Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПРЕДДИПЛОМНАЯ КУРСОВАЯ 02.02.15.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
61.93 Кб
Скачать

3. Отношения России и сша. Перезагрузка

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время пресс-конференции, состоявшейся 23 января 2013 г.1, заявил, что «Перезагрузка» с США не может длиться вечно. Если «Перезагрузка» компьютерный термин, то все должны понять, что вечная перезагрузка – это сбой, она зависла, – уточнил министр.

Также Сергей Викторович заявил, что, когда администрация Барака Обамы объявила о желании «перезагрузить» отношения между Россией и США, РФ восприняла это как понимание контрпродуктивности политики Дж. Буша-младшего.

По словам главы МИДа2, Россия открыта для сотрудничества и развития наших отношений на принципах равноправия и взаимного уважения интересов, а также невмешательства во внутренние дела друг друга, но не потерпит недружественные шаги Белого дома.

Напомнив о вступлении в силу соглашения об облегчении визового режима между Россией и США и выразив надежду на то, что страны продолжат движение к безвизовому режиму, Сергей Лавров остановился на «раздражителях» в отношениях между двумя странами. Главным из них, по его мнению, является проблема противоракетной обороны. Но также отметил, что в последнее время появились и другие, например, «закон Магнитского», согласно формулировке, использованной Лавровым, заменивший собой «антисоветскую поправку Джексона-Вэника»3.

Мы полагаем, что у нас есть основания задуматься о новой «перезагрузке».

У российских экспертов бытуют разные мнения на этот счет. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов считает, что дальнейший прогресс в наших отношениях будет зависеть от успеха или провала переговоров о судьбе ПРО и ее компонентов в Европе1. Он полагает, что, если будет успех, то возможен новый виток «перезагрузки».

Также Никонов считает, что сферы, по которым Россия и США проявляли солидарность в последние годы (прежде всего это ситуация в Афганистане, сотрудничество по афганскому транзиту) останутся без изменений и будут продолжаться как часть политики «перезагрузки»2.

Но мнения Москвы и Вашингтона по ситуации в Сирии вряд ли изменятся, продолжает Никонов. Скорее всего правительства будут сближаться по Ирану, ибо ни Россия ни США не заинтересованы в том, чтобы Тегеран обладал ядерным оружием3.

А вот директор Международного Института политической экспертизы Евгений Минченко не видит особого смысла в еще одной «перезагрузке»4, так как отсутствует ее предмет, ведь сокращение ядерного вооружения на данный момент не стоит на повестке дня, по крайней мере, у администрации Владимира Путина, а вопрос о ПРО, по его словам, не готовы обсуждать американцы5.

Что же касается внешнеполитической составляющей, то, по словам политолога, американцы свели к минимуму свои попытки как-то повлиять на постсоветское пространство.

Но, по мнению Минченко, Россию может тревожить вероятность снижения присутствия США и вывода американских войск из Афганистана в 2014 году.

Но наиболее конфликтной сферой в отношениях между США и Россией останется Ближний Восток, как полагает политолог. Для Минченко очевидно, что позиции по данному региону абсолютно разные. И у Российской Федерации есть только один инструмент по сдерживанию Соединенных Штатов – это право вето в Совете Безопасности. Но мы видим, что американцы научились реализовывать те или иные планы на Ближнем Востоке в обход механизмов ООН1.

Каковы перспективы? Вячеслав Никонов считает, что не стоит ждать охлаждения отношений наших государств. По его словам, внешняя политика будет находиться очень низко в списке приоритетных целей политики во второй президентский срок Обамы, а Россия будет далеко не в первых строчках внешних интересов США2. Евгений Минченко высказал сходное мнение.  По его мнению, сегодня Пентагон и Госдеп США возглавляют люди, достаточно «мягко» относящиеся к России. Это говорит о том, что нам не стоит ждать каких-либо конфликтов, тем более, что Россия находится на периферии американских интересов.

Американский эксперт Сэмюэль Чарап, директор российской и евразийской программы исследовательского Центра за американский прогресс (Samuel Charap, Center for American Progress)  согласен с Сергеем Лавровым в том, что «перезагрузка» не может длиться вечно. Он полагает, что нас не должно удивлять снижение количества конкретных результатов. Данное снижение связано с тем, что в самом начале их было очень много и поддерживать подобный ритм очень сложно, практически невозможно3. Главной темой для обсуждения на международном уровне сегодня является кризис в Сирии, который открывает нам глаза на серьезные разногласия между Россией и США. И дело здесь не столько в Сирии, сколько в подходах к решению подобных вопросов Вашингтона и Москвы.

Политолог утверждает, что охлаждение в отношениях началось с приходом к власти Владимира Путина. По его мнению, у администрации Медведева и Обамы сложились продуктивные отношения. Он отмечает, что на данный момент не замечал подобных отношений между Путиным и Обамой, он даже не видит заинтересованности российского президента в подобных отношениях. Это не говорит о том, что государства не смогут заключить важных соглашений, просто отсутствие дружественности весьма усложняет процесс1.

Чарап считает, что иногда Россия перегибает палку в своем отношении к некоторым американским процедурам, которые являются стандартными. Например, Госдепартамент США ежегодно публикует доклад о соблюдении прав человека во всех мировых государствах. Делать это его обязывает Конгресс США, поэтому Чапар не понимает, почему Москва так резко реагирует на данный документ2.

По его мнению, хотя основной целью внешней политики Обамы является Азиатско-Тихоокеанский регион, это не говорит о том, что Россию будут игнорировать.