Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Office Word.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
162.86 Кб
Скачать

Войсковые клейноды

— войсковые знаки, регалии или атрибуты власти, казачьего войска (часто — драгоценные).

Обычно, войсковыми казачьими клейнодами являются:

  • Знамя (хору́гвь) — символ войскового (и полкового) объединения. Обычно хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

  • Бунчу́к — знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

  • Булава́ — символ военной власти, которой наделён атаман (гетман).

  • Насе́ка — посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

  • Па́лица, украшенная серебряными кольцами — символ войскового судьи.

  • Перна́ч — символ власти полковника.

  • Войсковая печать

а также литавры, пушки, значки, по́сохи (тро́сти), и другое.

Каждый из клейнодов составлял принадлежность какого-либо должностного лица в казачьем войске.

По летописям, клейнодами Войска Запорожского являлись: «коро́гва[Комм 5] королевская, златописанная», бунчук, булава, палица, печать «сре́бная» (серебряная), «котли медные великие с добошем» (литавры), арма́ты[Комм 6](пушки), пернач, значки и трости.

Впервые Клейноды были пожалованы Запорожскому войску Стефаном Баторием в 1576 г., как признаки независимого существования низовых казаков. Затем клейноды запорожцам жаловали и русские цари: в 1708 г. —Петр I, в 1734 г. — Анна Иоанновна, в 1763 г. — Екатерина II.

Все они хранились, исключая «палок до литавр» и «войсковых армат», или в сечевой Покровской церкви, или в войсковой скарбни́це (казне), откуда выносились только по особому приказу атамана (кошевого или гетмана) — по сечевым праздникам, либо для проведения в их присутствии сечевых рад. «Палки до литавр» находились всегда вкурене войскового до́вбыша (барабанщика), а арматы — в цейхгаузе или сечевой пушкарке. Теперь клейноды можно видеть в музеях частных и учёных обществ (особенно в Одесском музее истории и древностей, в музееМосковской оружейной палаты и др.).

Сухопутные и морские походы запорожцев[править | править вики-текст]

Походы на суше предпринимались против поляков, татар, турок и великороссов (см. гетман Сагайдачный, Пётр Кононович). Рейды по рекам и морям почти всегда велись против Крымского ханства и Османской империи. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен, который заканчивался выстрелом из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. В походах конница преобладала над пехотой.

По словам Е. П. Савельева[34]:

Запорожцы в числе 10 тыс. пристали к Дмитрию I в борьбе его с Годуновым. Потом, после битвы под Добрыничами, к ним пришло на помощь ещё 7 тыс. Видя неустойчивость бояр в присяге и ненавидя все московское, они в 1606 г. взяли ПронскМихайловЗарайскРязань, а потом в 1611 г. напали наКозельск, в 1612 г. взяли Вологду и истребили за преданность кичливым боярам всех её жителей. В 1615 г. по словам некоторых польских и русских летописей, казаки реестровые (запорожские) и городовые превзошли в жестокости не только поляков, но даже татар. В 1617 г. казаки реестровые (то есть не запорожские) напали на Новгородскую область, где жгли и грабили. Потом опустошили уезды:УглицкийПошехонскийВологодский и пошли в поморские места, были в Навге, ТотьмеУстюге,Двинской землеЯренске, потом в Олонце, в Сумском острогеЗаонежье, в Луде, у Ледовитого моря и возвратились в Каргополь, а оттуда через Новгород в Малороссию с многими пленными, которых продавали в рабство татарам и полякам.

В 1618 г. состоялся поход на Москву во главе с польским королевичем Владиславом. Войском Запорожским предводительствовал гетман реестрового казачества Петр Сагайдачный. Бельская летопись свидетельствует о начале этого похода, отмеченным взятием казаками небольшого города Ливны (ныне Орловская обл). Ливны был небольшой городок из «засечной» линии на пути крымцев при набегах на Россию по Муравскому шляху:

«…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал…»[35]

Такой же почерк имели и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках (см. Хортицкая Сечь). Лодки были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и сплавлялись к Чёрному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, занимались грабежом и с добычей возвращались на Сечь.

Из походов наиболее известны: взятие приступом городов Варны, Очакова, Перекопа (1607), Синопа, Трапезунда, Кафы (1616), ряд многочисленных удачных походов казаков во главе с Сагайдачным в 1614, 1615, 1616 и 1620 гг. на Крым и Турцию, со второй пол. XVI в. по приглашению Молдавского господаря (против турецкого засилия) многочисленные успешные вылазки (походы морем) запорожского казачества на Дунай и Днестр в теч. двух последующих столетий, и пр.; с 1618 присоединение к «Лиге милиции христианства», целью которой была борьба с Османской империей (на международной арене).

Основная статья: Балтийская казацкая флотилия

В 1635 году на Балтике была создана польская казацкая флотилия, состоявшая из 30 чаек. Личный состав флотилии был набран из запорожских козаков, под руководством полковника Войска Запорожского Константина Вовка.

Охрана границ Запорожской Сечи[править | править вики-текст]

Сторожевая башня Сечи, Музей истории запорожского казачества

Живя вблизи татар, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от их внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были бекеты, редуты, фигуры и могилы. Бекетами назывались конные разъезды казаков вдоль восточных и южных границ. Редуты — это помещения для сторожевых бекетов. Они ставились вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15-18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной редуты другую. Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга. Наверху устанавливался пук соломы, который зажигался при появлении татар. Затем зажигался пук соломы на следующей фигуре и т. д. Дым от горящих бочек оповещал Сечь о нападении татар.[36]

Переяславская Рада (1654 г.)[

После подписания унии между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским (Люблинская уния,1569 год) об образовании единого федеративного государства Речи Посполитой и, особенно, после подписания в1596 году унии, подчинившей православную церковь католикам в Речи Посполитой (Брестская уния), положение православного населения Великого Княжества Литовского, а также, особенно, Русского, Холмского и Белостокского воеводств Польши кардинально изменилось из-за религиозных притеснений со стороны римокатоликов (поляков) и греко-католиков (отступников). До подписания Унии литовцы, хотя и католики[источник?], в целом терпимо, с уважением относились к православным, поскольку у них был общий язык с православными, заимствованный у русских[источник?] (нынешние литовцы назывались тогда жмудью[источник?]), в общем, и поляки тоже вынуждены были признавать русские свободы. Ниже приведён фрагмент стихотворения украинского поэта XIX века Тараса Шевченко, идеалистично описывающего настроения того времени:

Низовое Войско Запорожское, вследствие его стихийной природы, жёстко не контролировалось центральной властью Речи Посполитой.

Его необузданный нрав и немалая военная сила привлекала многих политических авантюристов. В 1648 году казаки Никитинской Сечиподнимают восстание. Повод к восстанию привез казачий реестровый полковник Богдан Хмельницкий, который враждовал с чигиринским старостой шляхтичем Чаплинским (см. статью Богдан Хмельницкий). Кош выступил на стороне Хмельницкого. Выступление казаков поддержало незнатное православное население польской Украины. Первоначально казакам сопутствовал успех. После ряда внушительных побед над шляхтой в 1648 году (Жёлтых Водах, Корсунь, Пилявцы), восставшие заключают перемирие с польским королем Яном II Казимиром. Победный поход завершен 23 декабря 1648 года торжественным входом казаков в Киев.

Однако в 1651 году восставшие терпят ощутимое поражение от польской армии в Берестецкой битве. Богдан Хмельницкий ведёт переговоры с поляками, отчаянно торгуется. Население Украины не приемлет достигнутые договорённости. Ненависть к полякам так высока, что сопротивление всё растёт. Но силы не равны, прежние союзники крымцы и турки больше не поддерживают восставших, шляхта, среди которой ещё много православных, пытается заключить с Москвой славянский союз против безродных космополитов Запорожского войска, зверства которых в Смуту и во время русско-польских войн хорошо помнят и в России. Чтобы расстроить этот союз, казаки были вынуждены сами просить помощи у единоверной России.

Богдан Хмельницкий, получивший титул гетмана из "рук" сечевиков[38], советовался с ними о его желании просить покровительство русского царя. Еще 26 декабря 1653 года он отправил из Чигирина на Сечь письмо, в котором он отдавал должное запорожским казакам за их вклад, который они сделали, воюя с Польшей. Гетман писал: «Так же как мы начинали махину войны с поляками не без воли и не без вашего совета, братьев наших, так и нынешнее не меньшее дело о запросе о протекции русского царя, без вашего позволения и совета принять не хочем» [38]

В 1654 году была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Однако, на Переяславскую Раду представители низового запорожского казачества не были приглашены.[39] На Раде присягу на верность русскому царю принимала реестровая казацкая старшина[38]. Сечевики присягнули русскому царю где-то к концу мая.[39]

Запорожская Сечь, не входя ни в один из полков Войска Запорожского, обладала автономией в Гетманщине и напрямую подчинялась гетману. В отличие от полков Войска Запорожского, где полковников назначал гетман, Сечь сама выбирала своего кошевого атамана [39]

Несмотря на родственные связи между российской и польско-литовской знатью и все обиды на черкасов русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667.

Война завершилась Андрусовским перемирием, по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (Левобережная Украина и Сиверщена) отошли к России, а лежащие западнее (Правобережная Украина)- к Польше. При этом Запорожье одновременно подпадало в двойное подданство российского царя и польского короля.[40]

О дальнейшем развитии событий на Украине после присоединения к России см. По словам Яворницкого, в период Великой Северной войны после перехода гетмана Мазепы на сторону Карла XII, на Запорожье начали поступать письма от Петра І и Мазепы. 30 октября 1708 года царь написал кошевому атамануКонстантину Гордиенко грамоту, в которой просил запорожцев быть верным присяге русскому царю и православной вере, за что обещал «умножить» к ним свою милость, которой они раньше того были лишены из-за наветов на них Мазепой.[41]

О том же самом хлопотал и Мазепа. Он отправил в Сечь «знатную особу» с универсалом и с письмом низовому войску. В универсале Мазепа извещал о переходе на сторону шведского короля, чтобы защищать Украйну от тирании московского царя, который не раз говорил Мазепе о желании истребить запорожских казаков. Гетман писал, точно знает, что москали, отступая перед шведами, завлекли его на Украйну, но король, не имеет дурных намерений относительно запорожского войска; запорожцы должны воспользоваться таким счастливейшим случаем, свергнуть с себя «иго московское» и сделаться навсегда народом свободным.[42]

Недовольство казаков[править | править вики-текст]

Часть запорожцев не поддержала Петра по ряду причин, среди которых одной из главных было возведение в 1701 году царским правительством крепости (редута) вКаменном Затоне.

Крепость (сейчас это Каменка-Днепровская Запорожской обл.) была выстроена на левом берегу Днепра, возле переправы у Никитинского Рога. Здесь же, но в разное время, на правом берегу Днепра рядом с современным Никополем, базировались пять Запорожских сечей (см. ниже Мемориальные места Сечи на Украине).

Мелководный Днепр возле Никитинского Рога позволял туркам и татарам переправляться через реку и совершать набеги на Речь Посполитую. Через Каменный Затон проходил и важный торговый путь в Крым, Чумацкий шлях. Крепость в Каменном Затоне позволяла регулярным правительственным войскам контролировать набеги крымцев, но, при этом, сильно ограничивала свободу действия и своевольное поведение казаков Запорожской Сечи (которые также не прочь были время от времени предпринимать разбойные «походы за зипунами»). Все это вызвало у казаков раздражение к Москве, которое могло быть потушено лишь срытием крепостей в Каменном Затоне и на реке Самара[43].

Ниже приведены выдержки из переписки заинтересованных сторон.

Крымский хан писал Порте[43]:

«татары не могут быть безопасны при существовании крепости Каменного Затона и что теперь самое благоприятное время потребовать от Москвы её разорения, с угрозою, что в случае отказа хан присоединится к шведам со всею ордою»

Из донесения посла в Стамбуле П. А. Толстого[43]:

«4 числа получил я ведомость о злых замыслах козаков запорожских: прислали к крымскому хану просить, чтоб их принял под свой протекцион»

Из письма запорожцев Мазепе[43]:

«чтоб присланы были к нам на кош уполномоченные от короля шведского и польского и от него, Мазепы, для заключения договоров, за кем им быть, а для разорения Каменного Затона чтоб присланы были войска, и как только эта крепость будет разорена, запорожцы поспешат к шведам на помощь против московских войск»

Ни письмами, ни деньгами привлечь на свою сторону запорожцев Петру не удалось. Гетман Мазепа продолжал уговаривать казаков, объявляя, что «царь хочет весь народ малороссийский загнать за Волгу, и что московские войска разоряют Украйну пуще шведа»[43]. Кошевой атаман Гордиенко также призывал выступить против царя. «Кошевой вор пишет универсалы за Днепр в Чигирин, прелщая к Мазепиной стороне», — сообщает князь Г. Долгорукий Меншикову 16 марта 1709 года. А 3 апреля докладывает царю, что Гордиенко «яд свой злой ещё продолжает, на другую сторону за Днепр непрестанно прелестно пишет, дабы побивали свою старшину, а сами б до него за Днепр переходили, что уже такая каналія тамо за Днепром купами збираетца и разбивает пасеки…»[43]

Казако-гетмано-шведский союз[править | править вики-текст]

Основная статья: Союзный договор между гетманом Мазепой, Карлом XII и Запорожской Сечью

Дипломатическую войну царь Пётр І, по мнению Д. И. Яворницкого, проиграл. После таких донесений в царском лагере стало ясно, что кошевой Гордиенко хитрит и имеет злые в своем уме намерения.[44]. 27 марта (7 апреля) 1709 года кошевой атаман Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали союзнический договор с королем Карлом XII. В этом договоре Запорожье присоединилось к гетманско-шведскому союзу против царя Петра I.

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)[править | править вики-текст]

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Пётр отдаёт распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей:

«…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре, а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и амуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон», при этом указывая Меншикову, что «…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками…»[43]

Первые поражения мазепинцев[править | править вики-текст]

На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генералаРенне[43].

Приказ Петра Первого[править | править вики-текст]

После того, как Кость Гордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованиемполковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания»[45]. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами «добрым способом», но зная, что на помощь осаждённым из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трёхсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они «срамно и тирански» убили.