Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Цветков.Очерки истории зарубежной журналистики.doc
Скачиваний:
109
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
586.24 Кб
Скачать

Тема 7. Формирование периодической печати в Англии XVII веке

В Англии появление периодической печати было заторможено по сравнению с Германией в связи с ранним становлением абсолютизма, который установил жесткий контроль за развитием печатной продукции. В 1476 г. Уильям Кэкстон основал первую типографию, но настоящая газета появилась почти через два столетия. В 1485 г. на трон Англии взошли Тюдоры, и началось укрепление абсолютизма. Кэкстон пользовался относительной свободой от вмешательства королевской власти, так как никогда не посягал на политические и социальные темы. Он печатал сочинения Чосера, свои переводы античных авторов (в основном с французского) и видел свою задачу в распространении в Англии континентальной культуры. В течение почти полувека со дня своего основания печатное дело не рассматривалась как влиятельная общественная сила.

Однако распространение Реформации изменило отношение между властью и печатью. В 1529г. Генрих VIII, который активно противостоял нарастающему протестантскому движению, подписал список запрещенных книг, что положило начало контролю за печатной продукцией. В 1534 г. Генрих VIII издает указ, согласно которому открытие типографии требует специального королевского разрешения. В этот период растет роль Тайного Совета, контролировавшего исполнение законов. Начиная с 1542 г., протоколы Тайного Совета свидетельствуют об ужесточении преследований лиц за "неподобающие высказывания", а также об участившихся арестах за печатание баллад на политические темы.

В 1557 г. королева Мария Кровавая распорядилась основать Корпорацию типографщиков, которая имела монополию на книгопечатание и облегчала властям борьбу с непокорными издателями. Так, с 1576 г. уже при королеве Елизавете I , корпорация установила порядок еженедельных проверок и обысков во всех типографиях, чтобы не допустить незаконных изданий. В 1559г. Елизавета I распорядилась передать функции цензуры Звездной Палате, основанной еще в 1487 г. как высшее судебно- административное учреждение для борьбы с королевскими врагами. Эдикты Звездной Палаты налагали жесткие ограничения на печатную продукцию: количество типографий было сокращено до 20 , и содержать их можно было только в Лондоне, Оксфорде и Кембридже; устанавливался порядок выдачи лицензий и создан был институт цензоров; нельзя было не только печатать и продавать не просмотренные цензурой сочинения, но воспрещалось даже покупать и иметь их. Ослушникам грозили суровые наказания. Так, в 1584г Уильям Картер был пытан и повешен за печатание памфлетов в защиту католицизма. Не менее суровым наказаниям подвергались и издатели пуританской литературы.

С приходом к власти Стюартов (1603) и углублением социально-религиозного конфликта начинают усиленно циркулировать в обществе памфлетные листки и распространенные еще в XVI в. рукописные газеты - Newsletters, Relations, Discourses, авторы которых были талантливыми журналистами, но их продукция была недоступна среднему потребителю из-за дороговизны. Созревало время для нового типа изданий. Летом 1621 г. на улицах Лондона появились листки, очень отдаленно напоминающие современную газету. Эти примитивные листки новостей назывались "corantos"1 (вестник). У них не было периодичности, необходимой для настоящей газеты, и новости, которые они публиковали, были весьма специализированными. В 1620-е гг. у англичан возник особый интерес к событиям на континенте в связи с разгоревшейся Тридцатилетней войной. Издатели в Нидерландах очень быстро отреагировали на этот возникший интерес и стали печатать на английском языке вестники, которые выходили с декабря 1620 по сентябрь 1621. Всего было отпечатано 25 односторонних листков - вестников, которые ныне хранятся в Британском музее. Вестники критиковали европейскую политику Иакова I, и он тут же принял жесткие санкции против всех издателей и распространителей печатной продукции.. Однако один из издателей Натаниэль Баттер сумел получить разрешение властей на издание, публикующее новости из-за границы, и в 1622г. начинают выходить "Еженедельные известия из Италии, Германии и пр." ("TheWeekly News from Italy, Germany, Hungary, Bohemia and France"). Это первая еженедельная английская газета. В ней сообщались только факты без комментария, и поначалу публиковались исключительно зарубежные новости. С газетой Баттера связывают и появление первой рекламы в английской прессе: в четвертом номере газеты издатель поместил текст, рекламирующий свое издание2. Появление внутренней информации в газете датируется 1628 г, когда был напечатан отчет о дебатах в парламенте, положивший начало так называемым "диурналиям" (diurnals) - отчетам о парламентских заседаниях, которые распространились в период противостояния короля Карла I и парламента.

После упразднения Звездной Палаты в 1641 г. Долгим Парламентом (1640-1653) пресса получила относительную свободу в освещении политических событий, происходящих в стране. Парламент начинает регулярно печатать отчеты о своих заседаниях, сначала собранные в ежегодниках, а затем в еженедельниках, которые появляются с разными вариациями под названием "Diurnal" (" Perfect Diurnall of Passages in Parliament", " A Perfect Diurnull of Proceeding in Parliament", " Diurnull Occurences of Daily proceedings etc." и т.д.). Время английской буржуазной революции (1640- 1650-е гг.) - период расцвета политической журналистики. Она поражает как количеством печатных органов (только еженедельных газет за это время издавалось около 170), так и живостью, с которой они отзываются на события, следующие друг за другом с невероятной быстротой. Печать становится важнейшим политическим орудием в борьбе "круглоголовых" и "кавалеров".

Прообразом политических газет можно считать издания, в названиях которых фигурировало слово "mercurius". "Меркурии" издавались как сторонниками парламента, так и защитниками королевских прерогатив. В роялистской прессе сотрудничали такие талантливые публицисты как Джон Беркенхед, который возглавлял газету "Дворцовый Меркурий" ("Mercurius Aulicus", 1643-1645), беспощадно осыпавшую насмешками парламентскую партию, и Сэмюэль Шеппард, который совместно с Джорджем Уортоном издавал "Милосердный Меркурий" ("Mercurius Elencticus",1647-1649), обвинявший вождей пуританства в "величайшей государственной измене". Парламентская пресса была представлена еженедельником "Британский Меркурий"("Mercurius Britannicus", 1643-1647), издававшийся незаурядным журналистом Марчмонтом Нидхемом (1620-1678). Он публикует разоблачительные памфлеты против окружения короля и едкие пародии на самого монарха. Формально цензура не была отменена, но начиная с 1641 г. и вплоть до казни Карла I в 1649 г., у противоборствующих сторон не было средств сдерживания прессы, хотя и с той и с другой стороны применялись репрессивные меры по отношению к неугодным изданиям: их закрывали, издатели подвергались тюремному заключению, изгнанию и т.д. В 1647 г. Нидхем попадает под суд, но вымаливает прощение у короля, перейдя на его сторону. Он становится одним из издателей роялистского "Прагматического Меркурия" ("Mercurius Pragmaticus"), в котором беспощадно осмеивает вождей оппозиционного парламента. Несмотря на принятое парламентом постановление о закрытии издания, оно просуществовало вплоть до казни короля. Нидхем был вынужден скрываться, но был схвачен и посажен в тюрьму. Еще раз изменив свою политическую позицию, он начинает издавать официальный еженедельник "Политический Меркурий" ("Mercurius Politicus".1650), в котором со свойственным ему пафосом отстаивает дело республики.

Большая часть выходивших в эти годы печатных изданий представляло собой не столько газету или журнал, сколько сборник памфлетов или трактатов на злободневную политическую тему, в которых закладывались традиции британской публицистики. Если в начале и в первой половине 40-х гг. роялистской публицистике противостоял единый лагерь противников монархии и англиканской церкви, то по мере развертывания революционных событий в этом лагере обозначился раскол: сторонники умеренных пресвитериан, публицисты непримиримых к пресвитерианской политике индепендентов, защитники демократических принципов левеллеров против нарастающей диктатуры индепендентов и Кромвеля и выразители интересов бунтующих диггеров (представителей городской и деревенской бедноты).

Идеолог и лидер левеллеров - талантливый публицист Джон Лильберн (1618-1657), блестящий оратор и автор ряда трактатов, в которых он ратовал за уничтожение монархии и палаты лордов, за установление республики и введении всеобщего избирательного права. В страстном памфлете "Новые цепи Англии"(1649) он выступает за республику, в которой править будут разум, свобода, а не меч. Лильберн беспощаден в своих атаках на индепендентское руководство, которое предает дело свободы.

Еще более радикальны по своим идеям и стилю трактаты и памфлеты Джерарда Уинстенли (1609- ок.1652), публициста диггеров. В своих публицистических сочинениях Уинстенли создает обобщенный образ "бедного угнетенного люда Англии", от лица которого он выступает. Диггеры-"копатели" наивно верили, что с победой парламентских войск наступит время благоденствия и справедливого распределения земли. ("Знамя, поднятое истинными левеллерами",1649; "Декларация бедного угнетенного люда Англии", 1649). Утопическая картина идеального человеческого общества, построенного на принципах политического и имущественного равенства, нарисована в самом известном трактате "Закон свободы"(1652).

Крупнейший публицист Англии XVII в. Джон Мильтон (1608-1674), защитник и сторонник индепендентов. В его многочисленных трактатах и памфлетах складывается наиболее полная картина исторических событий Английской революции. Публицистику Мильтона пронизывает мысль о свободе - свободе в религиозной, частной и гражданской жизни. Понятие "свобода" у Мильтона тесно связано с понятием "истинной добродетели", которая определяет настоящего человека и гражданина. Круг тем, затронутых публицистом, необыкновенно широк: религия и веротерпимость ("О реформации", "О епископате", "Об истинной религии" и др., 1641); вопросы воспитания ("О воспитании", 1644); право человека на свободу в личной жизни (цикл памфлетов о разводе , 1643-1645); право народа на восстание против неугодного правительства (" Обязанности государей и правительств", 1649, "Иконоборец", 1649, "Зищита английского народа",1650, "Вторая защита английского народа", 1654); гражданские свободы личности ("Ареопагитика", 1644).

"Ареопагитика или речь к английскому парламенту о свободе печати" занимает особое место среди памфлетов Мильтона. Появление памфлета было вызвано тем, что парламент уже через два года после упразднения Звездной Палаты, убоявшись собственной решительности, принял закон о Надзоре за книгопечатанием (14 июля 1643), усилив предварительную цензуру и увеличив взыскания за нарушения закона. Мильтон напечатал свой памфлет без предварительного разрешения. Он обращается к парламенту (ареопагу), защищая свободу выражения общественного мнения. По глубокому убеждению Мильтона, знание не способно осквернить подлинную добродетель; добродетель, которую стоит оберегать от дурных книг, не многого стоит. Даже опасность выхода в свет католических или атеистических произведений не оправдывает в глазах публициста существования института предварительной цензуры. "Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека... кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум"1.

Мильтон призывает к пересмотру закона. Он признает, что поведение книг, как и поступки людей, должно быть предметом самого пристального и попечительного надзора церкви и государства, но нужна осторожность в суждениях. Памфлетист проповедует не вседозволенность, а разумные меры, подкрепляя свою позицию многочисленными примерами из истории. Цензура, говорит Мильтон, изобретенная самым тираническим судилищем - инквизицией, неприемлема для людей ( англичан),"издавна прославившихся передовых борцов за свободу"( С.29). Автор подробно доказывает, что "цензурный порядок не ведет к той цели, ради которой он был установлен"(С.37). Закон о цензуре, согласно Мильтону, "является величайшим оскорблением и угнетением для науки и ученых"(С.42), для свободного и просвещенного ума(С.43),препятствует истинному знанию и превращает знание и религию в товар(С.50-51). Уповать надо не на цензуру, а "на непринудительные законы добродетельного воспитания, религиозной и гражданской культуры"(С.39). "Ареопагитика" - это гимн раскрепощенной человеческой мысли, призыв к свободному обмену идеями, без которого неизбежен застой в развитии общества и человека. " Свобода - вот кормилица всех великих талантов... Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное - свободу судить по своей совести" (С.58).

Мильтон создавал "Ареопагитику", намеренно по форме подражая речам древних ораторов и, в первую очередь, Исократу. Отсюда усложненный синтаксис памфлета, насыщенность текста литературными, историческими, библейскими ассоциациями и аллюзиями. В памфлете Мильтона нашли отражение его всесторонние познания, неопровержимая логика доказательств и полемическая страстность. Однако выступление Мильтона не смогло оказать влияния на политику в области печати. Идеи, сформулированные в "Ареопагитике", были подхвачены лишь столетие спустя и прежде всего в североамериканских колониях, которые начали борьбу за свою независимость. "Ареопагитика" стала краеугольным камнем, положенным в основание либертарианской теории печати, согласно которой печать является инструментом контроля за правительством, призвана информировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом открывать правду.1

После казни Карла I (1649 г.) и установления протектората Кромвеля (1654 г.) пресса вновь стала влачить жалкое существование. "Круглоголовые" Кромвеля, которые захватили прерогативы королевского надзора за печатью, были не более лояльными, чем их предшественники. Кромвель разрешил издание только официальных органов, таких как "Политический Меркурий" ("Mercurius Politicus") и "Превосходный Дневник" ("A Perfect Diurull"), цензуру которых в силу своих служебных обязанностей вынужден был осуществлять Мильтон, а позже "Общественный Осведомитель" ("Public Intelligencer" 1655). Ведущий кромвелевский издатель - Марчмонт Нидхем, который редактирует и "Политический Меркурий", выходящий по понедельникам, и "Общественный Осведомитель", выходящий по четвергам. "Осведомитель" мало чем отличался от "Меркурия", порой дублировал его материалы за исключением зарубежной информации. Сообщения о внутренней жизни страны касались постановлений правительства, перемещения чиновников и тому подобной информации, из которой сложно понять, что происходит в стране. Сообщения из-за рубежа были полнее и достовернее. Издания выходили в виде шести-восьмистраничной брошюры, первая страница украшалась виньетками и растительным орнаментом, текст верстался в хронологической последовательности. В каждом номере был "отдел объявлений", в котором сообщалось о продаже книг и лекарств, о пропаже собак, побеге слуг и т.д. В 1658 г. в "Меркурии" впервые в объявлении упоминается китайский чай, который рекомендуется как превосходный напиток. В 1657 г. начинает издаваться первый рекламный журнал "Общественный консультант" ("The Public Adviser "), состоящий только из объявлений.

Реставрация Стюартов (1660) наложила еще более жесткие ограничения на печать. В 1661 г был принят Лицензионный акт или правила издательского дела. Печать стала монополией, предоставленной двором Генри Маддиману и Роджеру Л'Эстранжу, который был назначен инспектором печати и обличен широкой властью. Он редактировал и два официальных издания, отобранные у Нидхема: "Политичский Меркурий" и "Общественный Осведомитель", переименованный в "Новости" ("News"). Вновь появились старые рукописные газеты(Newsletters), распространявшие нелицензированную информацию. Преследование нарушителей закона были беспощадны. Время управления Л'Эстража называют "временем террора для английской журналистики"1.

Именно в это время возникает первая настоящая газета. В 1665 г., когда двор, спасаясь от чумы, переезжает из Лондона в Оксфорд, Маддиман начинает выпускать "Оксфордскую газету"("Oxford Gazette"), выходящую дважды в неделю под эгидой королевской власти. После 23 выпусков газета стала печататься в столице и называться "Лондонской"("London Gazette"). По внешнему виду "Лондонская газета" напоминала современную газету. Издатели отказались от оформления ее в виде брошюры. Она имела размер в пол- листа, и текст верстался в две колонки. Характер подачи материала не отличался от того, что делал Нидхем. Сообщения отделялись друг от друга монтажной строкой и печатались в вертикальной последовательности. Газета давала информацию в основном о международной придворной жизни и очень скупо рассказывала о внутренних событиях, представляя исключительно официальную точку зрения. Она выходит и по сей день, являясь официальным органом королевского двора.

К концу эпохи Реставрации по мере нарастания противоборства между королем и парламентом действие лицензионного акта постепенно ослабевало. Толчок к развитию политической журналистики был дан становлением партийной системы. В конце 1670 гг. парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Газеты и журналы становились существенной силой в общественно-политической борьбе. А после Славной революции 1688-1689, когда изменяются взаимоотношения между монархией и парламентом, журналисты получают относительную свободу. В 1689 г. парламент принял Билль о правах - документ, который ограничивал власть короля, лишив его права приостанавливать действие законов, а также провозглашал свободу слова для депутатов парламента и право подачи петиций для всех англичан. Журналисты трактовали положения Билля шире - как провозглашение свободы слова и в печати. В 1694 г. парламент отказался возобновить закон 1661г. о предварительной цензуре. Единственными законами, контролирующими печать, были законы против измены, подстрекательств к бунту и правила, запрещающие давать репортажи о слушаниях в парламенте.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы.

1.Специфика формирования периодической печати в Англии. Роль цензуры. 2.Типы изданий: "corantos" и "diurnals". 3.Первая еженедельная газета "Уикли ньюс". 4. Английская буржуазная революция и расцвет публицистики. Основные жанры. 5. Публицистика Мильтона. 6. Роль "Ареопагитики" Мильтона в становлении журналистики в англоязычных странах. 7. Развитие периодики во второй половине XVII века. 8. Билль о правах и журналистика.