Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5-8 вопросы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
138.75 Кб
Скачать

Диалектика в философии Гераклита

Гераклит знаменит не только интересными и глубокими размышлениями о первоначале. Еще более славен он как великий древнегреческий диалектик(Слово «диалектика» употребляется здесь в значении, которое ему придали более поздние философы. Аристотель же применяет слово "динамика", имея в виду философов, начиная с Зенона. Но представляется оправданным употреблять его и применительно к рассуждениям более ранних авторов и особенно, конечно, Гераклита.). Те диалектические мысли и идеи, которые в зародыше и стихийно заключены в концепции первоначала первых греческих философов, получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется". Какой бы простой и банальной ни казалась эта формула человеку сегодняшних дней, необычной, новаторской и мудрой она выглядела тогда, когда впервые в емкой, обобщенной форме представила результаты тысячелетних наблюдений, раздумий человека об окружающем мире и своей собственной жизни. Переход здесь весьма тонкий. Скажем, наблюдения за рекой легко могут склонить мыслящего человека к идее изменений. У Гераклита же — река не более чем символ, благодаря которому понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Такова же роль других гераклитовых символов — огня, войны (вражды) и др. Повязанность мысли Гераклита с символами, образами — специфическая черта его философии, да и всего древнегреческого любомудрия. Это диалектика изменений в образах и символах. Хотя мысль об изменении то и дело приобретает в фрагментах, приписываемых Гераклиту, всеобщий, абстрактный характер, она объединяется с хорошо запоминающимися образами, делающими философскую мудрость живой, понятной. Например, солнце Гераклит характеризует как "новое ежедневно, но и всегда и непрерывно новое" (58 (а); 225). В другом случае Гераклит говорит: „На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды" (40 (а); 209). Поэтому, согласно Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Предвестником такого подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Гераклит как бы извлекает из недр внутренней логики первоначала только брезжившую идею единства и борьбы противоположностей и подробно, уже именно по-философски, развивает её. Идея Единого — и, стало быть, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. "Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно", — говорит, согласно свидетельству Ипполита, Гераклит (26 (а); 199). Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Эта идея воплощается у Гераклита в некоторой космической, но также в этической и эстетической формах. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.

Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и заимообразно [= "за счет другого"]" (28 (а); 201). В этой связи Гераклит снова вступает в полемику с Гомером: ведь тот, молясь, "чтобы 'вражда сгинула меж богами и меж людьми', сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]", "ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия..." (свидетельство и комментарий Плутарха — 28 (b3); 202).

Три основополагающие диалектические идеи, которые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны друг с другом, друг в друга переливаются, в чем также уже проявляется диалектика — в ее облике диалектики философских идей. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного изменения: в одну и ту же реку нельзя войти дважды, то логично сделать вывод в несколько иной форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место другому, "холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается" (42 (а); 214). Так идея всеобщей изменчивости поворачивает к нам другой свой лик — она переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и есть, по Гераклиту, совмещение крайностей — прежде всего существования и несуществования, но также уничтожения и возникновения. Ведь уничтожение одного есть возникновение другого.

Противоположности едины, неотрывны друг от друга. И эту неотрывность Гераклит пытается разъяснить и на трудных, непонятных, и на простых примерах. Он говорит об обычных людях: „Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры" (27 (а); 199). Есть очень много толкований этих гераклитовых образов. Вероятно, под "перевернутым соединением (гармонией) лука и лиры" он имел в виду то, что лук и лира — противоположности: "вражда" и единство уничтожения, смерти и красоты; разъединяющей войны, понимаемой в самом широком смысле — как вражда, распря, и единящей красоты, символизируемой образом лиры. Вместе с тем, каждая из этих вещей (лук и лира) — символы единства двух зримо соединенных друг с другом концов. Музыка, гармония рождается именно потому, что лира соединяет струны. Лук — изогнутая палка, у которой два конца соединены. Иными словами, лишь тогда, когда две как бы противоположные части соединяются вместе, и существуют предметы. (Свидетельство Порфирия: "...гармония натянута в противоположные стороны" и "стреляет из лука" посредством противоположностей. — 27 (е4); 200.) Пользуясь этими наглядными образами, Гераклит и делает "зримой" идею раздвоения единого и взаимодействия противоположностей. Есть и более "конкретные" толкования гераклитова образа лиры. Например, Платон считает (и к нему присоединяются многие авторы), что этот образ символизирует возможность гармонии низких и высоких звуков, которые, хотя и противоположны, мелодией могут быть приведены в гармоническое согласие (27 (b); 199).

АТОМИЗМ ДЕМОКРИТА 

Древнегреческий философ Демокрит (460—360 до н. э.) — самый яркий представитель античной атомисти­ки. Демокрит отличался широчайшими научными инте­ресами — от космологии до сельского хозяйства.

Родина его — Абдеры на Фракийском побережье. Де­мокрит получил прозвище «смеющийся». Быть может, его назвали так потому, что, по преданию, он написал трак­тат о смехе. И кроме того, Демокрит без смеха никогда не показывался на людях: настолько несерьезным казалось ему все, делаемое ими всерьез.

Демокрит всесторонне разработал атомистическую философию.

Впервые же атомистическую идею выдвинул Левкипп, учитель Демокрита, сведения о котором крайне скудны.

Основной принцип греческого атомизма сводится к тому, что мир как единое целое состоит из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. Мир возник из вихря атомов. Само понятие неделимости (атом переводится как «неделимое») было введено атомистами именно ради того, чтобы воз­можность бесконечного деления тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж. Неделимый, неразрушимый плотный атом был пределом деления вещества. Неделимость атомов означает то, что они не способны ни испытывать воздействия, ни изменяться.

Они остаются всегда равными себе. Атом понимался как материальная причина вещей, их сущность, невидимая простым глазом, но «зримая» умом. Атомы различны по величине, форме, фигуре.

Атомы Демокрита суть нечто иное, как разбитое на бесконечное множество Бытие-Единое элеатов. Элеаты зашли в тупик, утверждая, что есть только единство и нет множественности. Если первоначало Парменида есть нечто единое и неразделимое, то становится непонятным, откуда берется множество вещей.

Атомистическая гипотеза смогла объяснить, откуда берется множество вещей. Атомы движутся, вступая друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединяются, образуя множество разнообразных вещей. Возникают тела благодаря своеобразному сочетанию атомов, а уничтожа­ются, потому что эти соединения распадаются.

Атомистика — это учение о микроструктуре мира. Современная наука, безусловно, иначе представляет себе эти мельчайшие частицы, но идея микроструктуры мира, впервые высказанная древнегреческими философами, сохраняет свое значение.

Атом, взятый в качестве первоначала, объяснял и ма­териальность вещей (поскольку они состоят из матери­альных частиц), и их множественность, и единство мате­риального мира. На основе атомистической гипотезы ре­шалась и важнейшая для философии проблема рождения и смерти материальных тел.

Атомы Демокрита лишены каких бы то ни было чув­ственных свойств: цвета, запаха, вкуса. Все эти качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Атомисты первыми в истории древней философии стали учить о субъективности чувственных, или, как стали говорить в Новое время, вторичных, ка­честв. Ведь если бы ощущаемые свойства принадлежали атомам (были объективны), то у всех людей были бы оди­наковые восприятия. Но этого нет. Мед одним кажется сладким, другим — горьким. Первичные же качества объективны. Это форма, величина, движение атомов.

«Лишь в общем мнении, — говорил Демокрит, — суще­ствует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота».

Мир Демокрита строго подчинен принципу детерми­низма: «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходи­мости». Одна из важнейших задач познания — раскрыть причины событий, показать необходимость последних. Демокрит говорил, что он «предпочел бы найти одно при­чинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол».

По Демокриту, люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им для прикрытия своей собственной нерас­судительности. Он отрицал объективность случайности. Случайно, по его представлению, то, причину чего мы не знаем.

Главный мировоззренческий итог демокритовской философии — материализм и детерминизм. Мир возни­кает исключительно из самодвижущейся и самоорганизу­ющейся материи — атомов. Упорядочение атомного вих­ря происходит по чисто механическим закономерностям. И все, что происходит в мире, вызывается причиной — необходимостью. У мира есть рождение, рост, гибель и уничтожение в силу некоторой необходимости. Все пре­допределено и не могло совершиться иначе, чем произо­шло, так как причина всех событий — необходимость. Таков характер демокритовского детерминизма.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]