Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
d_-TI___-___E_-TZh.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
22.12.2018
Размер:
119.81 Кб
Скачать

2. Философская основа национал-социализма (м.Лютер, ф.Ницше, а.Шопенгауэр, Генрих фон Трайчке, к.Шмитт) и фашизма (Джованни Джентиле)

Доктрины фашизма и национал-социализма, без сомнения, носили реакционный характер. Суть этих доктрин обосновывалась характером врагов, которым они были противопоставлены. С того момента, как почти все группы рассматривались как враги, доктрины стали негативно направленными, и в них появилась большая доля иррациональности. Это объяснялось тем, что марксизм по своей природе носил материалистический характер, а национал-социализм – идеалистический. Либералистским и уравнительным позывам демократии национал-социализм противопоставил долг и иерархию. Вместо ценности индивидуума, фашизм и национал-социализм поставили новую ценность – гомогенность общества. Разум уступил место инстинктам и эмоциям. Фашизм и национал-социализм рассматривали парламент, как институт, сеющий распри; его заменили абсолютной властью диктатора и партии. Так как многие считали, что демократические ценности дискредитировали себя, они хотели, чтобы оппозиционная сила дала им другие ценности. Почти невозможно защищать нацистскую доктрину с позиции разума и рациональности. Но это еще не доказывает отсутствия у национализма «философского» камня преткновения. Некоторые говорят, что единственной причиной возникновения этой доктрины было наваждение; они настаивают, что безграничная вера в лидера, инстинктивная, слепая покорность были лучшими руководствами к действию, чем разум. Этот аргумент удовлетворил многих.

В отличие от коммунизма, ни у национал-социалистов, ни у фашистов не было четко сформулированной теории. Их действия предопределяются существующими проблемами, с которыми они борются. Они не пытаются, как это делал Ленин, обосновать свои действия с какой либо прописанной догмой. Тот факт, что большую часть программы национал-социалистов может быть привязана к некоторым философским течениям прошлого, говорит нам о том, откуда берет свое начало развитие идей в Германии. Все эти идеи были заимствованы для того, чтобы обосновать различные тезисы, совокупность которых мы знаем как национал-социализм. Очень сложно, если не сказать невозможно, отследить всю историю развития этих идей. Но мы можем точно сказать, что они развивались никак не раньше времен Лютера. Вклад Мартина Лютера в национал-социализм очень высок. Некоторые связи стоит упомянуть. Уход Лютера от католицизма и его союзничество с немецкими князьями, усилил государственную власть в Германии. Кроме того, в его доктрине встречаются элементы демократии. Сам Лютер славился политическим антилибералистом и абсолютной не толерантностью. Он поддерживал власти Германии в их стремлении пресечь крестьянскую революцию религиозные девиации. Лютер, так же, был ярым антисемитом.

Но, наверняка, самый большой вклад в формирование в умах немцев национал-социалистической идеологии, внесли работы Шопенгауэра, Трайчке и, несомненно, Ницше. Эти трое, естественно, не могут быть названы «нацистскими» философами. Только тщательный эклектический подход может найти идеи, поддерживающие национал-социализм, но приемлемые идеи могут быть выделены. Идея Шопенгауэра о том, что правит воля, а не разум, была быстро принята последователями национал-социализма. То же самое можно сказать и про национализм, пан-Германизм, милитаризм и антисемитизм Трайчке. А презрение Ницше к христианству, демократии и общественной морали, его различия между низшим человеком и «сверхчеловеком», высоко ценились в национал-социализме. Однако нужна определенная осторожность, когда адаптируешь философию Ницше, потому что он не был ни националистом, ни антисемитом, на самом деле, у него было весьма низкое мнение о немецких генералах.

Более поздней и важной является философия национал-социализма Карла Шмитта, гениального, но непостоянного человека. Его политические идеи блуждали в диапазоне от крайне левых, до национал-социалических, которыми и воспользовались нацисты. В статье, напечатанной в 1927 году, под названием «Концепция Политики», он заявляет, что уникальные характеристики политики зависят разделения на врагов и друзей. Плохая или хорошая, красивая или ужасная, основанная на экономических различиях – все это не имеет значения. Твой враг – это тот, кто от тебя отличается. Именно его отличия делают его твоим врагом. Различия между другом и врагом – это различия во взглядах на жизнь. Тот, чьи взгляды на жизнь отличаются от твоих должен быт уничтожен. Сама суть борьбы приводит к применению насилия; убивай или будешь убит. Этот принцип применим ко всем врагам, что к внешним, что к внутренним. Таким образом, мира не будет существовать до тех пор, пока не останется лишь один взгляд на жизнь, пока все люди не будут подчиняться этому взгляду. Взгляды Шмитта превозносились в кругах национал-социалистов. Использование силы для подчинения других – это естественный компонент национал-социалистической мысли.

Национал-социалисты в Германии создали простую философию, обосновывающую захват власти в 1933 году. Итальянские фашисты проделали примерно то же самое. На ранних этапах развития, фашисты отказывались признать какую либо философию. Фашисты гордились тем, что они активистская группа, а не кучка философов. После возвышения Муссолини, было принято решение привлечь философию, чтобы предать движению более респектабельный вид. Эта философия была разработана в основном Джованни Джентиле, который многое позаимствовал у Гегеля. Есть много причин, почему философия Гегеля не могла быть принята в ее первозданном виде. Во-первых, Гегель настаивал на рациональности и диалектизме, а фашизм был по природе своей иррационален. Во-вторых, Гегель отрицал возможность отдельного великого человека повлиять на ход истории. Эта точка зрения, в которую не вписывался Муссолини. Именно Гегель начал возвеличивать государство. Такая же идея использовалась и у фашистов. Они начали с этой идеи и стали развивать теорию дальше. Но то, что у них получилось – это карикатура на то, что сделал Гегель. Ко всему этому были добавлены идеи Жоржа Сореля. Он предположил, что ценность идеологии заключается в том, насколько сильно миф, созданный идеологией, сплачивает последователей и направляет к действию. Этой философии не надо быть «истинной» с точки зрения рациональности. Она выполняет свои цели и заставляет людей действовать. Эту точку зрения презирал Гегель; он считал, что философия не может быть мифом. Тем не менее, фашистам это было удобно, потому что они презирали рационализм; но в самом деле, их философия была такова, что у них не оставалось выбора. Как мы можем видеть, национал-социалисты тоже подчеркивали мифические свойства своей доктрины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]