Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
k_ekzamenu_po_fiziologii_chast_2_2.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
4.96 Mб
Скачать
  1. Половые различия и интеллектуальные функции.

Поведенческие, неврологические и биохимические исследова¬ния проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия в организации мозга. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внешней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и де¬вочек существенно различается почти сразу после рождения. Вли¬яние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интел¬лекта, измеряемого по 10.

Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршру¬та, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.

Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают про¬странственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требую¬щих математических рассуждений (Кимура Д., 1992). У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различ¬ных снарядов.

Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте иден¬тификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.

Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное каче¬ство умственных способностей у мужчин и женщин отражает раз¬личие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых — тестостерон).

Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует форми¬рованию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гор¬моны изменяют функционирование мозга только во время крити¬ческого периода развития человека. Введение тех же самых гормо¬нов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путем кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зре-лом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, кото¬рым вводят андрогены, ведут себя как самцы. Они становятся бо¬лее агрессивными, склонными к играм с элементами драки, предпочитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы ве¬дут себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении заданий, связанных с пространственным обучением.

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись из¬быточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врожденной гиперплазии надпочечников их матерей, пока¬зало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчико¬вое поведение и большую агрессивность. Эффект был необрати-мым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцеп¬тивных или вербальных тестах, требующих логических рассужде¬ний, между двумя группами девочек — с гормональными наруше-ниями и без них — выявлено не было.

Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полу¬шарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший де¬фект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженны¬ми последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаи-модействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.

Установлено, что у крыс-самцов кора правого полушария тол¬ще левого. Это согласуется с другими данными о том, что раннее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведет к подавле¬нию роста коры левого полушария.

Наблюдение за эмбрионами человека также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Одна¬ко, как вытекает из результатов обследования мужчин и женщин с поврежденным правым полушарием, способность к простран¬ственному вращению предметов, которая лучше выражена у муж¬чин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вра¬щения, чем у женщин, как это можно было ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.

Сходное предположение о более выраженной асимметрии мозга у мужчин высказано и в отношении речи. При этом исходили из того факта, что афазия чаще встречается у мужчин после травмы левого полушария. На этом основании и было сделано заключе¬ние, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами дан¬ные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением пра¬вого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.

Д. Кимура (1992), исследуя нарушения речевых функций у муж¬чин и женщин в результате поражений мозга, установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функ¬ции локализованы в левой лобной коре.

У мужчин центр с аналогичными функциями находится в зад¬них отделах того же полушария. После повреждения лобной части мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При по¬вреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встреча¬ется чаще, чем поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асим¬метрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в пере¬дних областях мозга. У мужчин же система выбора и программиро¬вания речевых движений находится в задних отделах полушария.

По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария — это не только программирование и выбор речевых реакций, но и органи¬зация сложных движений рта, рук, участвующих в общении лю¬дей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин — в задних отделах полушария-

У женщин система «праксиса», обеспечивающая выбор надле¬жащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади нее моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двига¬тельные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движе¬ния типа прицеливания, т.е. направленные на объекты, находя¬щиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.

По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной мо¬дели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного те¬ста обнаруживаются большие нарушения, когда повреждаются пе¬редние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.

Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на организацию речи и движений, а также на способность к пространственному вращению, однако похоже, что от нее зависит выполнение некоторых абстрактных вербальных заданий. На вы¬полнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Други¬ми словами, женщины при осмысливании слов в большей степе¬ни, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время дви¬гательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди прав¬шей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчи¬ны: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.

Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми раз¬личиями, в зависимости от функции может выражаться в домини¬ровании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асиммет¬ричным» является какой-то один под. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминант-ного левого полушария. То же можно сказать и о большем процен¬те среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки нахо¬дятся в меньшей зависимости от левого полушария.

Как следует из приведенных данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по раз¬ному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструально¬го цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространствен¬ных способностей и улучшением двигательных и артикуляцион¬ных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестосте¬рона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространствен-ных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

  1. Характеристика мышления как вида корковой деятельности. Причины нарушения мышления у детей.

  1. Сходство и различия между условными и безусловными рефлексами

  1. Условные рефлексы как один из методов изучения поведения. ???

  1. Характеристика основных типов ВНД животных и человека.

Тип ВНД - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно И.П.Павлову, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим факторам. Учение И.П.Павлова о типах ВНД - это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов - коры большого мозга. Понятия «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые, хотя не все с этим согласны, полагая, что с помощью условнорефлекторных методик в большей степени выявляются особенности коры больших полушарий и в меньшей степени особенности нервной системы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы в целом, а значит, дает возможность лучше понять характерологические особенности человека.

Общие типы ВНД животных и человека определяются свойствами нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают работоспособность корковых клеток, которая определяется длительностью нервного напряжения, выражающегося в процессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуждения и торможения по их силе. Подвижность нервных процессов - это способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро «уступать место», давать преимущество одному процессу перед другим: возбуждению перед торможением и наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей собак позволило выделить среди них четыре основных типа ВНД:

• животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

• животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

• животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

• животные слабые (оранжерейный тип). В реальной действительности типов ВНД значительно больше.

У животных живого типа легко вырабатываются положительные и отрицательные рефлексы, животные быстро справляются с изменениями стереотипа условных рефлексов. Для животных слабого (оранжерейного) типа характерны следующие особенности:

• трудная выработка условных рефлексов на сигналы обычной силы, при их ослаблении выработка нередко облегчается;

• чаще всего собака на посторонние новые раздражители реагирует пассивно-оборонительной реакцией: прижимается телом к полу и на брюхе подползает к экспериментатору, жалобно повизгивая и не сопротивляясь постороннему животному;

• наклонность к развитию запредельного торможения, поэтому такие собаки постоянно замирают (застывают). Безудержный тип животных характеризуется быстротой выработки рефлексов и медленной выработкой условного торможения рефлексов. Они имеют сильные раздражительные и тормозные процессы, но тормозной относительно слабее раздражительного, поэтому напряженная работа нередко завершается срывом ВНД (неврозом). Спокойный (инертный) тип характеризуется медленной выработкой условных рефлексов и трудной сменой стереотипа условных рефлексов, что может привести к невротическим состояниям. У этих животных оба процесса сильны, но подвижность нервных процессов низка, поэтому быстрая смена в условнорефлекторной деятельности для них представляет большую трудность. Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И.П.Павловым, оказались очень близки по свойствам к «темперахрам», описанным Гиппократом. Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460-377 до н. э.) объяснял неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей за счет различного состояния «соков тела» в организме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи.

Согласно учению Гиппократа, различают четыре темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от лат. chole - желчь), флегматический (от лат. phlegma - слизь, мокрота), меланхолический (от греч. melanos + chole - черная желчь). Сангвиник - человек решительный, энергичный, с быстрой возбудимостью, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций, легкой их сменяемостью. Флегматик - спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Холерик - вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комбинация свойств более разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Сильное, уравновешенное, подвижное животное соответствует сангвиническому темпераменту; сильное, неуравновешенное - холерическому; сильное, уравновешенное, инертное - флегматическому; слабое - меланхолическому.

Способы определения типологических свойств. Для определения типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были разработаны специальные экспериментальные методы: «Большой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большому стандарту» занимало около 2 лет, по «Малому» -6-7 мес. По «Малому стандарту» число методик было сокращено. О силе возбуждения судили по скорости выработки условного рефлекса, но главным образом - по кофеиновой пробе. Силу процесса возбуждения у собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопровождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблюдалось снижение условнорефлекторных эффектов. О силе торможения судили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений . Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, такой процесс относили к сильному, если 30 сочетаний и более - к слабому процессу торможения. Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реакций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость величины латентного периода сенсомоторной реакции на многократное повторение раздражителей средней величины. Чаще всего используются световые раздражители определенной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дается 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интервалом следования 1-3 с; при загорании лампочки каждый раз испытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время реакции регистрируется с точностью до 0,001 с. Данная методика основана на критерии предела работоспособности при многократном раздражении, поэтому показателем, характеризующим силу нервных процессов, будет среднее значение самой двигательной реакции на последние 20 раздражении. Уравновешенность по методике И.П.Павлова для животных определяли по соотношению силы процессов возбуждения и торможения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения и торможения. Уравновешенность нервных процессов у человека можно определить по методике РДО (реакция на движущийся объект). Методика РДО основывается на установленном Н.С.Лейтесом (1963) различии в характере двигательных реакций у лиц с преобладанием возбуждения или торможения. Для лиц возбудимого типа характерно опережение реагирования, для тормозных - запаздывание. В эксперименте использовали секундомер. Испытуемому давалась инструкция останавливать стрелку на цифре 10. Перед этим проводилась небольшая тренировка, результаты которой не входили в окончательный подсчет. Каждый испытуемый должен был сделать 30 нажатий. Высчитывали число точных, опережающих и опаздывающих реакций. По ним вычисляли коэффициент уравновешенности - это была средняя величина всех реакций (без знаков «+» или «-»), представляющая собой условную единицу. В опытах на животных для определения подвижности нервных процессов применяли способ двусторонней переделки, когда прекращали подкреплять положительный условный сигнал и одновременно начинали подкреплять условный тормоз. Для переделки сигнального значения раздражителей требовалось определенное количество сочетаний. Если переделка осуществлялась в пределах 25-30 сочетаний, животное относили к подвижным, при большем числе сочетаний - к инертным. Для определения подвижности нервных процессов у человека используется методический вариант А.Г.Иванова-Смоленского, основанный на переделке. С помощью прибора хроноволеоптимографа задавалась программа следования световых раздражителей: загорание зеленой и красной ламп примерно с одинаковой вероятностью. В первой части опыта испытуемый должен был на зеленый свет нажимать рычажок вправо, на красный - влево. Давалось 50 раздражителей. Регистрировали время реакции на каждый раздражитель и число ошибочных действий. Во второй части опыта от испытуемого требовалось реагировать наоборот: на загорание зеленой лампы нажимать рычажок влево, красной лампы - вправо. Подавалось также 50 раздражителей. Показателем подвижности служили данные второй части опыта, т.е. сама переделка. Время реакции и точность являлись количественными характеристиками подвижности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]