Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

В становлении службы психологического сопровождения студентов вузов

Холмогорова А.Б., Якубова Л.Н.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии,

Московский государственный психолого-педагогический

университет, Москва

Актуальность организации службы психологического сопровождения студентов вузов обусловлена широкой распро­страненностью состояний эмоциональной дезадаптации в мо­лодежной среде, значительным «омоложением современного лица» депрессии, ростом суицидов, по числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире [Войцех, 2006].

На XVI конгрессе Европейского союза школьной и уни­верситетской медицины и здоровья, состоявшимся в 2011 г. в Москве, отмечалось безусловное лидерство нервно-психичес­ких расстройств среди других болезней в студенческой популя­ции.. Повышенный риск манифестации психической патологии (по данным разных исследований до 20% студентов вузов нахо­дятся в состоянии выраженной эмоциональной дезадаптации, а 15% имеют суицидальные мысли и намерения) обусловлен вы­соким уровнем стресса у молодых людей в процессе перестрой­ки привычных жизненных стереотипов (новыми требованиями, сменой социального окружения и т.д.) и необходимости реше­ния сложных задач профессионального самоопределения.

С учетом широкого распространения расстройств аф­фективного спектра в студенческой популяции, ключевая роль в службах психологического сопровождения студентов в раз­личных европейских и американских университетах отводится клиническим психологам, работающим в тесном сотрудничес­тве с психиатрами. В России такие модели психологической службы пока не получили достаточного распространения, поэ­тому особую роль приобретает трансляция опыта этих служб.

<

н н

<

S е

о

Интегративная психотерапия, стержнем которой яв­ляется когнитивная психотерапия А.Бека, стала основой для организации психотерапевтической работы, проводимой сотрудниками отдела психологического сопровождении сту­дентов МГППУ, начиная с 2008 года (Холмогорова, Якубова, Горшкова, Евдокимова, Москова, Матыцына, 2010). В отделе работает 7 человек, 4 из которых имеют научную степень. Все сотрудники ОПС-дипломированные клинические психо­логи, прошедшие циклы повышений квалификации по наибо­лее признанным в мировой практики методам психотерапии и психологического консультирования, в отделе работает опытный психиатр. Ежегодно проводится около 500 инди­видуальных консультаций, ведется групповая работа. Среди обращающихся за помощью в более половины случаев выяв­ляются симптомы депрессии умеренной и тяжелой степени, около трети обращающихся высказывают суицидальные мыс­ли и намерения.

Крайне важным представляется дальнейшее развитие научных оснований работы служб психологического сопровож­дения российских вузов и обмен имеющимся опытом.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНОНИМНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ АКЦИЙ

«ДЕТИ УЛИЦ» И «ЗАЩИТА»

Чиркова И.А.

ГБОУОЦДиК, г. Челябинск

Цель данного исследования - выявить осведомлен­ность учащихся школы (5-11 классов) относительно их собс­твенных прав и способов защиты; их взаимоотношений в кругу сверстников и взрослых; осведомленности о проблеме употреб­ления различных ПАВ; о разных проявлениях девиантного и делинквентного поведения среди подростков.

Исследование проведено педагогом-психологом в рам­ках межведомственных акций «Дети улиц» и «Защита» в 2011-2012 гг. Было реализовано анонимное анкетирование учеников 5-11 классов МБОУ СОШ №19 г.Челябинска. В школе помимо общеобразовательных программ реализуются коррекционные программы для детей с задержкой психического развития. Не­благоприятное социальное окружение школы, повышенный уровень криминогенности в районе, обучение в школе большо­го количества детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, привело к увеличению количества детей с девиан-тными и делинквентными формами поведения. Доступность недорогих фармакологических препаратов, бытовой химии, детское одиночество, кризис переходного возраста так же спо­собствуют росту наркомании и токсикомании среди детей.

С учетом опыта работы научно-практических площадок «Городского центра «Дети улиц» г. Москва (за 2011 г.) автором были разработаны 3 анонимные анкеты, в которых учитывался возрастной и тендерный признаки. Анонимность позволила де­тям и подросткам быть более открытыми и честными. Всего в исследование приняли участие 348 детей.

Для учащихся 5-6 классов вопросы в основном каса­лись их взаимоотношений в школе со сверстниками, педаго­гами, другими взрослыми. Для учащихся 7-8 классов вопросы касались проблемы табакокурения, употребления алкоголя и других ПАВ, воровства, физического насилия в школе и про­гулов уроков, отношения окружающих взрослых к поведен­ческим особенностям подросткам. Для учащихся 9-11 классов вопросы касались правового статуса несовершеннолетнего, его прав и обязанностей.

Из ответов учащихся 5-6 классов выяснилось, что:

  • 74% опрошенных отметили, что учителя называют их в школе исключительно по фамилии. Сами учащиеся обраща­ются к своим учителям по имени и отчеству.

  • 11% считают, что учителя иногда высказываются ос­корбительно об их родителях.

  • 52% полагают, что учителя относятся к ним неспра­ведливо (кричат, оскорбляют, придираются).

  • 30% учащихся уверены, что бы они не сделали, как бы они не старались, учителя все равно поставят им низкие оценки, не похвалят и будут относиться «не очень».

  • 20% учащихся пострадали от физического насилия в школе со стороны одноклассников и еще 20% - от «разборок» с родителями своих одноклассников.

Из ответов учащихся 7-8 классов выяснилось, что:

  • 24% респондентов уверены, что в школе существует проблема наркотиков.

  • 23% учащихся сами пробовали когда-нибудь ку­рить травку, пить специальные таблетки, нюхать летучие соединения.

  • 52% учащихся пробовали курить (сигареты, табак, трубки, сигары), причем из этого количества 59% мальчиков. Еще 55% учащихся пробовали алкоголь (дома, в компаниях, на дискотеках, в школе), причем из этого количества 53% девочек. Т.о., девочки чаще употребляют алкоголь, а мальчики чаще курят.

  • 41% учащихся ответили, что окружающие их взрослые «ругают» подростков за то, что они употребляют ПАВ, 28% от­ветили «наказывают», 23% - «не замечают», 5% - «разрешают».

  • 50% учащихся пострадали в школе от воровства (де­нег, одежды, сотовых телефонов, письменных принадлежнос­тей). При этом только 5% признались в том, что сами брали без спроса какие-то вещи у других.

  • 62% учащихся склонны нарушать школьные правила, могут пропустить уроки, если им так хочется, они не выспались или им это надоело. 52% учащихся не отключают на урокахзвук у сотового телефона, что также можно рассмотреть как мелкое нарушение школьной дисциплины.

  • 25% учащихся в случае сложной жизненной ситуации, обратятся к родителям, 19% - к родителям или друзьям, 21% - к друзьям. Только 6% обратились бы в полицию и столько же к учителям, еще 5% - решили бы проблемы самостоятельно.

Из ответов учащихся 9-11 классов выяснилось, что:

  • 75% учащихся вообще не осведомлены о правовом статусе несовершеннолетнего: не знают о гарантиях их право­вой защиты, предоставляемых государством. 24% считают, что имеют «право на жизнь», 22% - «право на образование», еще среди ответов встречались - «на личную жизнь», «гулять до 22 часов» и др.

  • Еще меньше подростки осведомлены о своих обязан­ностях: учащиеся перечисляют действия, как таковые к обязан­ностям не относящиеся.

  • Ценностное отношение к праву рассматривалось в двух вариантах - терминальном (отношение к праву как самостоя­тельной ценности: норма поведения, правота, порядок) и инстру­ментальном (право оценивается как средство реализации других целей: возможность, защищенность, безнаказанность). Половина подростков оценивают право с точки зрения нормы поведения и поддержания порядка в обществе против справедливости. Еще половина относятся к праву как к инструментальной ценности, здесь чаще просматривается стремление к поиску возможностей достижения собственных целей, заметно ниже право оценива­ется с точки зрения защищенности. Настораживает наличие в правовом сознании негативной направленности инструменталь­ных правовых ценностей. 70% уверены, что в некоторых случаях нарушение закона возможно. 57% опрошенных в той или иной степени «плохо» относятся к закону.

  • 76% согласились бы прослушать открытые лекции юриста по правовому статусу несовершеннолетнего.

<

<

и,

< о

! 2

о

в

в ■< в н н

о

X

в

91

н н

1-1 о

и

н и « о

и

В Е 8 В и к о н

мВ* SHB

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им В/ «и о

S'B" £ s я

wSo S 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

к ■< U

<%%

ОВД

Ч к

33§

к и и 6 ч ^

й=| m Р

Ыб%

"HP

И н < m В я

н

н ■<

ч

S е

о

о =

ё

н ■< к н н

о =

ё

о

Настоящее исследование носило практико-ориенти-рованный характер: полученная информация легла в основу технологии работы психолога и социального педагога с подрос­тками в сфере защиты интересов и прав несовершеннолетних, а также по формированию правосознания и повышению пра­вовой культуры. Были разработаны методички для учащихся, учителей и родителей, содержащие необходимую информацию по вопросам, отраженным в исследовании. В течение учебного года совместно с классными руководителями проводились про­филактические тематические классные часы, совместно с юрис­том - лекции по правам и обязанностям несовершеннолетних. Велась индивидуальная работа с учащимися и их родителями, попавшими в трудную жизненную ситуацию; с подростками, состоящими на учете в ОПДН; работал городской и школьный «Телефон доверия»; велась работа психолога по профилактике профессинального выгорания среди педагогов.

рушений при ХГБН, при этом достоверных различий в группе пациентов с ЧГБН и в контрольной группе не отмечается. Пси­хофизиологическое исследование TOVA показало, что у паци­ентов с ХГБН выявляется достоверное повышение показателей невнимательности и времени реакции по сравнению с группой пациентов с ЧГБН и контрольной группой.

Обсуждение. Комплексная оценка особенностей кли­нической картины заболевания с учетом данных психологи­ческого исследования и результатов психофизиологического тестирования позволила установить, что пациенты с ХГБН ха­рактеризуются не только эмоциональными нарушениями, что было известно ранее, но также астеническими и когнитивны­ми нарушениями. При сравнении результатов нейропсихоло-гического тестирования у пациентов с ХГБН по сравнению со здоровыми испытуемыми и с пациентами с ЧГБН, отмечались нарушения памяти и внимания. По нашему мнению, общим зве­ном в патогенезе когнитивных нарушений и ХГБН может быть изменение пластичности нервной системы.

92

н н

1-1

о

н и н о

и

В Е 8 В

о н s л 5

SHS

доя >■ <: В

э°в

«и о

£ s я

wSo

5 2 Рн оВв

s"a

К. щ л

еов §ио

к ^ U

osg

6 Ч ^ IP3

й=| " Р

ы%&

"HP m К я