Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Amamchyan_A_Mediatoryi_Lyubvi_a4.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
02.07.2023
Размер:
1.75 Mб
Скачать

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

Глава третья. Рабочая гипотеза любовного влечения.

«Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией»

Майкл Фарадей

На сегодняшний день нет единой общепринятой теории влюбленности и любви. Тем не менее существуют различные подходы авторов, как писателей–классиков, так и ученых к пониманию стадий и характеристик любви.

Таблица 2 Связь стадий и характеристик любви с химическими веществами

36

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

Исходя из этого, можно попытаться связать определенные нейромедиаторы и гормоны, которые были описаны в предыдущей главе, со стадиями и характеристиками любви. Такая

37

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

связь представлена в таблице 2, где стадии любви рассмотрены согласно художественной литературе, а характеристики – с учетом научного представления о любви.

В этом месте я должен предостеречь вас. Теория происхождения любви на основе влияния гормонов и нейромедиаторов заманчива, но она осложняется множеством факторов, ведь разные типы упомянутых веществ могут давать различный эффект. Помимо этого, они взаимодействуют со многими физиологическими системами и механизмами, участвуя в сложных цепных реакциях.

Многие люди считают, что любовь представляет собой сочетание самых разных эмоций – от эйфории до отчаяния. Однако для понимания истинных механизмов формирования любви необходимо четко различать эмоции и мотивации – психические процессы, нацеленные на планирование деятельности ради достижения желаемого или необходимого. Ученые пришли к выводу, что любовь – это мотивация, заставляющая человека добиться вполне конкретной цели – возлюбленного, подобно тому, как голодного интересует лишь еда. Однако любовь стоило бы отождествлять не с мотивацией голода, а с аппетитом, поскольку голод имеет менее избирательный характер по сравнению с аппетитом. В то же время мотивация вследствие распространения возбуждений на лимбические структуры мозга тесно связана с эмоциональными ощущениями. Согласно представлениям выдающегося отечественного нейрофизиолога П.К. Анохина и его ученика К.В. Судакова эмоции выступают в качестве своеобразных навигаторов, оценивающих потребности и их удовлетворение. Каждая мотивация субъективно переживается, то есть сопровождается специфической эмоциональной реакцией, что позволяет оценить потребность (например, ни одно живое существо не спутает субъективное ощущение голода с переживаниями страха или полового возбуждения) и обеспечить наиболее успешное и быстрое удовлетворение. Субъективно мотивация чаще сопровождается отрицательным эмоциональным переживанием. Это мобилизует усилия на удовлетворение потребности. Так возникающее отрицательное эмоциональное ощущение голода заставляет немедленно отправиться на поиск пищи. Любовь же подобна аппетиту, и в отличие от голода имеет положительные эмоциональные ощущения, которые по опережающему принципу начинают включаться в структуру мотивационного возбуждения. Такое предвидение положительной эмоции является мощным стимулом целенаправленной деятельности, заставляющим более активно, чем на основе только отрицательных эмоций, преодолевать препятствия. Тем самым любовь воспринимается, как приятное и ценное чувство, от которого переживающий его человек не хочет отказываться.

Кроме того, любовь с трудом поддается контролю и вызывает ощущение сильнейшей непреодолимой тяги. А значит, согласно теории доминанты великого отечественного физиолога А.А. Ухтомского, любовь формируется на основе доминирующего очага возбуждения в нервных центрах мозга, и благодаря повышенной возбудимости этот очаг «притягивает» к себе другие возбуждения, усиливая тем самым доминирующую деятельность. Мозговые структуры, включенные в доминирующую мотивацию, обретают новые свойства благодаря пластичности и химической интеграции мотивационного возбуждения. Примечательно, что специфика мотивационного возбуждения проявляется главным образом в особенностях химических механизмов различной мотивации. Установлено, например, что оборонительная мотивация страха активируется норадреналином, пищевые мотивации – ацетилхолином. Что касается любовного влечения, то первоочередным мотивационным нейромедиатором является дофамин, а сам доминирующий очаг возбуждения формируется, согласно исследованиям Х.Фишер, в хвостатом ядре. Зарождаясь под влиянием дофамина, мотивационное возбуждение изменяет активность других медиаторных систем и гормонов (см. таблицу 2), а также распространяется по структурам мозга (см. рисунок 1). При охвате возбуждением неокортекса формируется поведенческая реакция. Например, различные отделы префронтальной коры следят за тем, как разворачиваются события, планируя тактику действия, высчитывают возможные «выгоды» и «убытки», фиксируют прогресс на пути к главной цели, то есть к эмоциональному, физиче-

38

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

скому, духовному единению с возлюбленным. Таким образом, любовь – доминирующая мотивация, определяющая целенаправленные поведенческие акты. В свою очередь, теория доминанты А.А.Ухтомского легла в основу теории функциональных систем, разработанной П.К. Анохиным.

Рисунок 2. Модель функциональной системы поведенческого акта по П.К. Анохину. ОА

– обстановочная афферентация; ПА – пусковая афферентация. ИсточникАнохин П.К.

Принципиальные вопросы обшей теории функциональных систем. – М.1971

Таким образом, несильно вдаваясь в нейрофизиологические механизмы формирования функциональной системы, поскольку это отражено в специализированной литературе по физиологии, для объяснения основ формирования любовного влечения можно применить эту классическую и в своем роде универсальную теорию П.К. Анохина.

Функциональная система включает следующие узловые механизмы: стадию афферентного синтеза, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез (возбуждение), само целенаправленное действие и постоянную оценку достигнутых результатов акцептором результатов действия с помощью обратной афферентации (рисунок 2).

Начальную стадию функциональной системы составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (то есть информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, "что делать", и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую

39

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в действие для достижения результата.

Необходимой частью функциональной системы является акцептор результата действия

аппарат оценки результата и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта уже имеется представление о нем, как своеобразная модель или образ ожидаемого результата. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Этот механизм является абсолютно необходимым для успешности реализации каждого поведенческого акта. Функциональная система обладает способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При этом происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов таким образом, чтобы необходимый результат, пусть даже в меньшей степени, но все же был бы достигнут.

Однако вернемся к пониманию любви. Это чувство в свою очередь неразрывно сплетено с двумя другими базовыми стремлениями: вожделением и привязанностью. Вожделение толкает человека на то, чтобы стремиться к сексуальной связи с подходящим партнером. Любовь заставляет сосредоточить внимание на одном-единственном, наиболее предпочтительном объекте, тем самым помогая сэкономить время и энергию, которые будут затрачены на постоянный поиск партнера при отсутствии любви. Ну а привязанность между представителями разного пола обеспечивает возможность прожить с партнером достаточно долго, чтобы вместе вырастить ребенка.

Исходя из этого, можно предположить, что в процессе жизни человека в зависимости от компонентов афферентного синтеза выстраиваются взаимосвязанные функциональные системы, главная цель которых совершать поведенческие акты на поиск подходящих партнеров, из которых человек должен выбрать одного, «потерять голову» и сохранить эмоциональную близость до тех пор, пока не подрастет ребенок. При этом каждая функциональная система выражается разными поступками, надеждами и мечтами. И каждый доминирующий очаг в этой системе имеет свою химическую специфику мотивационного возбуждения. Вожделение контролируется половыми гормонами, феромонами, норадреналином и фенилэтиламином. Любовь связана с дофамином, норадреналином, фенилэтиламином и фактором роста нервов, а привязанность – с окситоцином и вазопрессином. Итак, доминирующая мотивация в зависимости от специфики нейромедиаторов формирует в структурах мозга начальную стадию функциональной системы. На этой стадии мотивационное возбуждение тесно связано с обстановочной афферентацией (нормами и законами социального поведения, принятыми в определенном обществе, менталитете, традициях), а также с пусковой афферентацией, которая обусловливает поведение в определенном месте и времени. Кроме того, формируется связь с памятью, при этом ареной взаимодействия является описанная в первой главе карта любви

группа сигналов, закодированных в мозге, которая по голографическому принципу характеризует симпатии и антипатии человека. Она показывает, каким волосам, цвету глаз, голосу, телосложению и запахам мы отдаем предпочтение, а также какой характер нас привлекает.

Вдальнейшем, на основе указанных взаимодействий принимается решение и тем самым выстраивается определенная линия поведения. При этом важное значение имеют свойства личности человека (темперамент, акцентуации характера, уровень тревожности и эмоциональной устойчивости и т.п.).

На стадии принятия решения формируется аппарат предвидения результата (акцептор результата действия), благодаря которому происходит своеобразное опережение реальных событий. После этого под контролем акцептора результата развертывается последовательный ряд целенаправленных действий.

40

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

Возьмем одну молодую женщину, назовем ее, к примеру, Анна. У нее есть приятель, с которым она дружила с детства, и теперь они состоят в близких отношениях в течение года. Но у молодого человека появился один существенный «недостаток»: он уехал, и его нет рядом.

Ей двадцать один год, она симпатичная, стройная, но не худая. Светлые волосы касаются плеч. Она из тех девушек, которых молодые люди приглашают на свидание, ожидая услышать ответное «да». Анна с подружками решила прогуляться вечером и зайти в кафе. Там она замечает группу молодых людей (на пару лет старше ее), сидящих напротив. Через некоторое время молодые люди подсаживаются к ним и начинают беседовать. Анна при беседе с одним из молодых людей охотно отвечает на вопросы, смеется над его шутками. Она откидывает волосы, склоняет голову набок, играет сережками и слегка наклоняется вперед (по словам социального психолога К. Дюранте, «чтобы привлечь внимание к своей груди»). Не судите Анну слишком строго. Она даже не осознает, что флиртует, или что секунду назад вычеркнула из своей жизни близкого человека. Она не плохая, просто она так устроена. У нее мотивационное возбуждение – вожделение. Приближается время овуляции, доминирующий очаг возбуждения начинает запускать функциональную систему. Многие женщины, у которых близится или уже началась овуляция, демонстрируют аналогичное поведение. Разговаривая с привлекательными мужчинами, смотрят по сторонам и часто поправляют одежду.

При этом пусковой стимул – время (допустим, приятный летний вечер, давно нет рядом приятеля), место (уютное кафе) и прием легких спиртных напитков дополнительно способствуют принятию решения – познакомиться с молодым человеком. Но насколько серьезно это сделать, решит обстановочная афферентация и, естественно, сопоставление с голографической картой любви. В то же время, запрещающие факторы обстановочной афферентации (например, наличие у Анны молодого человека, или запрет знакомств в кафе, клубах в связи с особенностями менталитета) могут переставать действовать, если мотивационный очаг становится доминирующим, а молодой человек будет соответствовать голографической карте любви Анны. И если представить, что так и произошло, то у Анны вместе со стадией принятия решения формируется акцептор результата действия, благодаря которому происходит своеобразное опережение реальных событий. Например, приняв твердое решение познакомиться с молодым человеком, у Анны уже формируется прогноз, или назовем это надеждой, что она тоже должна ему понравиться. Ну а дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, насколько ожидаемый прогноз будет соответствовать действительности.

Согласно биологической теории формирования эмоций П.К. Анохина полученный результат целенаправленного действия сопоставляется с акцептором результата за счет обратной афферентации. При этом если обратная афферентация подтвердит, что достигнут запрограммированный результат, то есть, что потребность удовлетворена, возникает положительная эмоция и, возможно, снижение возбуждения доминирующего очага. Если же полученный результат не согласуется с прогнозом, возникает эмоциональное беспокойство, ведущее к поиску других более успешных способов достижения цели. Вот почему любовь способна вызвать множество разнообразных эмоций в зависимости от того, разделяет ли любимый человек чувства влюбленного, или они не находят у него отклик. Тем самым при соответствии акцептора результата действия с полученным результатом, то есть в случае разделенной любви, возникает бурный восторг, а при отсутствии соответствия, то есть когда чувство отвергнуто – опустошенность, отчаяние и даже гнев, и при этом функциональная система продолжает активно функционировать. Вероятно поэтому, чем дольше человек добивается ответной любви, тем больше ее ценит, и наоборот.

Несомненно, что выраженность эмоциональной реакции будет зависеть от того, на какой стадии находится любовное влечение – подъема или спада. А значит можно предположить, что концентрация и комбинация нейромедиторов, вызывающих мотивационное возбуждение, будет различным. Например, при выраженной активации дофаминовой системы, то есть при

41

А. Э. Амамчян. «Медиаторы любви»

сильном любовном влечении, в случае достигнутого прогноза возникнет наибольший выброс эндофинов и серотонина, а при несоответствии – усиление выхода кортиколиберина. Если же любовь на спаде, то концентрация этих веществ будет не столь высока, а значит маловероятна бурная реакция вне зависимости от того, соответствует или нет прогноз и полученный результат.

Таким образом, в качестве рабочей гипотезы формирования любовного влечения можно представить модифицированную модель функциональной системы поведенческого акта (рисунок 3).

Рисунок 3. Рабочая гипотеза любовного влечения на основе схемы функциональной системы поведенческого акта по П.К. Анохину; (модификация автора, пояснения в тек-

сте).

42

Соседние файлы в папке Нормальная физиология