Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М-861.Зайцев Д.М.. Философия.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
656.9 Кб
Скачать

2 Особенности белорусской философской мысли (XVI – XVIII вв.)

Становление и развитие духовной культуры и философской мысли на белорусских землях начинается еще в X в. в период христианизации Киевской Руси. Соответственно особое влияние на формирование национальной философии изначально оказывали проникшие в Восточную Европу элементы греко-византийской и болгарской образованности. Написанные жития таких деятелей нашей земли, как Евфросинья Полоцкая (1110 – 1173), Кирилл Туровский, отличаются тонким знанием христианской литературы, глубокой философской аргументацией, здесь прославляются мудрость и знания.

С образованием Великого княжества Литовского влияние греко-византийской культуры на белорусский регион несколько ослабевает. В то же время становятся более интенсивными контакты с западноевропейской культурой, философией, общественной жизнью. Но именно начиная с XVI в., когда на Беларусь активно проникают идеи Ренессанса и Реформации, можно говорить об основании национальной белорусской философской школы, которую связывают в первую очередь с именами Франциска Скорины (ок. 1490 – 1551), Симона Будного (1530 – 1593), Андрея Волана (1530 – 1610), Льва Сапеги (1557 – 1633).

Большинство деятелей белорусской культуры данного периода получили образование за рубежом, в университетах Европы, где изучение философии считалось непременным. Лишь с середины XVI в. на территории современной Беларуси появляются школы европейского типа – это в первую очередь создание в городах католических коллегиумов. Особый вклад здесь принадлежит членам ордена иезуитов, православных братских школ, а также протестантских учебных центров. В учебных программах этих заведений даже в рамках религиозной проблематики четко прослеживались такие гуманистические принципы ренессансной культуры, как антропоцентризм, свобода и права человека.

Наиболее яркой фигурой эпохи является знаменитый белорусский первопечатник, мыслитель и гуманист Франциск Скорина. Он, доктор философии и медицины, – один из создателей и выразителей новоевропейской концепции духовной свободы, утверждавший принцип личного, внецерковного отношения к вере. Его также называют основоположником чрезвычайно важного и актуального аспекта свободы – свободы национально-культурной, о чем свидетельствует и перевод Библии на старобелорусский язык. Франциску Скорине близка актуальная мысль о приоритете нравственных ценностей в духовной культуре человека, он призывал к всестороннему развитию человеческой личности – нравственно-рели-гиозному, интеллектуальному, гражданско-патриотическому.

Невозможно представить белорусскую философскую и общественно-политическую науку без идей теолога-реформатора Симона Будного, автора написанного на белорусском языке знаменитого «Катехизиса». Будный резко выступал против авторитаризма и догматизма в мышлении, интеллектуальной нетолерантности и фанатизма религиозных и политических деятелей, которые «не только пером, но и огнем и мечом» продвигали свои взгляды. В протестантско-христианской этике Будного можно обнаружить черты нового, буржуазно-демократического сознания, опирающегося на первичное значение человека как личности. В своих богословско-философских трактатах он особое значение придавал проблемам герменевтики и экзегетики Нового Завета и в итоге сформулировал принципы исследований святых книг.

Культурно-историческая заслуга Симона Будного состоит в том, что он одним из первых в европейской культуре открыто выступил за духовную свободу, религиозную терпимость в рамках одного общества. Он был одним из тех белорусских интеллигентов, которые, протестуя против восточного деспотизма, были решительными противниками западного религиозно-политического ущемления прав людей, призывая к свободному развитию национальных культур, религиозной и интеллектуальной терпимости, расширению права с целью формирования справедливого общества.

Идея конфессионально-религиозной толерантности в итоге стала доминирующей на белорусских и польских землях во второй половине XVI в., она законодательно была закреплена в актах знаменитой Варшавской конфедерации 1573 г., а также в тексте Третьего Статута ВКЛ 1588 г. Нет сомнений, что деятельность Симона Будного непосредственным образом повлияла и на создание данных документов.

Творчество Андрея Волана, идеолога белорусского реформационного движения, в большей степени посвящено социальным, правовым и нравственным проблемам. Социально-политическое учение Андрея Волана изложено в произведениях «О политической или гражданской свободе», «Речь к сенату», «О государе и его особых качествах». Взгляды А. Волана на общество, личность, государство, право были близки к идеям теории общественного договора и теории естественного права. Разум трактовался им как причина появления права вообще. Гуманистическая направленность его воззрений проявляется в учении о врожденных свойствах человеческой натуры, важнейшим из которых считается стремление к свободе и равенству. В связи с этим для устранения несправедливости он предлагает ряд законодательно-юридических инициатив.

Представителем умеренно гуманистического течения отечественной мысли называют государственного и политического деятеля, канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапегу. Он считал, что основная задача каждого общества – гарантировать человеку безопасную материальную и духовную жизнь, охрану имущества, что в первую очередь зависит от того, насколько все граждане подчиняются закону. Идея свободы и подчинения закону, вне зависимости от сословия, и легла в основу написанного Львом Сапегой на белорусском языке Статута ВКЛ 1588 г. Особое место в творчестве мыслителя занимают рассуждения о национально-культурном самосознании и религиозной толерантности. По его мнению, религиозная терпимость является свидетельством любого цивилизованного общества, а выбор религии – неотъемлемым правом каждого человека. В обществе должны быть четко сформулированы компетенции светских и духовных властей, причем приоритет обязан принадлежать светской власти.

Николай Гусовский (1470 – ок. 1553), автор «Песни о зубре», полагает, что книжная мудрость, естественно, важна, но изначально необходимо опираться на практический опыт, знание жизни, постижение природы. Его творчество, проникнутое гуманистическими и натуралистическими тенденциями, соединяло в себе славянскую и западноевропейскую культуры. Призыв к постижению природы, единению с ней, отказ от войны, как противной естественному предназначению человека, патриотизм – основные темы его учения.

За реформы в светской и церковной жизни ВКЛ выступал известный гуманист Михалон Литвин (кон. XV в. – 2-я пол. XVI в.). Осуждая рабство и крепостничество, он ратовал за изменение политико-правового регулирования и справедливое судопроизводство. Литвин одним из первых поднял проблему пьянства, заявив, что «наших воинов погибает в безделье по кабакам и в драках друг с другом больше, чем врагов».

Защитником народной культуры и родного языка называют еще одного идеолога Реформации в Беларуси, сторонника антитринитаризма Василия Тяпинского (ок. 30 гг. XVI в. – ок. 1604). Он полагал, что народ заслуживает слушать и читать Священное Писание на родном языке, поэтому решается продолжить начатое Скориной и переводит на белорусский язык тексты Нового Завета. В отступлении от национальных традиций он обвиняет высшие слои шляхты, которые ради личной выгоды легко переходили в католицизм и полонизировались.

В свою очередь стоит отметить огромную идеологическую и общественно-политическую работу, проведенную сторонниками церковной унии. Философские и полемические произведения Петра Скарги (1536 – 1612), Ипатия Потея (1541 – 1613), Кирилла Терлецкого (2-я четв. XVI в. – 1607), Льва Кревзы (2-я пол. XVI в. – 1639), Иосафата Кунцевича (1580 – 1623) не только обосновывали необходимость церковной реформы, но и подготовили почву для проведения в 1596 г. церковного Собора в Бресте.

Общественно-политические и философские проблемы в данный период рассматривались и другими яркими отечественными мыслителями. Среди них особое место занимают гуманист и меценат Остафий Волович (ок. 1520 – 1587), переводчик и комментатор античных авторов Бенеш Будный (2-я пол. XVI в. – нач. XVII в.), мыслитель-гуманист, православный церковный деятель Лаврентий Зизаний (50–60 гг. XVI в. – ок. 1634), представители народного крыла в антитринитаризме Петр из Гонендза (ок. 1525 – 1573), Мартин Чаховиц (1523 – 1613) и Якуб из Калиновки (XVI в.).

В целом можно отметить, что эпоха Возрождения в Беларуси характеризовалась не только заимствованием философских гуманистических идей с Запада, но и осмыслением этих идей в контексте национального менталитета. Философская проблематика приобретает более светский характер, причины явлений определяются рациональным способом, а человек рассматривается как творец и преобразователь.

Философия XVII в. в большей степени развивается в форме схоластики. Это связано с тем, что большинство передовых школ и учебных заведений было организовано католическим орденом иезуитов, в том числе и коллегиум в Вильно, на основе которого и был организован университет. Курс философии преподавался на протяжении трех лет, со временем он стал общим, с единой программой для многих школ, в том числе и не только католических. Виленские схоласты высоко ценили произведения Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунс Скота, но наиважнейшим для них оставалось Священное Писание.

Наиболее яркими представителями виленской схоластики являются Лука Залусский (1604 – 1676), Войтех Тылковский (1624 – 1695), Адам Краснодембский (1645 – 1702). Лука Залусский полагал, что философия помогает человеку совершенствовать его природу и он должен развивать интеллектуальную и моральную добродетель и научиться управлять своими страстями. Войтех Тылковский в своей «Занимательной философии» в популярной форме рассматривал идеи Аристотеля и Фомы Аквинского. Адам Краснодембский, автор книги «Философия, изложенная Аристотелем», особое внимание уделял разработке курсов дисциплин философского поля. Попытку соединения учений Платона и Аристотеля с канонами православия в рамках схоластики пытался осуществить Мелетий Смотрицкий (предп. 1577 – 1633).

Белорусский мыслитель, общественный и церковный деятель Симеон Полоцкий, как уже отмечалось, внес большой вклад в развитие русской культуры, так как после окончания своего обучения в Киево-Могилянской и Виленской академиях переехал в Москву, где стал учителем царских детей. Симеона Полоцкого называют философом-просветителем, который особое внимание уделял вопросам антропологии, а также пытался найти точки соприкосновения между наукой и религией, познанием и верой. Будучи за пределами своей родины он тем не менее оставался верен своим национальным традициям и по мере сил пытался помочь землякам, гонимым за свои религиозные взгляды сторонниками контрреформации. Не меньший вклад в борьбу за отстаивание культурно-религиозных традиций белорусского народа внесли также уроженец Слуцка, автор целого ряда оригинальных философско-богословских произведений Андрей Белобоцкий (2-я пол. XVII в. – нач. XVIII в.) и епископ Могилева Георгий Конисский (1717 – 1795).

Философ Казимир Лыщинский (1634 – 1689) представляет в Беларуси направление атеистического материализма, зачатки которого мы можем найти еще в творчестве гродненского воеводы Каспера Бекеша (1520 – 1579) и мозырского земского судьи Стефана Лована (2-я пол. XVI в.). За свое сочинение «О несуществовании Бога» мыслителю был вынесен смертный приговор. Лыщинский полагал, что Бог – это плод фантастического воображения людей, а религия – человеческая выдумка. Все это наносит вред обществу, так как идея Бога мешает развитию науки и насаждает невежество. Власть имущие прикрываются религией для оправдания своей праздности, а духовенство потворствуют им в этом. Учение Казимира Лыщинского имело и ярко выраженную социальную направленность. Во многом его идеи были повторены впоследствии французскими просветителями.

К середине XVIII в. схоластика как тип философствования и обучения подверглась резкой критике. На первый план выходят мыслители, которые активно используют в своем творчестве идеи разных философских направлений, достижения науки и техники и применяют их для рассмотрения социальных, натурфилософских, гносеологических вопросов. Иногда это явление называют эклектической философией. В этой связи следует вспомнить такие имена, как Антон Скуральский (1715 – 1780), Бенедикт Добшевич (1722 – 1794), Станислав Шадурский (1727 – 1789).

Благодаря эклектической философии изменилась интеллектуальная атмосфера, наука и философия все больше обособлялись от богословия, а накопленный теоретический материал стал фундаментом для распространения и развития просветительской философии на белорусских землях.

Предвестием эпохи Просвещения стала деятельность Мартина Почобута (1728 – 1810), Казимира Нарбута (1738 – 1807), Яна Снядецкого (1756 – 1830), Аниола Довгирда (1776 – 1835).

Мартин Почобут как ректор Виленского университета много сделал для развития просвещения в родном крае, его исследовательские интересы связаны с математикой и астрономией. Он верил, что тайны мироздания могут быть раскрыты общими усилиями людей. Казимир Нарбут в труде «Избранные суждения из философии…» заявлял, что задача философии – найти причины вещей. Защищая деизм и дуализм, в социальных вопросах он отстаивал теорию естественного права. Ян Снядецкий отрицал философию, оторванную от жизни, при этом утверждал, что она обязана выполнять и мировоззренческую функцию. Стоя на позициях материалистического сенсуализма, он подверг резкой критике философию Иммануила Канта. Аниол Довгирд разработал принципы и методологию философии «здравого рассудка», которая, как он полагал, является универсальной и применима в разных областях. В этических вопросах он придерживался эвдемонистических представлений.

Белорусская философия эпохи Просвещения прославлена именами Иоахима Хрептовича (1729 – 1812), Иеронима Стройновского (1752 –1815), Иосифа Еленского (1756 – 1813). Иоахим Хрептович являлся канцлером ВКЛ, а также активным деятелем Эдукационной комиссии. По его мнению, порядок в мире поддерживается природными и моральными законами, а человек – основа мира, соответственно законы должны быть близки к естественному праву. Ректор Виленского университета Иероним Стройновский отстаивал естественные права и обязанности человека, среди которых – право на безопасную жизнь, жилье, отдых, свободу, частную собственность, а также взаимопомощь. Иосифа Еленского считают автором первой белорусской социальной утопии. Он верил в объединение народов в рамках Российского государства, где все будут жить согласно принципам раннехристианской морали, при этом просвещение народа будет играть одну из основополагающих ролей.

Философия Просвещения не утратила своей популярности и в XIX в. Но политические события конца XVIII в., а именно, три раздела Речи Посполитой, в результате которых все белорусские земли вошли в состав Российской империи, существенным образом повлияли и на выбор вопросов, рассматриваемых отечественными мыслителями. Одни предпочли войти в круг российских философов и заниматься соответствующей проблематикой, другие сделали упор на вопросах возрождения белорусской национальной традиции и народного самосознания, третьи – отстранившись от политики, полностью погрузились в рассмотрение «вечных вопросов» философии.

Основные особенности белорусской философской мысли данного периода заключаются в следующем:

1 Наибольшее влияние на формирование мировоззрения белорусов, на их социально-политическую и духовную жизнь оказали европейский Ренессанс и Реформация. Для белорусской философской мысли характерными становятся требования религиозной свободы, социального равенства, национального равноправия, которые непосредственно связаны с главным принципом эпохи Возрождения – гуманизмом.

2 В число главных объектов познания включаются Человек, общество, государство, национальное самосознание белорусов.

3 Формированию сильной школы схоластической философии в Беларуси способствовали прогрессивные позиции иезуитов в области образования.

4 К середине XVIII в. средневеково-схоластическая теологическая картина мира постепенно вытесняется естественно-научной, становятся популярными идеи механической философии. Стремление к свободе философского мышления выразилось в эклектике. Конец XVIII в. ознаменовался торжеством идей эпохи Просвещения.