Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Военное дело балтийских славян.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
227.84 Кб
Скачать

Кавалерия.

Многие походы были пешими. Но возникает вопрос: а насколько «пешими»? То есть, а использовалась ли в войнах и походах кавалерия? Данные об этом также сохранились. Во-первых, соседство с франками, а также постоянные военные действия, как за, так и против них уже подталкивало к развитию всадничества среди славян. Но есть и прямые свидетельства применения кавалерии славянами.

Начать стоит, скорее с косвенных, данных – с культа коня. Выражение этого нашло в погребальном обряде, когда в погребение знатного человека помещали коня. Помимо этого конь являлся часто одним из атрибутов бога: Святовита в Арконе или Триглава в Штетине. При том, что атрибутами этих богов является, в том числе, и вооружение. И все они называются богами «войны и победы». О Святовите же: «Невдалике были видны узда и седло бога, и многие знаки его божественности»68.

Стоит обратить внимание и на уже приведенное выше описание кораблей балтийских славян в саге «о Магнусе Слепом». Там говорится о месте для двух коней на корабле. Это немного, но все же позволяет применять в военном деле, например для разведки и быстрого доставления сведений. Из дальнейшего описания действий славян видно, что: «они причалили к берегу у корабельных свай, высадили там конницу и, перебравшись через Братсас, подъехали к городу»69. Т.е. наличие не одного корабля, а достаточно крупного отряда (флота) позволяет использование кавалерии.

Есть и другие свидетельства применения кавалерии балтийскими славянами.

Так после битвы … «из многочисленной рати Славян, говорит Видукинд, не уцелел ни один воин, кроме несколько всадников»70.

В 1010г. князь Мстивой ходил походом в Италию с тысячей всадников. «Теперь этот князь винулов (Мстивой), желая стать достойным обещания [отправился] с герцогом в Италию, имея [при себе] тысячу всадников»71.

На острове Рюген (Руян) в Арконе при храме Святовита содержались триста коней и «столько же воевавших на них всадников»72.

Гельмольд описывая битву с руянами, говорит: «когда раны увидали множество спускающихся по дороге от моря [людей], они подумали, что это их конница»73.

Во время похода Никлота на Любек «два отряда конницы промчались через всю вагорскую землю и все, что нашли в предместьях Зегеберге, истребили».

Во время обороны Вурле в 1163г. «Прибыслав с некоторым числом конников скрылся в лесах, чтобы из засады убивать неосторожных»74. Или «…герцогу донесли, что Прибыслав с множеством конников показался неподалеку от лагеря» и далее «Прибыслав неожиданно приблизился и, напав на неосторожных, около сотни их уничтожил»75.

Как видно из приведенных выше примеров, балтийские славяне умело пользовались кавалерией, особенно к концу описываемого периода. Они применяли конницу, как для сражений, так и для засад и рейдов. А также сочетали действия кавалерии с другими родами войск: флотом и пехотой. Совершались и конные походы.

Тактика.

Итак, балтийские славяне использовали как флот, так и кавалерию. Причем, умело комбинировали оба этих рода войск, как это описано, например, в саге о Магнусе Слепом и Харальде Гилли. Это, кстати, напоминает и военные походы русов в Xв., когда часть войска на кораблях движется водным путем, а вторая – конная – по берегу76. Также проходил и поход ободритов на Любек в 1147г.: Сам Никлот с морскими силами подошел к городу по реке Травне, а на суше действовали несколько конных отрядов.

Вообще, балтийские славяне использовали различную тактику, в основном сводящуюся к двум типам: оборона укреплений либо битва в поле.

Довольно часто при угрозе нападения и превосходстве противника в живой силе славяне отступали к укреплениям и крепостям, которые и обороняли, совершая постоянные вылазки. Так, например, был отбит крестовый поход 1147г., когда ободриты, во главе с Никлотом, уничтожив несколько своих крепостей, чтобы они не достались противнику, укрылись в крепости Добин. Также они действовали и в 1160г., закрывшись на этот раз в Вурле.

Князь Мечислав скрывался в Зверине от лютичей.

В 1139г. Прибыслав заперся в «укрепленных местах» от Генриха (граф Нордалбингии).

Но, находясь в укреплении, славянские воины совершали при этом вылазки и тревожили вражеский лагерь. Во время осады Вурле, на вылазки водили воинов сначала сыновья Никлота, а затем и он сам. В одной из таких стычек он и погиб.

Во время обороны Добина в 1147г. осажденные совершили на войско данов и «убили многих данов и удобрили землю их трупами»77.

В укрепленной Коренице укроются славяне во время вторжения Вальдемара на Руян78.

Во время войны саксов с сербами (сорбами), первые одержали победу, захватив Кезигесбург и «одиннадцать крепостей»79.

Иногда же, оставляли отряд, чаще конный, вне стен крепости, который, скрываясь например, в лесу регулярно тревожил вражеские тылы или лагерь, а также устраивал засады. Вот несколько примеров подобной тактики:

«И он (Никлот) отправился с некоторым числом избранных людей и устроил засады в потаенных местах…»80

Во время сопротивления сыновей Никлота в 1163г. «Прибыслав с некоторым числом конников скрылся в лесах, чтобы из засады убивать неосторожных»81. И он же «неожиданно приблизился и, напав на неосторожных, около сотни их уничтожил»82. Чтобы координировать действия находящихся в крепости и скрывающихся в лесу отрядами, да и для получения информации о противнике использовались разведчики (лазутчики)83.

Вообще, умение устраивать засады славянами отмечаются источниками уже с VIв. Из приведенных же выше примеров, видно, что часто использовали засады и балтийские славяне. Причем умело использовали засады и внезапные нападения не только на суше, но и на море, от чего часто страдали датчане.

Но славянские войны не только обороняли укрепления, но и сами осаждали и штурмовали их. Во время борьбы за власть у ободритов князь из ранского рода Крутый (Крут) изгнал Будивоя (сына Готшалка), при этом «разрушив все крепости, которые доселе служили ему опорой»84. А Гельмольд рассказывает, как «войско славянское … в жаркой битве вторглось в крепость»85. В 40-60гг XIIв. ободриты будут неоднократно осаждать и брать приступом Любек.

Но не всегда шла крепостная война. Часто славяне выходили на битву «в поле». В первую очередь это происходило, когда славяне были атакующей стороной, обычно в походах.

Бывали полевые сражения и при обороне своей земли, при отражении набегов соседей. Так, славяне вместе с отрядом франков «нанесли сильный удар» и поражение саксам в битве на Святом Поле в 795г.86

В 936г. с саксами сражаются в битве, но терпят поражение ратари.

В Xв. Ободриты нападают на саксов и разбивают их войско, убив при этом их полководца – Гайка87.

В 1056г. лютичи загнали войско Маркграфа Вильгельма в болотистую местность и «поразили его на голову».

Стоит упомянуть еще один момент, связанный с боями в поле – поединок. Часто битва начиналась с поединка, иногда им же и заканчивалась. Обычно, основным условием поединка источники называют решение конфликта «малой кровью», при этом проигравший либо уходит (если нападал), либо платит дань (если оборонялся). Даже если после поединка, битва все равно происходит, то воин, победивший в поединке, все же воодушевляет своих соратников. Балтийские славяне и их противники также прибегали к обычаю поединка. Приведем несколько примеров.

Адам Бременский говоря об озере Агримесвидиль, рассказывает о камне, поставленном на месте поединка славянского и сакского воинов88.

Саксон грамматик, рассказывает о войне датчан со славянами во времена короля Рорика: «один из них (славян)… предложил Датчанам поединок»89. Причем поединок, по словам Саксона не закончился и после победы славянского война. На следующий день вновь состоялся поединок, против славянина вышел воин Убби. В поединке оба бойца погибли.

В более позднее время, в 1032г. князь Мечислав польский идет против поморян. Перед битвой также состоялся поединок, в котором сражался поморянский воин и венгр на службе Мечислава – Бела90.

В 1034г. вновь сталкиваются лютичи и саксы. Дело и здесь решается поединком. И после победы славянского воина Конрад вынужден был уйти.

Итак, балтийские славяне умели действовать, как в обороне, так и в нападении. Но встает вопрос, как именно действовали? Конкретных данных о тактике балтийских славян очень мало. Одним из примеров, является уже приводимое описание совместных действий флота и кавалерии (и последующей осаде) в Саге о Магнусе Слепом, а также упоминание засад, в том числе кавалерийских. В этой связи ценно описание Гельмольдом битвы 6 июня 1164г, где сражались Ободриты, возглавляемые сыновьями Никлота и союзное войско герцога Генриха. По словам Гельмольда: «… показались поднимающиеся на холм клинья славян, состоявшие из бесчисленного количества как конных, так и пеших»91.

Здесь видно, что славяне применяли в сочетании не только флот и кавалерию, но и кавалерию и пехоту, более того, в боевом построении, напоминающем более поздний «клин» XIIIв. В этом бою славяне вновь попытались застать противника врасплох. Еще одним интересным моментом этого боя является применение славянами нескольких отрядов, которые вводились по мере необходимости.

Итак, балтийские славяне применяли различные тактические действия: от оборонительной, с обороной крепостей и других укреплений, до наступательной с внезапными атаками и засадами; от морских и прибрежных битв до кавалерийских атак; от подсыла лазутчиков до вызова на поединок. И если на раннем этапе исследуемого периода мы видим войско как единое целое, редко упоминаются деления на отряды (иногда сами славяне составляли отдельный отряд союзного войска), то к концу периода, XIIв., балтийскими славянами применяется разделение на различные отряды и использовании их в разные моменты боя, а также боевой порядок, в том числе комбинированный, такой как «клин».