Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа на тему Ответственность за незаконные действия по изъятию органов и тканей у человека.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
14.06.2014
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Глава1.Теоретическая часть

В России до 1992 года не существовало специального правового регулирования трансплантологии. В основном, приходилось руководствоваться ведомственными приказами и инструкциями Минздрава СССР, нередко принятых ещё в 30-40е годы и не решавших целого комплекса юридических вопросов. В 1992 году Комитетом Верховного Совета РФ по охране здоровья, социальному обеспечению и физической культуре был подготовлен проект Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», который после продолжительной дискуссии, пройдя процедуру возвращения на повторное рассмотрение Президентом страны, был принят. Сегодня Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года «О трансплантации органов и (или) тканей человека» с дополнениями от 24 мая 2000 года является специальным законом в области трансплантологии.

1.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершённых в сфере незаконного изъятия органов и (или) тканей человека.

На сегодняшний день, некоторые ранее не существовавшие вопросы, например, касающиеся изъятия органов или тканей человека для трансплантации, нашли отражение в Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 года. В отдельные статьи уголовного кодекса были включены законодателем новые квалифицирующие признаки, определяющие ответственность за противоправные действия с человеческими органами:

- п. «м» ч.2 ст.105 («Убийство») УК РФ предусматривает более строгую ответственность за убийство в целях использования органов и тканей человека;

- п. «ж» ч.2 ст.111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») УК РФ предписывает более строгую ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов и тканей человека;

- Федеральным законом от 8 декабря 2003 года «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» была введена ст. 127.1. «Торговля людьми». П. «ж» ч.2, указанной статьи, ужесточает ответственность за торговлю людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей (до введения в действие указанного Закона в УК РФ существовала статья 152 («Торговля несовершеннолетними»). П. «ж» указанной статьи предусматривал более строгую ответственность за преступление, совершённое с целью изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации).

25 января 2002 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации была предпринята попытка расширить перечень составов преступлений, устанавливающих ответственность за противоправные действия с человеческими органами, путем дополнения главы 16 статьёй 120.1 УК РФ «Незаконное изъятие органов и (или) тканей трупа человека».

Упомянутое дополнение к УК РФ так представляется вполне обоснованным, поскольку перечисленные выше нормы устанавливают ответственность только за посягательства на живых лиц, а статья 244 УК РФ устанавливает ответственность только за надругательство над телами умерших и местами их захоронения. Надругательство над телом умершего человека может быть совершено в любой форме, оскорбляющей память умершего и чувства его близких, при этом в деяниях лица нет цели на изъятие органов и или тканей умершего человека для трансплантации.

1.2 Принуждение к изъятию органов и (или) тканей человека.

В теории уголовного права признается общепризнанной точка зрения относительно объекта преступления, под которым понимаются общественные отношения, обеспечивающие безопасность личности, охраняющие жизнь и здоровье человека, гарантирующие неприкосновенность физиологических параметров человека. Рассматриваемое нами деяние ставит в опасность жизнь и здоровье человека. Данная норма охраняет право свободного волеизъявления потенциального донора, от различного рода физического и психического принуждения, направленного на передачу органов для трансплантации. Потерпевшим от преступления может быть любое физическое лицо.

В качестве предмета преступления выступают органы и ткани человека, с целью добычи которых и совершается данное преступление. Перечень органов и тканей человека, подлежащих трансплантации требует существенного расширения. В науке уголовного права существует позиция, согласно которой в ст. 120 УК РФ следовало бы сформулировать норму, запрещающие понуждение к изъятию не только органов и тканей, но и любых принадлежащих человеческому организму частей. Объективная сторона преступления характеризуется принуждением, т.е. активными действиями, сопряженным с применением физического насилия либо угрозой его применения, к изъятию органов и (или) тканей человека для трансплантации.

В рассматриваемом нами составе преступления термин принуждение означает оказание путем применения насилия либо угрозы применения такого насилия с одной только целью – принудить лицо дать согласие на донорство органов или тканей, т. е. стать донором. Под физическим насилием, применительно к рассматриваемой норме, можно понимать в причинении побоев, легкого, а также средней тяжести вреда здоровью потерпевшего без отягчающих обстоятельств. В случае причинения средней тяжести вреда здоровью с отягчающими признаками, действия виновного следует квалифицировать дополнительно по ч. 2 ст. 112 УК РФ, так как расценивается законом как более тяжкое преступление, и выходящее, таким образом, по своим последствиям за пределы объективной стороны принуждения.

Психическое принуждение к донорству должно быть выражено в доведении до потерпевшего сведений, содержащих угрозу применения насилия, способную повлиять на волю потерпевшего и определить несоответствие волеизъявления лица его действительной воле.

Не следует относить к принуждению трансплантации органов или тканей человека случаи насильственного доставления потерпевшего в медицинское учреждение в целях проведения операции, направленную на трансплантацию органов или тканей человека. Такие действия, несомненно, лишают возможности волеизъявления потерпевшего. В данной ситуации правоприменительным органам следует квалифицировать действия виновного как умышленное причинение вреда здоровья, в большинстве это причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В соответствии с законодательной конструкции ст. 120 УК РФ насилие выступает единственным и обязательным признаком объективной стороны, когда как в реальности принуждение к изъятию органов или тканей человека может сопровождаться и иным способом, например, обманом. Например, под предлогом необходимости проведения медицинской операции пациента вынуждают дать согласие на изъятие органов или тканей. В целях устранения данного пробела необходимо включить вышеназванные способы совершения данного преступления в диспозицию ст. 120 УК РФ.

Часть 2 ст. 120 УК РФ предусматривает ответственность за квалифицированные виды принуждения человека к «самопожертвованию» органов или тканей. В частности речь идет беспомощном состоянии потерпевшего, однако различные точки зрения относительно содержания понятия «беспомощное состояние», возможность его двойной трактовки способны вызвать трудности в правоприменительной практике. Данное положение вещей возможно до тех пор, пока рассматриваемое нами понятие будет относиться к оценочной категории.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, т.е. лицо полностью осознаёт тот факт, что совершает принуждение потерпевшего именно с целью получения согласия на трансплантацию его органов, а также желает достижения преступного результата.

1.3 Уголовно-правовая характеристика иных преступлений, совершаемых в сфере незаконного использования органов и (или) тканей человека

В Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 года появилось ряд статей, отдельные части которых не просто предусматривают, а ужесточают ответственность за совершение преступлений, сопряженных с трансплантацией органов и (или) тканей человека. К таким составам относятся: П. «м» ч. 2 ст.105 УК РФ (умышленное убийство); П. «ж» ч. 2 ст.111 УК РФ («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»); П. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ («торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов и (или) тканей»).

Наличие у виновного в момент причинения смерти потерпевшему в медицинском учреждении цели непосредственного либо последующего изъятия трансплантатов должно иметь равную уголовно-правовую оценку как убийства, предусмотренного п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Сам процесс извлечения трансплантата из убитого лица членами бригады по забору органов или тканей человека представляется необходимым квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 244 УК РФ, предусматривающей ответственность за надругательство над телами умерших, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а при наличии предварительной договоренности о приобретении последними трансплантатов для пересадки – дополнительно по ст. 33 и п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ (пособничество в совершении убийства в целях использования органов или тканей потерпевшего).

Приготовление, а также покушение на совершение убийства с целью трансплантации органов или тканей возможно только в том случае, когда преступные действия были прерваны по не зависящим от виновного лица причинам, например, прервано во время операции по изъятию у потерпевшего органа или части тела, без которых его жизнь была бы невозможна. Во всех иных случаях изъятия органов и (или) тканей человека, который остался жив, при не доказанности прямого умысла на убийство, преступление квалифицируется в зависимости от наступивших последствий.

Изъятие органов или тканей убитого возможно для любого последующего использования. Так, действия виновного следует квалифицировать по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, когда совершается в целях каннибализма, совершения различного рода ритуальных действий на почве суеверия.

При раскрытии убийства возникает вопрос об ответственности реципиента, согласившегося в целях выздоровления на пересадку трансплантата, добытого путем убийства. Такой больной является пособником, если он даст согласие до производства противозаконной трансплантации. В случае, когда информация о противоправном удалении органов или тканей человека, повлекшем смерть последнего, поступает к реципиенту после его осуществления, оснований для привлечения его к уголовной ответственности нет.

Преступление, предусмотренное п. «м» ч.2 ст.105 УК РФ может совершаться только с прямым умыслом. Мотивы преступления могут быть самыми различными: корысть (продажа органов и тканей с целью извлечения дохода), желание спасти жизнь близкого человека, проведение медицинского эксперимента, промышленное использование, карьеристские побуждения и т.п.

Уголовным законом РФ предусматривается ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях использования органов или тканей потерпевшего (п. «ж» ч. 2 ст.111 УК РФ). Обоснованность данного отягчающего признака в законе вполне оправдана. В последние годы медицина расширила возможности по пересадке органов и тканей от одного человека к другому в целях спасения людей. Криминальные элементы используют это в своих преступных целях, посягая на жизнь и здоровье людей ради изъятия внутренних органов и последующей их продажи.

Предусмотренный п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ квалифицирующий признак «в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей», как и в рассматриваемых выше составах преступлений против жизни и здоровья человека, характеризует одновременно преступление и ярко выраженную антисоциальную направленность личности виновного. Законодатель при конструировании объективной стороны данного преступления учел неточности имевшиеся при определении аналогичной нормы, а именно, п. «ж» ч. 2 ст. 152 УК РФ (Торговля несовершеннолетними в целях изъятия органов или тканей для трансплантации). Это связано с тем, что торговля людьми, осуществляемая в целях изъятия фрагментов организма человека может осуществляться не только в целях трансплантации, а также для осуществления различного рода экспериментов и иных медицинских манипуляций (включая потребности косметологии и фармацевтики). По своему характеру и степени общественной опасности такие действия представляют не меньшую опасность. В этой связи законодатель вполне обосновано в новой редакции не указал на сферу применения преступно изъятых органов и тканей человека. Для определения момента окончания преступления важным является не факт заключения соглашения об условиях передачи человека и не факт передачи каких-либо ценностей за человека, а факт передачи самого лица (для одной стороны) и завладения им (для другой стороны). В некоторых случаях закон квалифицирует как оконченное преступление передачу или получение человека, в целях использования его органов или тканей, безвозмездно, например, дарение, передача в аренду, а также за долги. Это касается и рассматриваемого нами квалифицирующего признака. В данном случае необходимо установить субъективную сторону преступления, то есть виновное лицо должно осознавать, что продает или покупает человека, именно, с целью дальнейшего использования его органов, либо в целях трансплантации, либо в иных медицинских целях.

Соседние файлы в предмете Медицинское право