Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Первый семестр.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
17.28 Mб
Скачать

пользование Они имеют разную юридическую характеристику ( займом. юридически разнородны), хотя оба выражены в деньгах.

Если, к примеру, заемщик нарушит свое обязательство, то на правоохранительной стадии право отношения к указанным двум денежным обязательствам добавляется еще одно – обязанность уплатить проценты (или неустойку) в качестве санкции за просрочку. (Это третий вид денежного обязательства).

Другой пример если взял кредит на 1000 рублей, а когда надо было отдавать, отдали опять 1000. Вопрос: что отдали проценты по кредиту или саму сумму кредита? Как это определить, если в договоре не указано ничего.

Интересы сторон обязательства по этому вопросу не совпадают . Кредитор

заинтересован, чтобы капитальная сумма погашалась в последнюю очередь, поскольку на оставшуюся базу (сумму невозвращенного кредита) по-прежнему начисляются проценты за пользование кредитом. Должник заинтересован в обратном.

Правопорядок отдает предпочтение кредитору, поскольку именно его права нарушены должником , он нуждается в защите, а должника следует стимулировать к своевременному исполнению обязательства. Поэтому следует сделать так, чтобы надлежащее исполнение обязательства было выгодным, а ненадлежащее не выгодным.

Учитывая изложенное, алгоритм зачисления частичного исполнения по юридически разнородным обязательствам выстраивается с достаточной ясностью. Прежде всего погашаются:

1)издержки кредитора по получению исполнения, затем

2)проценты, а в оставшейся части

3)основная сумма долга

Если же по обязательству в силу закона или договора подлежат уплате также и какие-либо суммы гражданско-правовых (неустойка, проценты санкций за пользование чужими денежными средствами, убытки), требования по ним подлежат погашению очередь в последнюю.

Погашение требований по однородным обязательствам

Экономическая активность субъектов гражданского права, особенно в коммерческих отношениях, нередко приводит к тому, что одни и те же стороны одновременно участвуют не в одном, а в нескольких обязательствах.

Примеры однородных множественных обязательств : торговая организация постоянно получает кредиты для расчетов с поставщиками товаров, поставщик энергоресурсов обязывается отпускать их покупателю по различным договорам, гражданин несколько раз занимает деньги у своего знакомого и т.п.

1) При множестве текущих обязательств должник редко когда погашает их разом, одним исчерпывающим исполнением по всем обязательствам . Ограниченность

ресурсов естественным образом диктует другую тактику: постепенные расчеты по различным обязательствам.

Если должник имеет несколько однородных обязательств, а произведенного им исполнения недостаточно для погашения всех однородных обязательств, возникает неопределенность в вопросе о том, какой именно долг прекращен исполнением. Каким образом в обязательственном праве следует разрешить эту неопределенность (импутация долга)?

Никто лучше, чем должник, не знает своих возможностей и рисков, связанных с исполнением, своих ресурсов и применяемой логистики в своей деятельности.

На него же падают и все негативные последствия ненадлежащего исполнения обязательства, которых добросовестный должник стремится избежать. Следовательно,

именно должнику необходимо предоставить наибольшую свободу своих действий при исполнении обязательства, он нуждается в максимальном маневре, чтобы достичь желаемой цели . Поэтому право предоставляет должнику возможность самому определить, в счет какого именно обязательства он производит исполнение.

Поэтому целесообразно, чтобы должник определил обязательство, в счет которого

следует исполнение, до того, как оно произведено, в момент исполнения или по крайней мере без промедления после исполнения.

Определение обязательства может производиться в любой форме : документальной,

устной, конклюдентными действиями, из которых следует по определению обязательства, в счет которого воля должника производится исполнение. Главное здесь, чтобы воля должника была изъявлена кредитору, он воспринял ее и действовал сообразно этому волеизъявлению.

2) В большинстве случаев должник указывает, в счет какого обязательства следует исполнение. Однако случается и обратное.

Кредитор в некоторых случаях имеет собственное предпочтение по зачислению исполнения в счет определенного долга . Предположим, что у должника имеется два обязательства, по одному из которых долг обеспечен каким-либо из способов обеспечения (например, поручительством), а по-другому никакого обеспечения нет. Рациональный кредитор в большинстве случаев предпочел бы снизить свои риски в получении задолженного, выбрав зачисление в счет того обязательства, где его правовые возможности менее сильны.

Если должник пренебрег своим интересом, правопорядку следует озаботиться интересами другой стороны – в случае, если должник не указал, в пользу какого из однородных обязательств производится исполнение, исполнение производится в пользу необеспеченного обязательства.

3) В тех случаях, когда ни одно из нескольких обязательств не имеет обеспечения (или, наоборот, все они имеют обеспечение), интерес кредитора в определении предмета погашения не очевиден.

Однако один из факторов имеет универсальное значение – это фактор времени. Обязательства исполняются чаще всего по мере их возникновения или наступления сроков исполнения.

Отсюда можно вывести темпоральный принцип, базирующийся на презумпции того, что должник предпочитает погасить более ранний долг, нежели более поздний.

Если у должника имеется несколько однородных обязательств с различными сроками исполнения, то его исполнение засчитывается в счет тех из них, по которым сроки исполнения наступили ранее.

Если же обязательства не имеют сроков исполнения

(бессрочные обязательства),

приоритет определяется обязательства, а не по сроку

по сроку возникновения самого

исполнения.

 

Гипотетически возможна ситуация, когда все имеющиеся однородные обязательства перед кредитором имеют один и тот же срок (срок возникновения бессрочных обязательств). Здесь исполнения темпоральный принцип не срабатывает ввиду отсутствия различий между обязательствами по сроку.

Не остается ничего иного, как обратиться к принципу пропорционального разделения (pro rata), производя импутацию долга с разделением полученного по всем однородным обязательствам в соответствующей их размеру пропорции.

Исполнение альтернативного обязательства

Надлежащее исполнение альтернативного обязательства должником, которому принадлежит право выбора действия, подлежащего совершению, не вызывает насущной потребности в особенностях регулирования . Должник осуществляет способом: вербально, литерально выбор любым или конклюдентными действиями, производя исполнение.

Диспозитивную модель альтернативного обязательства можно рас сматривать как некий льготный для должника вариант обязательст ва. Выбор рационального должника между несколькими действиями обычно склоняется к такому из них, которое наиболее выгодно должни ку, а не кредитору. Должник действует прежде всего в своем интересе. Коль скоро должник не желает преследовать свой интерес, нарушая право кредитора, впав в просрочку, правопорядку следует озаботиться защитой нарушенного права кредитора, причем желательно наиболее эффективным и наименее затратным образом. В таком случае было бы справедливым неисправного должника, перестать льготировать отдав выбор действий должника (воздержание от действий) кредитору. Кредитор сам производит выбор и может требовать присуждения по суду того, что считает выгодным для себя.

В случаях, когда по условиям обязательства право выбора исполнения в альтернативном обязательстве предоставлено кредитору или третьему лицу, то просрочка в выборе с их стороны влечет возникновение похожей описанной в предыдущем пункте ситуации . Различие заключается лишь в субъектах, пренебрегающих своим правом на выбор. Если альтернатива с выбором исполнения

должником создает льготный режим для него, то альтернатива с выбором исполнения кредитором (третьим лицом) создает льготу для него. Следовательно, нежелание воспользоваться своим правом отдает это право другой стороне – должнику.

Исполнение факультативного обязательства

При просрочке должника реализовать свое право прибегнуть к замене основного исполнения запасным (факультативным) не может приводить к возникновению права на выбор кредитором.

Факультативное обязательство является для еще более льготным должника по сравнению с альтернативным, по которому право выбора в случае просрочки может оказаться у кредитора.

Поэтому кредитор может предъявить иск о присуждении должника исполнить только основное обязательство (тк если бы мог присудить исполнение дополнительного, то обязательство стало бы альтернативным). Если же должник воспользовался своей льготой и приступил к исполнению факультативного действия, то истребование кредитором основного исполнения уже не допускается.

Условия того или иного обязательства, указывающего на совершение должником одного из нескольких действий, сформулированные в договоре или в законе, альтернативного или факультатив не всегда содержат явный реквизитного обязательства.

Каким же образом сторонам обязательства распознать вид обязательства, к какому суждению следует склониться суду, если сами стороны не пришли к согласию о виде обязательства, возникшего между ними?

Следовательно, указанные обстоятельства дают основания для предположения о том, что стороны скорее имели в виду альтернативное, а не факультативное обязательство. В случае сомнения предпочтение отдается альтернативному обязательству – презумпция альтернативного обязательства.

Если стороны, особенно должник, заинтересованы именно в факультативном обязательстве, это будет стимулировать стороны точно обозначить такой характер обязательства (факультативное), чтобы устранить действие презумпции.

5.3 Глосса, конспект

Статья 328. Встречное исполнение обязательства

1.

Пункт 1 ст. 328 ГК РФ дает определение встречного исполнения обязательств –понятия, оказывающегося центральным для некоторых из норм, закрепленных в комментируемой статье. На самом деле для некоторых указанных в п. 2, 3 ст. 328 ГК РФ средств защиты вопрос о наличии встречного исполнения вовсе не имеет никакого значения: например,

отказ от своего встречного исполнения при нарушении обязательств другой стороной или возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое нарушение произойдет в будущем.

Более того, помещение норм об отказе от договора в п. 2 ст. 328 ГК РФ вместе с нормами о приостановлении исполнения и привязка обоих институтов к понятию встречности исполнения являются большой ошибкой законодателя, который попытался в двух-трех предложениях в рамках одной статьи у регулировать целый веер разных мало связанных между собой институтов.

Как же ГК РФ определяет встречность исполнения? Согласно п. 1 ст. 328ГК РФ встречным признается исполнение должника, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств перед должником. Иначе говоря, речь идёт о лежащих на сторонах договора двух встречных обязательствах, находящихся определенной связи, которая позволяет говорить об их взаимной обусловленности. Это означает, что положения ст. 328 ГК РФ применимы отнюдь не ко всем взаимным обязательствам, а только к тем из них, которые взаимно обусловлены . В этом проявляется отличие понятия встречности в контексте данной статьи и того же понятия в контексте норм о зачете: для целей зачета однородные требования считаются встречными потому, что они связывают стороны между собой (какой-то взаимосвязи между двумя встречными прекращаемыми обязательствами не требуется); для целей же применения ст. 328 ГК РФ понятие встречности носит более узкий характер и требует нахождения элемента взаимной обусловленности.

В двусторонних синаллагматических договорах исполнение каждой из сторон своего основного обязательства обусловлено исполнением договора контрагентом. При этом взаимная обусловленность обязательств сторон по отношению друг другу по этому второму типу может проистекать не только из синаллагматического, но и из иных договоров, в рамках которых изначально возникают или при определенных условиях могут возникнуть взаимные обязательства контрагентов (например, договоры ссуды, простого товарищества, акционерные соглашения и т.п.).2.

Пункт 2 ст. 328 ГК РФ признает два способа защиты, применение которых возможно в случае неосуществления оговоренного в договоре исполнения. Первый из них – это право на отказ от осуществления своего встречного исполнения. Второй – право приостановить свое встречное исполнение.

Положение п. 2 ст. 328 ГК РФ о праве на отказ от осуществления встречного исполнения означает не что иное, как указание на право на отказ от договора. Отказываясь осуществлять свое встречное исполнение, пострадавший от нарушения договора контрагент тем самым заявляет о прекращении договорной связи (т.е. расторжении договора в форме одностороннего отказа) в целом или в пропорциональной части.

Условием для реализации таких правомочий, согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ, является непредоставление стороной предусмотренного договором исполнения. Из смысла этой формулировки следует, что право на отказ от встречного исполнения возникает не только в случае просрочки, но и при осуществлении ненадлежащего исполнения (дефект, допущенный должником при осуществлении исполнения, должен быть достаточно существенным, чтобы оправдать отказ от договора.).

Пункт 2 ст. 328 ГК РФ устанавливает право на отказ от встречного исполнения (т.е. отказ от договора) и приостановление встречного исполнения и в тех случаях, когда нарушение договора контрагентом еще не произошло, но предвидится (возникают обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что такое встречное исполнение произведено не будет).

Вопрос о том, может ли в качестве такого обстоятельства, дающего право на превентивный отказ от договора или приостановление исполнения обязательства, выступать возбуждение против должника дела о банкротстве, может вызывать споры. Общим правилом должно быть признание допустимости применения в такой ситуации норм п. 2 ст. 328 ГК РФ. В конечном итоге, трудно найти более убедительный резон сомневаться в способности должника исполнить в будущем его обязательство, чем возбуждение против должника дела о банкротстве. В то же время в ряде случаев такая реакция кредитора может быть признана злоупотреблением правом. Для оправдания превентивного отказа от договора предвидеться должно не всякое, а только лишь существенное нарушение (если иное не предусмотрено договором).

Прежде чем воспользоваться своим правом на отказ от договора или на приостановление исполнения при предвидимом нарушении, сторона должна предупредить другую сторону и сообщить ей о возникших опасениях. Контрагент, получивший такое предупреждение, вправе развеять возникшие сомнения или предоставить достаточные дополнительные обеспечения своего встречного исполнения.

При этом положения п. 2 ст. 328 ГК РФ в дополнение к праву на отказ от договора или приостановление исполнения при предвидимом нарушении предусматривают также и право на взыскание убытков.

Если частичное неисполнение подрывает интерес кредитора в исполнении договора в целом, возможны непропорциональный отказ от договора или непропорциональное приостановление встречного исполнения.

3.

Пункт 3 ст. 328 ГК РФ предусматривает правило, согласно которому в договоре, предусматривающем встречное исполнение, ни одна из сторон не вправе требовать исполнения от другой стороны, не предоставив причитающееся с нее встречное исполнение. Как следует толковать данное положение закона? Из данного положения можно, в частности, вывести, что если в договоре или законе не определена очередность обмена и соответственно нет ясности в вопросе, кто из сторон должен делать первый шаг (такая ситуация возникает, в частности, в случае заключения договора мены без условия об очередности обмена), каждая из сторон вправе легально не осуществлять свое исполнение, пока кто-то из них не решится осуществить исполнение первым. до момента, когда одна из сторон не исполнила свое обязательство первой или не попыталась это сделать, другая сторона не считается попавшей в просрочку и не несет ответственности за нарушение.