.е. под­ сознательной) рекламой или сублиминальным кино, более извест­ ным ныне как технология применения 25-го кадра.

С развитием психоанализа возникло и понятие "психологиче­ ская защита", внутренне присущая каждой личности. Потом это по­ нятие было перенесено на большие группы людей, сообществ. Соб­ ственно, успех манипуляции сознанием зависит от того, как мани­ пулятору удается разрушить психологическую защиту объекта сво­ его воздействия, внутренний образ своего "Я". Целостный образ внутреннего "Я" слагается из множества составляющих - противо­ борствующих между собой частичных "Я" (по Умрюхину —мотива­ ций). Побеждающая в тот или иной момент мотивация и определяет поведение человека. Отсюда целью манипулятора является выявле­ ние выгодной для него мотивации и усиление ее с помощью манипулятивных технологий на фоне остальных. Практикой установле­ но, что легче всего в человеке усилить его низменные, животные влечения и на фоне (или с помощью) этих влечений заставить чело­ века совершить нужный для манипулятора поступок. Эта техноло­ гия разрабатывается давно в рамках социальной психологии. Ее адепты не скрывают своих истинных намерений. На прошедшей в середине 90-х годов на Западе дискуссии о прикладном назначении

социальной психологии ее роль была определена четко - "разра­ ботка систематизированных техник формирования образа мыслей и поведения людей в отношении друг друга, то есть разработка поведенческих технологий", причем ... без ведома субъектов чело­ веческих отношений.

Параллельно с психоанализом развивается и другое манипулятивное течение —бихевиоризм, развившийся в эпоху кибернетики в необихевиаризм. Основателем последнего является Фредерик Скин­ нер (США). В отличие от психоанализа сторонники этого направле­ ния исключают внутренний мир человека (его эмоции, мышление, влечения) и рассматривают поведение исключительно как функцию внешних стимулов. Человек выступает в качестве машины, управ­ ляемой внешними обстоятельствами. По мнению Скиннера, челове­ чество может и должно обучится "приемлемым" формам поведения. Э. Фром - видный авторитет в области психоанализа - объясняет “невероятную популярность Скиннера в США тем, что ему удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистического мышления с духовной и социальной реальностью. Психология Скиннера - это наука манипулирования поведением; ее цель - обна­ ружение механизмов "стимулирования", которые помогают обеспе­ чить необходимое "заказчику" поведение. С ним согласен и другой видный антрополог и исследователь поведения К. Лоренц, который трактует популярность бихевиоризма в США склонностью к "техноморфному мышлению, усвоенному вследствие достижений в ов­ ладении неорганическим миром. Бихевиоризм доводит его до край­ них следствий. Другим мотивом является жажда власти, уверен­ ность, что человеком можно манипулировать посредством дресси­ ровки". К. Лоренц видит в бихевиоризме реальную опасность для человечества; постоянное "воспитание" человека с помощью мето­ дов бихевиоризма грозит превратиться в мощный фактор искусст­ венного отбора, при котором будут вытеснены, а потом исчезнут именно те люди, в которых ярко выражены самые прекрасные высо­ кие качества.

3.2.3. Основные механизмы манипуляции

Ныне проблема манипуляции сознанием превратилась в слож­ нейшую цепь, в которой переплелись психология и информатика,