Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
194
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

181

Когда в ответ на вопрос журналиста звучит – «Ну, ваши сведения устарели, это уже не актуально», мы испытываем чувство неловкости. То, что относится ко вчерашнему дню должно остаться за кадром, стать частью фона вашей беседы. В тексте должны звучать только наиболее свежие сведения, вопросы о самом актуальном. Осведомленность репортера о проблеме, которой касается интервью, может уберечь его от упоминания уже прошедших событий, неактуальных, вчерашнего дня сведений, если они не актуализированы, вторичны или уже попросту устарели. Держитесь на волне событий, чувствуйте их пульс, и тогда ваши беседы будут восприниматься очень современно.

Избегайте некомпетентности

Об этом мы уже говорили. Нарочитая, наигранная некомпетентность хороша в детских и развлекательных программах и то до определенного предела. Журналист, который берется освещать серьезную социальную тему, на некомпетентность права не имеет. Если он пробует по ходу интервью понять, что, собственно, происходит, выучить специальную терминологию или узнать хоть что-то о событии, он потратит на интервью во много раз больше времени и сил, чем журналист компетентный, подготовившийся заранее. Хуже некомпетентности только профанация, когда журналист совершает досадные, недопустимы огрехи, ошибки и всячески себя дискредитирует.

Неосведомленного журналиста легко ввести в заблуждение и это – наиболее серьезное последствие неготовности к интервью. Репортером, который ничего не знает о проблеме легко управлять и он бессилен в этойситуации. «Знание – сила», знаменитый афоризм Фрэнсиса Бэкона дает полное представление о проблеме. Чем больше вы подготовлены, тем в большей степени вы владеете ситуаций, тем больше возможностей себе открываете для маневра и вариантов для диалога.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

182

Интервью может быть прервано по независящим от журналиста причинам или в силу психологических особенностей его собеседника, или если журналист совершит ошибку.

Подобная ситуация крайне неприятна, но не является чем-то экстраординарным и не должна вызывать паники, растерянности или стать основанием для завершения работы. Часто случается, что интервьюируемого прерывают его профессиональные обязанности или поведение окружающих, особенно, если ваш респондент занимает официальную должность и интервью проходит в его рабочем пространстве. Неотложный звонок, срочное сообщение, форс-мажорные обстоятельства иногда прорываются за закрытые двери кабинетов и через отключенные телефоны и тогда перед вами вежливо извиняются, но прерывают диалог.

Гораздо хуже, если именно ваше поведение, вопрос или реакция становятся причиной потери контакта. Прерванное интервью – это настоящая проблема, с которой журналиступриходится бороться сообразно со сложившейся ситуацией. Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров.

Телефонный звонок, неотложная встреча

Такое прерывание интервью наиболее комфортно для журналиста, поскольку собеседник настроен на разговор и испытывает чувство досады, связанное с помехой. Чаще всего он сам стремится восстановить контакт, помнит, о чем шла речь и начинает заново с ключевой точки диалога или с прерванного места. Если это необходимо, повторите вопрос, напомните, о чем шла речь, каков был ответ или даже последние слова, тактично, обходя извинения. «Мы остановились на …», говорит репортер, который тем самым дает понять, что ситуация для него не является чем-то особым, обидным и раздражающим, что он готов дальше вести беседу. Чаще всего разговор возобновляется без особых проблем.

Если прервавший вас звонок или встреча принесли новые сведения, имеющие отношение к теме интервью, это может дать беседе новый поворот, что

183

иногда уместно, а иногда может увести ваше интервью в сторону. Такт, уверенность и понимание цели всегда подскажут правильную манеру поведения.

Непонимание вопроса

Если вы задали слишком пространный вопрос, ваш собеседник может его понять неправильно или совсем не понять. Редко он просит задать вопрос снова, он чаще всего замкнется, скажет, что ничего по этому поводу сказать не может или все-таки скажет, что ничего не понял. Не надо теряться. Эта ситуация не ставит вас в неловкое положение, она просто свидетельствует об ошибке. Сгруппируйтесь, повторите вопрос в иной формулировке, поясните, что именно вы имели в виду. Как правило, такая позиция ставит вас в выигрышное положениеи позволяет легко продолжить беседу.

Чересчур сенситивный вопрос

Такие вопросы любят задавать журналисты, которые стремятся к стилистике жесткого или конфронтационного интервью, порой переходя этические границы. Собеседник, не желая отвечать, замыкается,говорит, что на эту тему он разговаривать не собирается и контакт рвется совершенно фатальным образом. Здесь прерывается не только эмоциональная и информационная линия диалога, рвется мотивационная связь, теряются сами основания продолжать диалог. Сложно правильно и однозначно восстановить контакт, если это действительно произошло. Хорошим поступком будет извиниться, показав свою искренность и уважение, либо сразу, не акцентируя внимания на заминке, перейти к нейтральной теме или вопросу наиболее интересному собеседнику. Как в первом, так и во втором случае следует дать понять респонденту, что сенситивный вопрос – это не то единственное, что вас интересует (как правило, именно такая мысль первой приходит в голову), что вопрос случаен или не столь существен, как сама беседа. Снизить значимость сенситивной тематики, почти всегда означает – выйти из ситуации с наименьшими потерями и благополучно довести разговор до конца.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]