Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KURSACh.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
313.86 Кб
Скачать

Глава 1. Ирано-турецкое сотрудничество в XIX веке

1.1.Энергетическое сотрудничество

Одной из важнейших сфер сотрудничества двух стран является энергетика. Это обусловлено многими факторами. Так, Иран обладает достаточным запасом энергоресурсов, для того, чтобы поставлять его в другие страны, прежде всего Ближневосточного региона. Турция же, в свою очередь, обладает уникальным географическим положением, которое позволяет ей играть роль связующего звена стран Европы и БСВ.

Взаимная заинтересованность Турции и Ирана в данном сотрудничестве исходит из разных факторов. Прежде всего Турция ставит перед собой цель снизить зависимость от поставок российского газа. На сегодняшний день около 55% импортируемого газа вводится в эту страну из России2. Что касается Ирана, то для него важным моментом является поиск рынка сбыта своего газа, особенно после того, как страны ЕС ввели ряд санкций. И таким рынком сбыта стала Турция.

Начало энергетического сотрудничества Турции и Ирана было положено в 1996 г., когда было подписано соглашение о поставках газа и строительстве газопровода Тебриз-Анкара (приложение №1), который был построен к 2001 г. Именно по этому маршруту осуществляются основные поставки газа, составляющие на сегодняшний день 11 млн. кубометров в год, при максимально возможных 7,5 млрд.

Стоит отметить, что до первого ввода санкции в 2005 году ИРИ ставила перед собой далекоидущие цели касаемо поставок газа в страны Европы через территорию Турции. Одним из таких нереализованных проектов можно назвать газопровод "Парс" (приложение №2). 17 ноября 2008 года в Тегеране был подписан Меморандум взаимопонимания министром нефти Ирана Голамхосейном Нозари и министром энергетики Турции Хилми Гюлер. При этом декларировалось, что Анкара инвестирует около $12 млрд. на добычу газа на нескольких участках крупнейшего месторождения в Иране "Южный Парс" и на строительство почти 1850 километрового газопровода, берущего начало от иранского порта Ассалуйе в провинции Бушер до турецкого города Базарган в Западном Азербайджане. По плану, газопровод Парс должен связать газоносное месторождение Южный Парс с Турцией и далее с Европой. Трубопровод будет состоять из двух основных участков: IGAT9 — как часть внутрииранской системы магистральных газопроводов IGAT (Iran Gas Trunkline) (приложение №3), свяжет порт Ассалуйе с городом Базарган. Европейская же секция включит в себя участки трубопровода в Турции, Греции и Италии. Далее газопровод разделяется на две дополнительные ветки: северная пойдет в Германию, Австрию и Швейцарию; южная — во Францию и Испанию3. 1 июня 2009 г., после подписания меморандума о взаимопонимании, к проекту присоединилась Сирия, после чего было начато строительство газопровода4.

Однако в скором времени есть вероятность того, что Турция и Иран будут вынуждены прекратить развитие своих отношений в данной сфере, если Турция присоединится к ряду санкций Евросоюза и откажется от импорта иранской нефти. О запрете импорта подобной продукции в страны Европы уже было заявлено в 2012 году главами МИД стран-членов ЕС. Заменой иранского импорта, который обеспечивал порядка трети внутренних потребностей Турции в этом энергоносителе, в этом случае могла бы стать нефть из Саудовской Аравии5. Ирано-турецкое сотрудничество в энергетической сфере не устраивает не только ЕС, но и США, которые имеют право наложить санкции против любой компании, которые инвестируют в Иран и Ливию более 20 миллионов долларов в год6. Ратифицированные в 1996 году конгрессом Соединённых Штатов, санкции против этих двух стран, были вскоре отменены для Ливии (в 2004 году). Таким образом, Турция в отношениях с Ираном, имеет как и перспективу дальнейшего развития, так и возможное прекращение взаимовыгодного сотрудничества, в случае оказания давления стран ЕС и США на нее. При этом Турция активно ведет свою внешнюю политику "нулевых проблем с соседями", которую провозгласила пришедшая к власти Партия Справедливости и Развития (ПСР).

Турция вот уже 40 лет стремится стать членом ЕС, и в то же время занять роль регионального лидера, что при осуществлении ирано-турецких проектов по строительству новых нефтяных и газовых трубопроводов может дать ей реальный шанс повлиять на политику ЕС.7

Обе страны являются членами важнейших организаций, таких как ОЭС (Организация Экономического Сотрудничества) и D-8 (Восьмерка развивающихся стран), что однозначно говорит о желании и Турции и Ирана расширить объем и энергетического и торгового и экономического сотрудничества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]