Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мультановский М.П. История медицины.doc
Скачиваний:
721
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
5.9 Mб
Скачать

Хирургия

К середине XIX века в области хирургии проявились существенные изменения. В первой половине века были созданы ана-томо-физиологическое иаправлеие в хирургии и топографическая анатомия, разработаны технические операционные подходы к глубоко лежащим органам. Середина века характеризовалась достижениями в устранении боли: введение эфирного и хлороформного наркоза дало хирургам возможность более спокойно и без спешки   оперировать.

Основной   задачей   хирургии во второй половине XIX века явилась борьба    с инфекцией   раны. Создание и развитие антисептики и асептики    значительно    способствовало   дальнейшему   развитию хирургии.    Гнойные    осложнения после операции и после   ранений были бичом   хирургов. Нагноения , замедляли заживление ран, вызывали у раненых и больных   после операций септические осложнения, истощали раненых и оперированных и часто приводили к смертельному исходу. В начале XIX века крупный французский военно-полевой хирург Ларрей, опасаясь развития гнойных осложнений после огнестрельных ранений и стремясь приблизить медицинскую помощь к полю сражения, создавал в армии Наполеона особые подвижные перевязочные пункты и в большом количестве применял ранние ампутации при огнестрельных ранениях конечностей.   Русские    врачи — участники    Отечественной    войны 1812 г. и последующих походов в Западную Европу — применили эвакуацию и организовали военно-развозные госпитали, выявившие преимущества русской военной медицины.

Еще до открытий Пастера отечественные хирурги И. В. Буяльский и Н. И. Пирогов вели борьбу с раневой инфекцией. И. В. Буяльский применял антисептический раствор хлорной извести для обмывания рук и считал это лучшим предохранительным средством для операторов, акушеров, повивальных бабок, врачей и фельдшеров как при операциях, внутренних осмотрах, перевязывании гангренозных, раковидпых, венерических и нанесенных бешеными животными ран, так и при вскрытии мертвых тел. Н. И. Пирогов, гениально предвосхищая микробиологические открытия, писал: «Миазма, заражая, сама жен воспроизводится зараженным организмом. Миазма не есть, подобно яду, пассивный агрегат химически действующих частиц: она есть органическое, способное развиваться и возобновляться». Н. И. Пирогов при лечении ран применял йодную настойку, раствор хлорной извести, азотнокислое серебро. В 1841 г. в своей петербургской клинике он выделил особое отделение для больных пиемией, рожей и гангреной, чтобы предупредить внутригоспитальную инфекцию.

 

Венгерский акушер Игнатий Филипп 3еммельвейс ( 1818— 1865) изучил причины послеродовой горячки и огромной смертности после нее и установил, что истинная причина родильной лихорадки кроется в переносе заразного начала руками и инструментами акушеров. В 1847 г. в венской акушерской клинике Земмельвейс стал применять хлорную воду для дезинфекции рук акушеров и родовых путей женщин и быстро добился того, что смертность рожениц снизилась с 18,3 до 1,3%'. Земмельвейса поддержали Рокитанский и Шкода, но против него выступило большинство, в том числе крупнейшие акушеры того времени и Вирхов. Земмельвейс прежде, чем Листер, установил причину послеродового сепсиса и ввел антисептику. Открытие его вызвало негодование в консервативных кругах. В 1855 г. Земмельвейс получил кафедру в Будапеште и продолжал пропагандировать свой метод. В 1861 г. Земмельвейс опубликовал письмо ко всем профессорам-акушерам Европы, где угрожал, что он обратится ко всему обществу и потребует суда над акушерами, которые не моют рук перед исследованием. Травля, унижение и борьба подточили силы Земмельвейса, он заболел и умер в психиатрической больнице.

Английский хирург Джозеф Листер (1827—1912) применил к хирургии выводы, установленные Пастером в его работах о брожении и гниении, и высказал мнение, что возбудителями нагноения являются содержащиеся в воздухе низшие организмы. В 1865 г. Листер опубликовал первое свое сочинение «О новом способе лечения осложненных переломов и нарывов и т. д.». В 1867 г. он выпустил в свет более подробную книгу «Об антисептическом принципе в хирургической практике». Ь результате применения предложенных Листером мер антисептики резко снизилось число септических осложнений ран и летальность после хирургических операций значительно уменьшилась.

К созданию антисептического способа лечения ран Листера побудили исследования Пастера и Шванна, показавшие, что в воздухе находятся микроорганизмы, которые при соприкосновении с другими органическими веществами могут вызывать брожение, гниение и нагноение. На этом основано первое положение Листера, которое он перенес в хирургию: «Процессы гниения и разложения в ранах обусловлены микробами». Далее Листер поставил перед собой задачу отыскать средство, мало нарушающее жизнедеятельность клеток организма, но убивающее микробов. В качестве такого средства он применял карболовую кислоту в водном, масляном, спиртовом растворах и в пластырях. Листер ставил задачу совершенно дезинфицировать воздух, разрушить, умертвить все низшие организмы. Раны должны быть так окружены карболовой кислотой, чтобы зародыши, соприкасающиеся с раной, умерщвлялись, а другие зародыши, находящиеся в воздухе, не имели возможности попасть в нее. В операционной и над столом хирурга во время операции распыляли раствор карболовой кислоты, этим же раствором обмывали операционное поле и рану. Рану покрывали сложной повязкой, состоявшей из шелковой тафты, нескольких слоев карболизоваыной ваты и непромокаемой ткани. Рана, по Листеру, ни на одно мгновение не должна была оставаться без предохранительной полотняной покрышки, смоченной карболовым раствором.

Таким образом, Листер был родоначальником не только идеи антисептики, но и асептики.

Учение Листера нашло признание не сразу. В Западной Европе, в частности в Англии, предложения Листера долго не получали широкого распространения. Было несколько причин, вызвавших противодействие даже на родине Листера и задерживавших внедрение этого метода. Теоретическая предпосылка антисептики (теория Пастера) не была тогда общепризнанной. Многие отвергали биологическую теорию брожения. Антисептический метод Листера требовал больших расходов и коренной перестройки всей хирургической работы: создания операционных, приобретения новых, дорогостоящих перевязочных веществ (вата, марля), аппаратов и медикаментов. Многие хирурги применяли методы Листера недостаточно педантично, а антисептическая методика, выполняемая неточно, давала результаты не лучшие, чем при лечении без карболовой кислоты. В Германии первая работа об антисептике была опубликована Фолькманом только в  1872 г.

В отличие от некоторых видных иностранных ученых (Симпсон, Бильрот и др.) русские хирурги сразу поняли преимущества метода Листера и оценили его будущность. Антисептика по Листеру нашла жиеой отклик в среде передовых русских врачей и быстро привлекла их внимание. В России передовые хирурги (П. П. Пелехин в Петербурге с 1868 г., Н. В. Склифосовский и др.) стали широко применять методы Листера. Врач И. В. Бурцев, работавший в Оренбургском военном госпитале, уже в 1870 г. опубликовал результаты своих наблюдении. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. К. К. Рейер, Н. А- Вельяминов и С. П. Коломнин применили антисептический метод при оказании помощи раненым. Отечественные хирурги проверяли и пропагандировали антисептику; антисептический метод получил распространение в России раньше, чем во Франции и Англии. В 80-х годах антисептические приемы были усвоены в России хирургами и акушерами. Они «стали плотью и кровью каждого хирурга» и «характерной чертой родовспомогательных учреждений». Антисептика значительно снизила число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах, но не разрешила проблемы борьбы   с   раневой   инфекцией.

Во второй половине 70-х годов карболовая кислота перестала быть единственным дезинфицирующим веществом, применявшимся для антисептических повязок. Главной причиной этого была высокая токсичность карболовой кислоты. Широкое и длительное ее .применение вызывало хроническое отравление у больных и хирургов при соблюдении всех указаний Листера. Известен ряд крупных русских хирургов того времени, тяжело болевших и безвременно погибших от заболеваний, связанных с хроническим отравлением карболовой кислотой и сулемой. Врачи стали искать другие химические вещества для замены карболовой кислоты. В начале 80-х годов русские клинические и земские хирурги внесли ряд оригинальных предложений и изобретений, проделали экспериментальные работы, способствовавшие дальнейшему развитию антисептики. Н. В. Склифосовский предложил для этой цели йодоформ, П. И. Дьяконов применял нафталин.