Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IST_ROS_3.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
254.98 Кб
Скачать

3.10. Россия в конце XVIII в.

Правление Павла I (1796—1801) принято характеризовать как период полицейско-бюрократического абсолютизма. Основой внутренней политики было стремление Павла I к укреплению крепостнической системы, но в его действиях трудно проследить преемственность продворянской политики Екатерины II. Это можно объяснить тем, что он «засиделся» в наследниках и мог вообще не получить престола (ходили слухи, что Екатерина II планировала передать престол своему внуку Александру), странностями своего неуравновешенного характера и стремлением действовать наперекор матери.

Детские годы Павла не предвещали тяжелый характер. Он имел хороших учителей и воспитателей (главным наставником его был Н. Панин). Учился он легко, проявляя остроту ума и неплохие способности; отличался развитым воображением.

Проявлять характер Павел начал с того времени, когда повзрослел и стал осознавать свое положение при дворе: обойденного вниманием матери наследника престола, которому не доверяют никаких государственных дел.

Вокруг Павла сгруппировалась оппозиция Екатерине (братья Н. и П. Панины, Н. Репнин, А. Разумовский). Павел, побывав в Берлине и поразившись прусской регламентации и беспрекословной дисциплине, стал резко критиковать политику матери, за что был отстранен от двора. В 1783  г. Павел, получив в подарок Гатчину, стал жить там постоянно. Отстраненный от правительственных интересов, «русский Гамлет» организовал три батальона по прусскому образцу, сам занимался вахт-парадами, смотрами, маневрами, подражая во всем Фридриху II.

Он стал подозрительным, вспыльчивым и раздражительным. Вместе с тем был отходчив, признавал свои ошибки, был щедр, старался заботиться о подчиненных, быть справедливым и блюсти законность.

Еще будучи наследником, Павел продумал программу действий, но на практике стал руководствоваться личными чувствами, что придавало его политике противоречивый характер. Таково, например, торжественное перезахоронение отца — Петра III и позорное перезахоронение фаворита Екатерины II — князя Потемкина, или возвращение из ссылки Радищева, Новикова и руководителя польских повстанцев Т. Костюшко.

Высшим эталоном государственности являлась для Павла система Петра I. Отсюда его стремление к максимальной централизации, предельному усилению императорской власти. Для правления Павла I характерна интенсивность законодательства: в среднем 42 законодательных акта в месяц (для сравнения: в период правления Петра I — 8, Екатерины II — 12). Фактически уже при Павле I была введена система министерств. Выстроилась строгая линия подчинения. Система жесткой централизации и полицейского надзора распространялась вплоть до городского квартала и дома включительно, за которым нес надзор и ответственность квартальный комиссар.

Закон 1797 г. вводил принцип наследования престола по праву первородства только по мужской линии (женщины могли получить право на престол только по пресечении мужской династической линии).

Павел I, подражая Петру I и объявив себя первым чиновником в государстве, стремился поставить на службу государству весь класс дворянства. Тем самым он существенно ограничил права дворян, дарованные Екатериной II. Дворяне обязательно должны были состоять на военной или гражданской службе. Их обложили налогом (ранее они были свободны от этого) в 20 руб. с «души». Дворянам запрещалась подача коллективных челобитных. Личная неприкосновенность (ключевая привилегия дворянства) также нарушалась. В отдельных случаях (только после лишения дворянского звания) дворян стали подвергать телесным наказаниям.

Негативно была воспринята столичным дворянством реформа армии, объективно необходимая. Из 400-тысячного списочного состава не хватало 50 тысяч человек, их содержание было разворовано, 70% офицерского состава числилось лишь на бумаге. Офицеры-гвардейцы стали фактически придворными, посещавшими театры и балы, ходившими во фраках. Павел заставил всех офицеров служить, закончились многолетние отпуска, прекратилась практика записи в гвардию с рождения, офицер должен был персонально отвечать за выучку своего подразделения. Нерадивость наказывалась ссылкой в имение, в провинцию, в армейский полк.

Всеобщее недовольство вызвал новый мундир по прусскому образцу, парик с буклями и косами для солдат. Но при этом улучшилось содержание солдат, армейские офицеры стали быстрее продвигаться по службе.

Наибольшее возмущение столичного дворянства вызвала мелочная регламентация быта. Запрещено было носить фраки, предписывались немецкие камзолы, треуголки, парики и башмаки с пряжками. В 10 часов вечера повсюду гасили огни, и столица должна была отходить ко сну. Обедать все должны были в час дня. (Дворянство язвительно высмеивало новое и по ночам веселилось за двойными шторами.) Павел строго следил за соблюдением законов: в специальный ящик любой человек мог бросить жалобу — ответ императора печатался в газете. Таким путем вскрылись многие злоупотребления, за которые Павел карал, невзирая на лица.

Павел требовал беспрекословного и молниеносного повиновения, окружил себя придворными типа А. Аракчеева, стал с подозрением относиться к старшему сыну, опасаясь за свой престол. Самовластие Павла превращалось в деспотизм.

Отсутствие последовательности обнаруживается и в крестьянском вопросе. С одной стороны, Павел I передал в частные руки (т. е. сделал крепостными) 600 тысяч крестьян, с другой — в целом ряде указов в какой-то мере облегчил положение крепостных. Прежде всего, впервые в истории страны крепостным было приказано присягать на верность царю вместе с вольными. По указу 1797 г. крепостные крестьяне освобождались от каких-либо работ на помещика по воскресным дням. В остальные 6 дней недели 3 дня крестьянин работал на помещика, 3 дня мог работать на себя. Однако этот указ носил не обязательный, а рекомендательный характер и практически ничего в положении крепостных не изменил. В том же 1797 г. вышел указ, запрещающий продавать дворовых и безземельных крестьян «с молотка». Позже вышел запрет разъединять крестьянские семьи при переходе их к другим владельцам.

Во внешней политике Павел I проявлял такую же непоследовательность. Сразу после вступления на престол император заявил, что отказывается от приготовлений к войне с Францией (отменил рекрутский набор 10 тысяч человек) и будет жить в мире со всеми государствами, так как Россия устала от войн, которые ведет непрерывно с 1756 г. Но отношения с Францией обострились после того, как Наполеон в 1797 г. захватил остров Мальту (магистром Мальтийского ордена был в то время Павел I), который являлся важной стратегической базой в Средиземном море. Это обстоятельство, а также помощь Франции польским эмигрантам подтолкнули Павла I к участию в третьей антифранцузской коалиции (1798), в которую входили, помимо России, еще и Австрия, Турция, Англия, Неаполь. Павел I направил в Средиземное море эскадру под командованием адмирала Ф. Ушакова. Русская эскадра при поддержке английского и турецкого флотов двинулась к захваченным французами Ионическим островам и овладела островами Цериго, Занте, Кефалония и Св. Мавра, а в феврале 1799 г. был захвачен главный опорный пункт французов в Средиземном море — крепость Корфу. Впервые в истории крепость была взята с моря кораблями без участия в десантной операции пехоты. На освобожденных Ионических островах при поддержке Ф. Ушакова была создана «Республика семи островов». Летом 1799 г. русские десанты захватили Неаполь и Рим.

Военные действия на суше начались в 1799 г. А. Суворову в течение полутора месяцев удалось изгнать французов из северной Италии. Успехи Суворова объективно способствовали усилению влияния России в этом регионе, что не вызывало восторгов у Австрии, которая и постаралась побыстрее выпроводить русские войска из Италии. Австрия добилась от Павла I согласия на переброску армии Суворова в Швейцарию для соединения с корпусом А. Римского-Корсакова, с тем чтобы в дальнейшем совместными усилиями русских и австрийцев вторгнуться в пределы Франции. Этому плану не суждено было осуществиться, поскольку австрийцы нарушили соглашение: вывели свои войска из Швейцарии и оставили малочисленный корпус А. Римского-Корсакова один на один с превосходящими силами французов. В этих условиях Суворов поспешил на помощь Римскому-Корсакову. В августе 1799  г. начался героический швейцарский поход Суворова, который выбрал самый короткий, но и самый трудный путь в Альпах. В сентябре 1799 г. русские перешли через Альпы и в боях у Сен-Готарда и Чертова Моста разбили французов. Однако корпус А. Римского-Корсакова был уже разгромлен, Суворов попал в окружение, но ему удалось с боями через горные перевалы выйти из него.

В это время произошли разногласия внутри антифранцузской коалиции. Павел I отозвал войска А. Суворова.

Франция, видя серьезные противоречия России с союзниками, идет с ней на сближение. В итоге произошел крутой поворот во внешней политике России: она разрывает всякие отношения с Австрией и Англией, заключает мир, а потом и союз с Францией. Союзными становятся антианглийские отношения со Швецией и Данией.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Павел I был убит заговорщиками (во главе с военным губернатором Петербурга П. Паленом, при молчаливом согласии Александра), прикрывавшими свои личные интересы заботой о государстве и династии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]