Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
509
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Групповая психическая зависимость

В формировании раннего алкоголизма очень велико значение стремления подростков к группи­рованию со сверстниками. Большинство из рано начавших выпивать подростков — те, кому улица заменяет дом. Пьянство родителей, по-видимому, главным образом играет роль фактора, «снимающего тормоза» — облегчающего выпивки с товарищами. Отсутствие в семье отца или падение его авторитета, например, из-за пьянства может усиливать у подростка реакцию группирования со сверстниками из асоциальных уличных компаний. Групповая психическая зависимость от алкоголя — это явле­ние, предшествующее у подростков индивидуальной психической зависимости. В этих случаях потребность в выпивке возникает немедленно, как только собирается «своя» компания. За пределами своей группы еще нет тяготения к алкоголизации.

Признаки рано формирующегося алкоголизма

О раннем алкоголизме следует говорить, если его признаки появляются в возрасте до 18 лет. Это встречается относительно редко даже среди регулярно выпивающих под­ростков. Разграничение формирующегося раннего алкоголизма от ранней алкоголизации как одного из нарушений поведения проводится путем выявления ранних признаков алкоголизма.К ним относятся:

1) появление психической зависимости от алкоголя и, как следст­вие этого, регулярные выпивки;

2) повышение толерантности к алкоголю (потребность во все более высоких дозах алкоголя для достижения опьянения);

3) утрата защитного рвотного рефлекса на передозировку алкоголя;

4) утренняя анорексия (потеря аппетита по утрам после предшествующей выпивки);

5) палим­псесты опьянения, т. е. выпадение из памяти отрезков времени при внешне довольно упорядоченном поведении в эти моменты.

Индивидуальная психическая зависимость

Индивидуальная психическая зависимость — один из важ­нейших признаков первой стадии алкоголизма, проявляющийся в том, что выпивки становятся одним из главных интересов в жизни; каждодневно помыслы сосредоточиваются на поисках воз­можности выпить. В силу этого приемы алкоголя становятся регулярными — по 2—3 раза в неделю и чаще. Ради выпивок забрасываются не только дела, но и другие развлечения, занятия спортом. Психическая зависимость основывается на том, что разви­вается первичное влечение к алкоголю — пристрастие к нему как к средству, способному вызвать эйфорию или иные приятные состояния (снятие напряженности и тревоги, возможность «разрядить» аффективное напряжение и т. д.).

У подростка, однако, частые и регулярные выпивки могут быть следствием, его конформности к группе сверстников, постоянно употребляющей алкоголь., , Отрыв от такой группы сразу прерывает пьянство, если еще не возникло индивидуальной психической зависимости. При наличии последней тотчас же выискивается новая пьющая компания.

Утрата контроля за количеством выпитого («не перепить») у подростков не может служить диагностическим ориентиром — они всегда пьют столько, на сколько хватает денег.

Повышение толерантности к алкоголюподразу­мевает увеличение минимальной опьяняющей дозы по мере формирования алкоголизма. Однако этот признак надо оценивать с учетом роста и физического развития подростка. Если первые опьяняющие дозы алкоголя были испробованы в 12—13 лет, а к 14–15 годам подросток по своему физическому развитию превратился во взрослого, прибавил в массе 10—15 кг, вырос на 20—30 см, то неудивительно, что толерантность и без формирования алкоголизма могла возрасти в 2—3 раза.

Исчезновение защитного рвотного рефлексау взрослых имеет большое значение как ранний признак, свидетельствующий о том, что организм привык к поступлению больших доз алкоголя. Однако у некоторых подростков этот рефлекс изначально отсутствует — передозировка алкоголя вызывает только беспробудный сон. Другие же из ложных представлений о мужественности скрывают, что алкоголь вызы­вает у них рвоту.

Утреннюю анорексиюу подростков оценить очень трудно. Они плохо ее отличают от дурного самочувствия по утрам после интенсивных выпивок. «Опохмеляться» по утрам подростки могут начать без всякой действительной потребности в этом, только из «престижных» соображений, в силу конфор­мности или имитации.

Бессонница после массивной алкоголизации у подростков бывает более легко выявляемым признаком.

Палимпсесты,т. е. выпадение из памяти отдельных периодов опьянения, во время которых человек продолжает говорить и действовать, иногда встречается у подростков даже при первых в жизни выпивках, (особенно у тех, кто перенес сотрясение мозга, а также при наличии эпилептоидной акцентуации характера). Палимпсесты следует отличать от тотальных амнезий на весь период тяжелого опьянения.

Все сказанное заставляет подчеркнуть, что диагноз первой стадии алкоголизма у подростка должен ставиться с осторож­ностью на основании тщательного анализа всей совокупности ранних признаков.

Вторая стадия алкоголизмас физической зависимостью от алкоголя, с развитием вторичного влечения к нему из-за абстинент­ного (похмельного) синдрома, — в подростковом возрасте встречается относительно редко и не представляет особых трудностей для распозна­вания. Влечение к алкоголю становится неодолимым (компульсивным).

Наиболее подвержены опасности формирования раннего алкоголизма два личностных типа — неустойчивый и эпилептоидный. Именно представители этих типов почти целиком составляют группу юных алкоголиков.

Соседние файлы в папке Книга