Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры иппу.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
266.11 Кб
Скачать

36.Русский анархизм м.А.Бакунин, князь п.А Кропоткин.

С именем Бакунина (1814-1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма. Бакунинская политическая теория вырабатывалась в период начальных

шагов организованного рабочего движения (Интернационал), первых самостоятельных выступлений пролетариата на общенациональной политической сцене (Парижская комунна 1871 г. во Франции).

Его учение представляет собой коллективную анархию. Он отрицает государство, право, собственность и считает, что они должны быть заменены свободной ассоциацией производителей. Государство,

по Бакунину, - это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и, наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.

Исходным моментом анархической доктрины Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой

государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций.

Идеальный общественный строй, по Бакунину, -это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Именно федерализм, как

основополагающий принцип социального бытия свободных граждан, в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен ≪спасти в

Европе свободу и мир≫.

Федерация должна объединить индивидов в коммуны, коммуны в провинции, провинции в нации, нации в соединенные штаты Европы. Он разрабатывает основные методы социальных преобразований. Главное –

умственное освобождение, под которым понимается прослеживание атеизма и материализма. Социально-

экономическое освобождение опирается на два положения: 1) земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, т.е. земледельческим общинам; 2) капитал, все орудия труда принадлежат рабочим организациям. Достичь

поставленных целей Бакунин хотел с помощью революции. Но революция недолжна быть политической.

Крестьянская община будет важнейшей социальной организацией общества. Он возлагает надежды на бунт, на характер русского мужика.

38.Юридический позитивизм Дж. Остин. Неопозитивизм в 20 в. Теория г. Кельзена.

Джона Остина (1790—1859). в 1826 г. Возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, развил идею Т. Гоббса о праве как команде суверена (командная теория права) и утилитаристский тезис И. Бентама о том, что подобная команда суверена должна быть нацелена на обеспечение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Главный труд Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права (1863).В его творчестве совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт)Эмпирическое познание права предполагалось осуществлять на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, и от социально-политических его характеристик. Право предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Источником права-суверенная власть, гарантией нормального функционирования права и суверенной власти- привычка большинства к повиновению.

Суверен- воплощение всевластного учреждения, норма права — нормой властного принуждения, или правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть правовая норма (норма позитивного закона). позитивными законами в строгом смысле этого слова должны считаться законы, которые предполагают возложение обязанностей и которые влекут определенные последствия, в том числе негативные в виде законного причинения вреда. Норма получает юрид характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред(негативные последствия) нарушителю данной нормы. Этим субъектом суверенных властных полномочий может быть не только человек, но и бог. Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. Право в целом является приказом суверенной власти, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении. Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин отвергал. Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права передается формулой закон есть закон.

Негативизм он распространяет и на концепции естественных и неотчуждаемых прав. Другой важной особенностью использования формулы ≪закон есть закон является признание ее необходимейшим условием нормального общения в нормально организованном чело-м (полит-м, трудовом, имущественном) общежитии. Сущест-е знач-е в концепции Остина - трактовка права в строгом смысле слова. Право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами -таковы законы, установленные богом (божеское право), и законы, установленные людьми. Но среди второй категории не все можно безоговорочно отнести к праву строгом смысле (позитивному праву), н-р правила, установленные лицами и учреждениями, не являющимися суверенами. К этому же разряду О. относит правила, установленные общественным мнением (и нормы международного права), а также правила моды, этикета и законы чести. О. называл все эти разновидности нормативного регулирования тер-ом позитивная мораль .Т. О., право в широком смысле включает в себя бого откровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Между позитивным правом и моралью, и религией существует противоречие. он резко и твердо разводил право и мораль; вопрос о морально должном, о приведении сущего в соответствие с этим долженствованием О. полностью не снимается, но только выносится за рамки практической юриспруденции. Т.О., право обособляется от морали ради того, чтобы предметом юриспруденции было исключительно позитивное право - вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое, несовершенное. О. склонялся к тому, что и решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном (т. е. судебные решения становятся прецедентным правом как бы с молчаливого согласия суверена).

Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Он тем самым легитимировал правотворчество любой власти (кому подчиняются, тот и суверен).Международное право нельзя рассматривать как команду суверена, снабженную санкцией. Относил его к разряду не позитивного права, а к области позитивной международной нравственности, правила которой распространены среди цивилизованных наций, хотя при этом у каждой из них свои собственные туманные представления относительно того, какими должны быть понятия этой международной нравственности. Со временем взгляды О. на природу права и его взаимосвязи с другими областями жизни изменились. Он неоднократно объявлял о своем желании написать новый труд о предмете юриспруденции- Принципы и отношения юриспруденции и этики. он высказывал свои предпочтения в пользу правления элиты знания. Трудность была связана с его обособлением права от морали, что влекло за собой и обособление сознания свободы от позитивного права. Судьба учения О. и всего течения юридического позитивизма сложилась благополучно.

38. Кельзен (1881 — 1973) учения представляет собой неопозитивистскую теорию позитивного права. Критикуя традиционное правоведение XIX—XX вв. и аттестуя свое учение как строгую и последовательную науку о праве, К. в работе Чистое учение о праве (1934) писал: Оно пытается ответить на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как оно должно быть или создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права. Смысл чистоты этого учения состоит в том, что оно очищает изучаемый предмет (право) от всего того, что не есть право, а правоведение -от психологии, социологии, этики, политической теории и т. д. Очищение это осуществляется с помощью специфического нормативистского метода изучения и описания права как особой системы норм. Специфический метод определяет специфический предмет≫. ≪Понятие ≪норма≫ это то что нечто должно быть или совершаться и, особенно, что человек должен действовать (вести себя) определенным образом. Положения К. о праве и его нормативности опираются на неокантианские представления о дуализме бытия (сущего) и долженствования (должного). В рамках дуализма право относится не к области сущего, подчиненного закону причинности, а к сфере долженствования и смысла (значения). Норма при этом выступает как схема толкования фактичности (сущего) и придания ей правового смысла. В иерархии норм последующая норма выступает как более высокая норма, а вся система норм в целом восходит в конечном счете к основной норме. Все социальные нормативные порядки (правопорядок, моральный порядок, религиозный порядок) устанавливают свои специфические санкции, и существенное различие между этими нормативными порядками состоит в характере соответствующих санкций. Право отличается от других социальных порядков тем, что это принудительный порядок. Отличительный признак- использование принуждения.

Для того чтобы норму признать как правовую, она должна быть не только действительной, но и действенной. Если действительность нормы означает, что должно вести себя так, как предписывает норма, то действенность нормы выражает факт, что люди в самом деле так себя ведут. Принудительный порядок, считающий себя правом, может быть признан действительным лишь в том случае, если в общем и целом он действен. приказание отдельного грабителя-это не правовой акт потому, что изолированный акт отдельного индивида вообще нельзя считать правовым актом, а его смысл — правовой нормой, т.к.право есть не отдельная норма, а система норм, социальный порядок, и отдельная норма может считаться правовой нормой лишь в том случае, если она принадлежит к такому порядку. Систематическая деятельность организованной банды грабителей в определенной местности-учреждаемый такой бандой принудительный порядок (внутренний и внешний) не истолковывается как правопорядок, поскольку отсутствует допущение основной нормы, согласно которой должно вести себя в соответствии с этим порядком. Т.О. правопорядком признается тот из конкурирующих между собой принудительных порядков (официальный или бандитский), который на данной территории оказывается действеннее. Принудительные правила тоталитаризма К.считает правом. Право Советского Союза есть право. Мы можем чувствовать к нему отвращение, но мы не можем отрицать, что оно существует. Это означает, что оно действует. Это и есть суть. Система норм: должное (норма) может быть выведено лишь из другого должного(более высокой нормы), а вся система позитивных норм нуждается (для своей действительности в плоскости долженствования) в постулате (допущении) основной нормы. Основная норма обосновывает действительность всех норм, принадлежащих к одному и тому же порядку, и конституирует единство этого множества норм. Подобные суждения могут быть истинными или ложными. Но сама норма не истинна и не ложна: она либо действительна, либо недействительна. Основная норма — это не позитивная норма, а норма мыслимая, т. е. норма, которая мыслится как предпосылка правопорядка, когда действенный порядок принуждения истолковывается как система действительных правовых норм. хотя право и не может существовать без власти, оно власти не тождественно. Право, с точки зрения изложенной теории, представляет собой порядок (или организацию) власти. К. выступает против традиционного дуализма государства и права и трактует государство как правопорядок. Имея в виду позитивно-правовое государство.

К. отвергает правовое государство в обычном понимании, характеризует как предрассудок, основанный на теории естественного права. Критерия абсолютной справедливости позитивного права нет. по К., справедливость- моральное качество; поэтому справедливость находится в сфере морали К. критикует смешение права и морали, характерное для естественно правовых концепций. Но он отождествляет право и закон, а отличительный признак права видит в принудительности, он по существу (и логически, и фактически) отрицает наличие у права своего специфического принципа, отличающего право от неправа и всего не правового (морального, произвольного, насильственного и т. д.).для решения своей основной задачи очищения правоведения от морали и всего не правового — у К. нет объективного критерия отличия права от неправа.