Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по психологии семейных отношений.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
268.29 Кб
Скачать

IV. Тема: «Дисгармоничные типы семей и воспитание детей в этих семьях».

Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей. К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько типов дисфункциональных структур семьи:

1. Несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью.

2. Коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или межпоколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции — противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т.д. В отличие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи.

3. Коалиционная семья с «идентифицированным пациентом», основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи.

4. Дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок.

5. Семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ро­лей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.

Собственно негармоничную семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти—подчинения; эмоциональная зависимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая их личностный рост.

Функционирование деструктогенной семьи порождает семейные проблемы и конфликты. Такой семье свойственны неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерная автономия и независимость членов семьи; отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.

6. Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения своих функций: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи — эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии, демократичности управления; отношения власти строятся по жесткому типу доминирование — подчинение; имеет место высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения ее членов, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви — привязанности, а зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены ее в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании испытывают постоянную высокую тревожность, вынуждающую их подчиняться властному давлению главы семьи взамен на обретение определенной стабильности и чувства безопасности.

Еще два типа семьи представляют, по сути, две последовательные стадии ее распада: распадающаяся и распавшаяся семья.

7. Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высокой конфликтности, захватывающей все более широкую область ее жизнедеятельности; прекращением выполнения членами семьи широкого спектра ролевых обязанностей и функций. Зачастую «единство» семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака. Распавшаяся семья — это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. Однако даже оформившая развод семья сохраняет определенные функции, например воспитания детей или материальной поддержки детей и бывших супругов.

На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее ее описание представлено в работе Ф. Уолша. Модель эффективной гармоничной семьи включает несколько базовых элементов, соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы:

- разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близ­ких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы — одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

- уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и хорошее самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

- взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами;

- эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения, обеспечивающие защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав; поддержку другим уязвимым членам семьи;

- наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи, социальной группы (друзья, знакомые, коллеги), системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для ее жизнестойкости и толерантности приобретает социальная политика государства;

- организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

- адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической ее функции;

- открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил и ролевых ожиданий (опосредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными). Цель коммуникации — обеспечить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона;

- эффективное разрешение проблем и конфликтов;

- разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех сосуществующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации.

Образ ребенка глазами родителя. Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понятно, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открывающий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мнению родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на потенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский) составляет подлинное искусство воспитания.

Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Механизмы такого влияния следующие:

• создание зоны ближайшего развития и организация сотрудничества в ее пределах;

• идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;

• моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-модели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому иллюстрация — «эффект Пигмалиона»);

• механизм обусловливания, когда посредством использования наказаний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка — наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. Посредством положительного и отрицательного подкрепления осуществляется коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывается основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.

Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом преломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отношения ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, определяющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями. Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребенка — как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.

Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка — важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского образа. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модификации его Я.

Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им неадекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.

Приписывание определенных качеств ребенку — позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недобросовестный, ленивый) — нередко приводит к искажению его личностного развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ребенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основанный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписывание же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у него степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.

Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту исполнения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.

Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стремится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был послушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсервировать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с маленьким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписывания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например, родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, заподозрив у собственного ребенка отставание в развитии.

Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание позиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидизации часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ребенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации — на основе фобии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, несмотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, предупреждала малейшие желания, делала все для него и вместо него — и в результате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.

Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка является недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей развития ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоятельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.

В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и самоуважения путем дискредитации «другого».

Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской, характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.

Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обусловленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфункцией семейной системы и как следствие — искажением родительской позиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.