Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсач.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
48.19 Кб
Скачать

Глава 2. Основные аспекты соотношения права и других социальных норм

2.1 Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. В сравнении с иными социальными нормами у морали наиболее широкая сфера действия. Лишь Небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями.

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в "золотом правиле": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения.

Формирование морали имеет естественное историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой опробованные опыты человеческого общежития, ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. В отличие от институционных образований (права) мораль поэтому не знает

разграничения в моральном регулировании на объекты и субъекты. Субъект формирует эти нормы и сам же обращает их на себя.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. «Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов: добрые и плохие, справедливые и несправедливые, честные и бесчестные, добросовестные и недобросовестные и т.д. Оценочными критериями права выступают правомерное и неправомерное, законное и незаконное, юридически допустимое и юридически запрещенное»7.

У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов. Однако же у права нет самого мощного проводника, коим для морали является совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статутными качествам человека.

От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только отморали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая нафизических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и моральные, оказались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию.

Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в своих нормах безнравственных поступков. Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью (нравственностью). Так достаточно долгое время уголовное законодательство предусматривало ответственность граждан за отказ от дачи показаний, даже если такие показания касались их близких родственников. На практике это вело к тому, что лицо, привлекаемое в качестве свидетеля по делу, поступало морально, вопреки закону. В соответствии с действующей Конституцией РФ супруг и близкие родственники обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) освобождаются от обязанности давать свидетельские показания (ст.51). Тем самым на конституционном уровне проблема разночтения права и морали снята. Влияние морали на право повышает его авторитет, усиливает регулятивный потенциал. Это в особенности ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, т.е. закрепляются в праве. В частности, такой фундаментальный принцип права, как принцип добросовестного исполнения обязательств (pacta sunt servanta) трансформировался в правовую систему из морали, где он с глубокой древности известен как принцип верности данному слову.

Моральные требования непосредственно "вплетены" в "ткань" права. В частности, нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента. Так, следственный эксперимент возможен только при условии, если его проведение не связано с унижением чести и достоинства участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК). Необходимость учитывать моральные требования возникает также при установлении следователем обязанности принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст. ст. 150, 172, 181 УПК РФ) и др.

Одним из каналов воздействия морали на право является закрепление взаконодательстве определенных нравственных требований к лицам, применяющим право. Так, уголовно-процессуальный законформулирует нравственные требования присяжным заседателям в их клятве, требуя "честного" и "беспристрастного" исполнения ими обязанностей, разрешения дела "по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку" (ст. 443 УПК РФ).

В соответствии со ст. 4 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" может быть гражданин, не допустивший порочащих его поступков, а ст. 3 указанного Закона требует, чтобы судьи при исполнении их полномочий и во внеслужебных отношениях избегали всего, что может подрывать авторитет судебной власти достоинство судьи или вызывать сомнения в его субъективности, справедливости и беспристрастности.

Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключаются в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, выступать гарантом прав и свобод, инструментом утверждения приоритетов и ценностей личности. "Закон, -- как подчеркивал Иммануил Кант,--- предписывает не только легальность, но и моральность".

право и другие социальные нормы

Право отличается от других социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это - два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни. С указанными регуляторами непосредственно и, прежде всего, связана юридическая наука. Однако необходимо кратко остановиться и на взаимодействии права с другими социальными нормами, выяснить специфику и роль последних.

Соотношение права и обычая

В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи -- это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и федерального конституционного Закона (в Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 Федеральной Конституции и ст. 10 Закона "О Конституционном Суде РФ").

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные с пережитками местных обычаев (ст.ст.231 -- 235 УК РФ). Новый Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 г., такие деяния, как уклонение от примирения, уплаты и принятия выкупа за невесту, принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак, заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, двоеженство или многоженство, к числу преступных не относит (т. е. декриминализирует их).9

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота -- правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой -- либо области предпринимательской деятельности (п.1 ст. 5 ГК РФ).

Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Право и религиозные нормы

Назначением религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия с этой точки зрения выступает мерилом "хорошего" поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены, хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом нституционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуте, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы; в России до 1917 г. источниками права признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означают, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания "Торы" распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана, соответственно, -- на исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности эстетические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет или, как сказали бы философы и богословы, "трансцендентное миру начало".

Влияние права на религию имеет место, хотя оно в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный Закон "О свободе совести" гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Новое уголовное законодательство устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК РФ, вступающего в действие с 1 января 1997 г.). В то же время право не должно быть безучастно к "причудливым" формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим её в слепого исполнителя воли "гуру", "мастера", "учителя", и стоящих за ними темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром "Аум Синрике". Вполне закономерно, что в новый Уголовный кодеке РФ включена специальная норма, в соответствии с которой создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения карается уголовным законом.

Право и корпоративные нормы

К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на их общих собраниях, конференциях, съездах.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Они так же, как и правовые, документально зафиксированы, в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия на них, которые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. В частности, Устав ЛДПР содержит положение о том, что член партии может быть исключен из ЛДПР за действия, порочащие партию или наносящие ей вред (кто и как это определяет, Устав не оговаривает -- в (том и есть принципиальное расхождение данной нормы с юридической, закрепляющей санкции).10

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. ст 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном Законе "Об общественных объединениях" и др. законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам Устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]