Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 400133.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
924.67 Кб
Скачать

Провал фашистского плана молниеносной войны против ссср в 1941 – 1942 гг.

Е.А. Августин, канд. ист. наук, доц.

Воронежский государственный технический университет

Аннотация: в статье анализируются причины поражения германской армии на восточном фронте в 1941 – 1942 гг.

Ключевые слова: разведка, абвер, транспорт, автомобили, верховное командование, зимнее обмундирование, дезертирство.

THE FAILURE OF THE FASCIST PLAN OF LIGHTNING WAR AGAINST THE USSR IN 1941 – 1942.

E.A. Avgustine, Candidate of Historical Sciences, Docent

Voronezh state technical university

Abstract: the article analyzes the reasons for the defeat of the German army on the Eastern front in 1941 – 1942

Keywords: intelligence service, the Abwehr, transport, cars, the high command, winter uniform, desertion

О том, что Красная Армия оказалась в 1941 году оказалась неподготовленной к войне историки и публицисты писали очень много. Но как-то забывается, что результатом кампании 1941 г. стало поражение не Красной Армии, а вермахта под Москвой. Таким же катастрофическим для германской армии стал 1942 г. она вновь потерпела поражение под Сталинградом. В чем же причины поражения вермахта? А в том, что германская армия также не подготовилась к войне, причем даже ещё больше чем Красная Армия.

Проводя подготовку к нападению на СССР командование германской во главе с Адольфом Гитлером совершенно не представляло себе с каким противником ей предстоит воевать, какова численность Красной Армии и её техническое оснащение, насколько экономически развита промышленность Советского Союза. Не последнюю роль в этом сыграла деятельность всесильной германской военной разведки – абвера во главе с адмиралом В. Канарисом. Та информация, которую Канарис клал на стол Гитлеру, совершенно не соответствовало реальному положению дел в СССР. Именно данные представленные ему Канарисом и создали у Гитлера впечатление, что Советский Союз способен продержаться только несколько месяцев. Опираясь не сведения своей разведки, Гитлер и планировал провести операцию «Барбаросса» в течение лета.

Уже в период первоначальных успехов и быстрого продвижения вглубь СССР неподготовленность вермахта к войне на Востоке стала проявляться все сильнее и сильнее. Уже 22 июня 1941 г. в некоторых частях германской армии было «недостаточно сил для форсирования рек: не хватало артиллерии и боеприпасов, не удавалось наладить радиосвязь» [2;137].

В ходе дальнейших боевых действий трудности продолжали нарастать. Уже к началу августа 1941 г. только танковой группе Гудериана требовалось 600 новых двигателей, германская промышленность смогла ему предоставить только половину [2; 145].

Тогда же летом выявилась и плохая оснащенность германской армии автомобильным транспортом. Причина этого заключалась в следующем, в 1941 г. каждая немецкая фирма производила свои модели автомобилей, которые и поступали на оснащение вермахта. В результате в некоторых моторизованных дивизиях насчитывалось до 50 различных типов и моделей автомашин [2;100].

Если во время краткосрочных кампаний в Европе трудности со снабжением автомобилей запчастями практически никакого влияния на ход боевых действий не оказывали, то после затяжки кампании на Восточном фронте моторизованные части вермахта стали терять свою мобильность из-за сокращения количества автомашин. В ноябре-декабре 1941 г. под Москвой германские солдаты передвигались в основном или на лошадях, или на своих ногах.

Ещё хуже положение было с зимним обмундированием, его просто-напросто не было. Шинели немецких солдат совершенно не спасали их от холода из-за того, что они были летними. Командование германских армий на Восточном фронте неоднократно требовало от интендантской службы положенного зимнего обмундирования, но практически не получало никакого ответа.

Количество обмороженных росло с катастрофической быстротой, что не могло не волновать немецкое командование. Так фельдмаршал Федор фон Бок писал в своем дневнике: «7/12/41… Холод становиться причиной многих человеческих бедствий и жертв: один полк докладывал, что лишился 318 человек из-за обморожения» [1; 273].

Для поддержания стойкости и высокого морального духа у своих солдат германское командование не только издавало грозные приказы, но и принимало другие меры. Прежде всего, во всю работала пропагандистская машина, убеждавшая всех и каждого в отдельности, что война на Восточном фронте выиграна. Одновременно солдатам разных частей запрещалось общаться между собой и особенно с раненными в госпиталях. Расположения воинских частей в тылу обносились колючей проволокой с воротами, контрольно-пропускными пунктами и наблюдательными вышками. Охране при этом давались инструкции стрелять на поражение по любому, кто приблизиться к ограде ближе, чем на 15 метров, причем не только снаружи, но и изнутри. «В результате погибло примерно полтора десятка солдат вермахта, рискнувших нарушить это предписание, о существовании которого они, естественно не знали» - вспоминал после войны один из солдат восточного фронта [3; 232].

Несмотря на все усилия верховного командования германской армии, в декабре 1941 г. она потерпела поражение под Москвой. Но вермахт был ещё достаточно силен, и смог летом 1942 г. перейти в мощное наступление на юге в направлении Сталинграда и Кавказа.

Однако к осени 1942 г. от первоначальных восторгов уже ничего не осталось, настроение немецких солдат изменилось настолько, что процессы разложения германской армии ещё больше усилились по сравнению с ноябрем-декабрем 1941 года. Ещё один участник восточной кампании, прибывший в свой полк после ранения осенью 1942 г. увидел отнюдь не радостную картину. «Полк мой разительно переменился, - писал он после войны, - весь личный состав выглядел подавлено, до жути напоминая стариков… Люди, шли на все, даже на самострел и членовредительство, лишь бы не попасть на передовую. Свирепствовали военно-полевые суды, пойманных дезертиров расстреливали на месте. Так же поступали и с лицами, совершившими членовредительство. За трусость и отказ выполнить приказ командира, можно было схлопотать 10 лет тюрьмы, а за сон на посту грозило лишение свободы сроком от 3 до 5 лет». [3; 308, 310]

Исходя из всего вышеизложенного, нетрудно сделать вывод, что поражение германской армии под Сталинградом осенью 1942 г. было закономерным. Германская армия на восточном фронте достигла предела своих успехов из-за чрезмерного его растяжения, это с одной стороны, а с другой, из-за чрезмерной нагрузки на свой личный состав.

Литература

1. Бок, Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы: Дневник командующего группой армии Центр [Текст] / Федор фон Бок; пер. с нем. А. Кашина. – М.: Яуза: Эксмо, 2009.

2. Скорценни, О. Неизвестная война [Текст] / О. Скорценни; пер. с франц. О.П. Коваленок. – Минск: Попурри, 2012.

3. Фляйшман, Г. По колено в крови [Текст] / Г. Фляйшман; пер. с англ. А. Уткина. – М.: Яуза-Пресс, 2009.

ББК 66.4(2Рос), 9(5Ирак)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]