Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PRINTsIP_PROKhOROVA_Ratsionalnyy_alkhimik.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Алюминий

Самый известный, самый престижный актив Михаила Прохорова, хотя внешне самый слабый, на понижающемся тренде, — это доля в UC Rusal Олега Дерипаски.

Весной 2008 г. в счет своей доли в «Норникеле» (25 % плюс 1 акция) Прохоров получил от Дерипаски 14 % (хотя поначалу предполагалось 11 %) акций UC Rusal и около $7 млрд. К ноябрю 2009 г. часть долга Дерипаски перед Прохоровым была конвертирована в акции, в итоге алюминиевая доля Прохорова составила 19,16 % UC Rusal, то есть он стал вторым после Дерипаски совладельцем мирового алюминиевого гиганта, капитализация которого к началу 2010 г. составила $20–23 млрд (с момента январского 2010 г. IPO на Гонконгской фондовой бирже к осени 2010 г. компания подешевела на 30 %).

Но Прохоров как всегда позитивен: «Раньше я более пессимистично оценивал перспективы роста „Русала“, сейчас — более оптимистично. Вот, например, долг компании оценивается совершенно неправильно. Притом, что прошла эмиссия на 14 %, за счет покупки блокпакета „Норникеля“ финансовое положение „Русала“ улучшилось. Весь долг порядка $13 млрд с лихвой покрывается стоимостью этого пакета».[52]

Тем паче, что у алюминиевого гиганта прекрасные перспективы роста, поскольку алюминий — металл будущего.

К тому же Прохоров часто подчеркивает, что удовлетворен тем, как UC Rusal управляется и какие задачи перед собой ставит — полное взаимопонимание новых совладельцев Дерипаски и Прохорова. Еще в момент объявления их сделки, было сказано, что у Прохорова и Дерипаски общий взгляд на развитие металлургии в России — глобальная консолидация. И тот, и другой бизнесмены считают, что будущее — за гигантами, не зависящими от колебаний цен на рынке только одного металла, и что в долгосрочной перспективе компании нужно объединять.

Не исключено, что мы присутствуем при рождении нового тандема в отечественном бизнесе.

Тандем умер — да здравствует тандем?! Но не доходы, по крайней мере, пока.

Золото

Первый по среднесрочной перспективности и второй по экономической значимости актив Прохорова — золотодобывающая компания ОАО «Полюс Золото». И похоже, главная страсть Прохорова.

С 2004 г. компания вложила в Красноярский край в качестве инвестиций 25 млрд руб. И с началом кризиса «Полюс Золото» не сворачивала, а, наоборот, бурно развивала свою деятельность, в бешеном темпе вводились новые фабрики в Красноярском крае и в Иркутской области. Цель стояла — 50 или даже 60 т золота в год.

Но поскольку Михаил Прохоров имеет лишь до 40 % акций компании, ему приходится учитывать мнение другого крупного акционера — Сулеймана Керимова (владелец ОАО «Нафта-Москва», которому принадлежат около 37 % акций «Полюс Золото»). Однако, как и в случае с Дерипаской, с Керимовым у Прохорова полное согласие и понимание.

В этой связи понятен пафос генерального директора Группы ОНЭКСИМ Дмитрия Разумова: «Мы воспринимаем „Нафту“ и господина Керимова как стратегических партнеров. Более того, именно мы изначально предложили им выкупить долю Потанина. Никаких противоречий во взглядах и на текущее развитие, и на менеджмент, и на то, куда идти „Полюсу“ дальше, у нас, насколько я знаю, нет».[53]

Золотодобыча, а шире, золото, — тема, особо актуальная с началом мирового финансового кризиса. Валюты пошатнулись, курсы акций и ценных бумаг скачут, — крайне нервная ситуация для владельцев капиталов. А стоимость унции золота за несколько лет подскочила вдвое. Люди, обладающие свободными ресурсами, пристально вглядываются в золото, как в средство спасения.

«„Полюс“ находится в уникальном конкурентном преимуществе со всеми производителями не только в России, но и в мире. Это позволяет спокойно, вне зависимости даже от сильных колебаний на рынке, если такое случится, финансировать из собственных доходов, из собственных денежных средств инвестиционные программы. Поэтому мы здесь впереди планеты всей»,[54] — уверенно заявлял Прохоров.

Действительно, компания имеет деньги на своих счетах, свободна от кредитных обязательств и перспективна с точки зрения переоценки стоимости.

К середине 2009 г. вектор развития компании определился довольно четко.

Купив компанию «Лензолото», «Полюс» овладела инфраструктурой по Сухому Логу, ведь западный фланг Сухого Лога входит в «Лензолото».

«Там сейчас работает миллионная опытная фабрика, на которой мы отработали все технологии по обогащению руд Сухого Лога, и как только государство объявит о проведении аукциона по Сухому Логу, мы обязательно примем в нем участие. Я считаю, что у нас серьезное конкурентное преимущество и не только потому, что мы знаем, как обогащать руды, но мы единственная компания в стране, которая умеет за 2–3 года ставить мощные гигантские фабрики. Других таких компаний в стране нет», — говорил Прохоров.

В июне 2009 г. прошла сделка по покупке 50,1 % акций KazakhGold за $269 млн, и на этом было решено, что «Полюс Золото» уже сформировал значительную сырьевую и производственную базу и вряд ли в ближайшее время пойдет на поглощение других компаний. В сделке по KazakhGold участвовали только деньги, а не акции, такой вывод содержится в комментарии Дмитрия Разумова: «Мы посчитали, что расстаться с деньгами для нас более выгодно, чем с акциями. Мы верим в переоценку „Полюса“, и для нас интереснее оставить на балансе его акции».[55] Хотя в долгосрочной же перспективе на пути к мировому лидерству возможно объединение с кем-то из крупных мировых игроков.

В июне 2009 г. Прохоров приехал на месторождение Благодатное, на котором тогда активизировалась компания. Тот его прилет совпал с 170-летием со дня начала золотодобычи в Северо-Енисейском регионе Красноярского края.

«Он очень богат золотом. Неслучайно, что исконно уже 170 лет это место привлекало всех, кто хочет добывать и искать золото. Поэтому компания „Полюс Золото“, в которой я являюсь председателем совета директоров, как раз этим здесь и занимается. В этом году мы добываем порядка 30 т золота, и уже начиная со следующего года тот объект, который вы сейчас видите, будет запущен. Эта уникальная фабрика, 6-миллионная, такую еще никто не делал в нашей стране. Она будет добывать порядка 12 т золота. Красноярский край еще укрепит свое положение главного лидера золотодобычи в России»,[56] — пафосно говорил журналистам о своей новой страсти Михаил Прохоров.

В 2009 г. Прохоров, коренной москвич, выписался из Москвы и стал 89-м зарегистрированным на постоянной основе жителем поселка Еруда Северо-Енисейского района Красноярского края, губернатором которого тогда был Александр Хлопонин.

Прохоров объяснял свою затею со сменой места жительства стремлением платить налоги там, где он их зарабатывает.

«Я бы хотел, первое, чтобы жители Северо-Енисейского района, что называется, лично ощутили, что налогоплательщики, особенно крупные, — это важно для всей страны, для каждого жителя. То есть толерантность к богатым людям тогда, собственно говоря, будет выше. И в некотором смысле я это ощущал, когда был генеральным директором „Норильского никеля“. Если делаешь пользу людям, они тебе платят взамен. И второе — если бы кризис помог часть денег направить на развитие инфраструктуры, в частности, Северо-Енисейского района, а именно: электроэнергия, дороги, — тогда бы это предопределило на многие годы развитие золотодобычи, лесной промышленности, других полезных ископаемых в Северо-Енисейском районе. Вот если бы эти два фактора можно было бы совместить, это было бы идеально».[57]

Разумеется, на тот момент Прохоров получал поддержку во всех своих проектах, развиваемых в Красноярском крае, со стороны тогдашнего губернатора Александра Хлопонина. Дружеские отношения с политиками и чиновниками во всех государствах мира являются важным фактором и преимуществом развития частного бизнеса.

Как-то будет при новом руководстве края, после назначения Хлопонина представителем президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и заместителем председателя правительства РФ. Потому как очевидно, что дальнейшее развитие бизнеса «Полюс Золото» неразрывно связано с развитием в регионе дорог, строительством мостов, линий электропередач и т. д.

Похоже, золотые амбиции Прохорова небезосновательны.

Уголь

В 2009 г. на балансе горно-металлургической компании «Интергео» были консолидированы лицензии на геологоразведку 12 месторождений цветных металлов с запасами 15 млн т меди, 9 млн т никеля, 600 тыс. т молибдена, 750 т платиноидов, 50 млн т двуокиси титана в Забайкалье, Бурятии, Тыве, Таймыре, Иркутской и Амурской областях, в Якутии, где и было принято решение развивать самый амбиционный в стране угольный проект.

«Интергео» купила контрольный пакет (51 % акций) угольного холдинга «Колмар», добывающего около 1 млн т коксующегося угля в Якутии. Прохоров поставил перед директоратом «Колмара» задачу к 2011 г. выйти на IPO, а к 2012 г. стать крупнейшей угледобывающей компанией России, увеличив разведанные запасы до 700 млн т угля, а ежегодное производство концентрата — до 8 млн т, что примерно соответствует мощности крупнейшей российской угледобывающей шахты «Распадская».

«Это хорошее приобретение, которое позволит диверсифицировать портфель активов нашей компании», — рассказывал президент «Интергео» Максим Финский.

Гладко и радужно оказалось только на словах. 60 % угольных запасов «Колмара» залегают в районе 200-метровой вечной мерзлоты. Обильный водоприток в летний период до 1,2 тыс. т воды в час, отсутствие специалистов по подземному строительству в вечной мерзлоте, морозы до — 50 °C, вот неполный перечень проблем, с которыми столкнулись строители шахты «Денисовская». Все же к концу 2009 г. проект был доведен до конца, шахта заработала, но добыча угля пока в разы меньше проектных параметров. Но никто не сдается.