Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dokumety_po_istorii_universitetov_Evropy_XII-XX...docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
277.93 Кб
Скачать

7. Свидетельство современника о сожжении книг Аристотеля (Начало XIII в.)

В те дни читали в Париже некие книжки, составленные, как говорили, Аристотелем, излагавшие метафизику, недавно занесенные из Константинополя и переведенные с греческого на латинский язык. Поелику они не только подали хитроумными идеями повод новой упомянутой ереси, но и могли возбудить новые, еще не появившиеся, все они были присуждены к сожжению, и на том же соборе было постановлено, чтобы впредь никто не осмеливался под страхом отлучения их переписывать, читать или каким-либо образом хранить. [34]

Хрестоматия по истории средних веков, т. II, ч. 1. М., Учпедгиз, 1938, стр. 272—273.

8. Постановление Парижского церковного собора об осуждении амальрикан 44 и запрещении изучения трудов Давида Динэ 45 и Аристотеля (1210)

Пусть тело магистра Амори 46 будет удалено с кладбища, похоронено на неосвященной земле и Предано отлучению во всех церквях по всей провинции. Бернард, золотых дел мастер Гильом, Стефан, священник из старого Корбейля, Стефан, священник из Целлы, Иоанн, священник из Оцена магистр Гильом из Пуату, священник Дудон, Доменик из Триангула, Одон и Елинан, клирики св. Хлодобальда должны быть лишены духовного сана и переданы в руки светской власти 47. Пусть Ульрик, священник из Лауриака, Пьер (клирик) св. Хлодобальда, ныне монах Сен-Дени, Гарин, священник Корбейля, и клирик Стефан будут лишены духовного сана и осуждены на пожизненное заключение.

Все сочинения Давида Динэ должны быть вручены до рождества епископу Парижа и преданы сожжению. Пусть никто не читает публично или частным образом книги Аристотеля по философии природы, как и комментарии к ним.

Мы запрещаем это под страхом отлучения от церкви. Тот, у кого будут обнаружены после рождества сочинения Давида Динэ, должен считаться еретиком.

Что касается богословских сочинений на французском языке, мы повелеваем, чтобы все они, за исключением жизнеописаний святых, а также переведенные на этот язык тексты “Исповедания веры” и “Отче наш” были вручены епископу диоцезы. И это должно быть сделано не позже дня очищения, потому что после этого каждый, у кого будут обнаружены эти книги, будет считаться еретиком.

9. Постановление папского легата Робера де Курсон о студентах и магистрах парижских школ 48 (1215)

Пусть никто не читает лекций по свободным искусствам, если не достиг двадцати одного года и не прослушал, по крайней мере, в течение шести лет всех основных книг. [35]

Пусть каждый обещает, что будет учить самое меньшее и течение двух лет, если только этому не помешает серьезная причина, о чем он должен заявить публично или перед экзаменаторами. И он не должен запятнать себя никаким бесчестным поступком.

Когда кто-нибудь подготовится к тому, чтобы учить, он должен быть проэкзаменован согласно форме, которая содержится в решении господина епископа Парижа, где записан договор между канцлером и членами университета, одобренный и утвержденный специальными судьями, назначенными папой... епископом и деканом Труа, епископом и канцлером Парижа. Сдавшие экзамен должны преподавать в обычных школах книги Аристотеля по старой и новой диалектике 49, non ad cursum 50. Они должны читать обоих Присцианов 51, того или другого. В праздничные дни они ничего не могут читать, кроме философии и реторики, квадривиума, “Барбаризмов” 52 и, если пожелают, “Этики” 53, а также четвертой книги “Топики” 54.

Никто не должен учить по книгам Аристотеля, “Метафизике” 55 и по философии природы или читать суммы по этим книгам. Никто не учит по книгам, содержащим доктрины Давида Динэ, еретика Амальрика или Маврикия Испанского 56. Никто не должен устраивать пирушек на principia, на собраниях магистров и диспутах мальчиков и юношей. Но каждый может приглашать к себе друзей и сотоварищей, так чтобы их не было очень много. Подношения одежды или других вещей, как это повелось, или даже больше, мы всячески поощряем, особенно в отношении бедных.

Никто из магистров, обучающих свободным искусствам, не должен иметь больше одной мантии черного цвета и спускающейся до пят.

Употребление паллия 57 разрешается. Никто не может носить под мантией туфли с отделкой или удлиненными носками (Sotulares поп habeat sub capa rotunda laqueatos nonquam liripipiatos).

Если скончается кто-нибудь из обучающихся по свободным искусствам или теологии, половина магистров должна присутствовать при погребении, а другая половина должна присутствовать в другой раз. И никто не может уйти с похорон, если только к этому нет серьезной причины. Если умрет магистр искусств или теологии, все магистры должны[36] бодрствовать всю ночь. Каждый из них сам лично читает псалтырь или обеспечивает другим способом его чтение. Каждый должен присутствовать в церкви, где до полуночи или большую часть ночи идет служба, если только этому не помешает серьезная причина. В день погребения не должно быть лекций и диспутов...

Мы полностью подтверждаем право владения лугом святого Германа на тех условиях, которые были предписаны. Каждый магистр должен иметь юрисдикцию в отношении своих учеников...

Никто не получает разрешения учить от канцлера или другого лица за деньги, или путем обещания, или путем какого-либо другого соглашения.

Магистры и их ученики могут заключать между собой и с другими лицами обязательства и соглашения, укрепляемые взаимной присягой или угрозой штрафа в следующих случаях: убийства или увечья студента, жестокого ненаказанного беззакония, в случае определения цен на квартиры и одежду, в случае похорон, установления цен за лекции и диспуты. Но из-за этих соглашений университет не должен терпеть никакого ущерба...

В отношении теологов мы повелеваем, что никто в Париже не может обучать теологии 58, если он не достиг тридцати пяти лет, не обучался в течение восьми лет и не прослушал всех необходимых книг.

Никто не может обучать теологии публично, если в течение пяти лет не прослушал всех лекций по богословию.

Никто из них не может обучать до трех часов дня, в то время, когда обучают магистры. Никто не допускается в Париже к обучению или к выступлениям с проповедью, если не является человеком достойной жизни и достаточно осведомленным в своей науке. Никто в Париже не может считаться студентом, если он не имеет определенного учителя. Чтобы этот декрет неукоснительно соблюдался, мы силой нашей легатской власти налагаем отлучение на тех, кто осмелится выступить против этих наших постановлений. По меньшей мере в течение 15 дней эти лица должны позаботиться о том, чтобы исправить свою самонадеянность перед университетом магистров и школяров или другими лицами, назначенными для этого университетом. Дано в год 1215, в месяце августе. [37]

Chart. Universitatis Parisiensis, t. I, p. 78—79.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]