Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы объединенной Германии.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
33.59 Кб
Скачать

Экономические проблемы

 Не только экономика, но просто материальное состояние ГДР было в значительно худшей форме, чем предполагали на Западе. Практически ни одно промышленное предприятие не могло быть сохранено для дальнейшего использования. Почти полной замены требовали транспорт, средства связи, системы энерго- и газоснабжения. Жилищный фонд и коммерческая недвижимость были сильно изношены и не отвечали нормам. Для выполнения задачи приватизации колоссального государственного имущества ГДР - промышленных предприятий, государственных и кооперативных хозяйств, лесов и сети сбыта - правительство учредило Попечительский совет. К концу 1994 он почти завершил свою работу, приватизировав около 15 000 фирм или их филиалов; около 3,6 тыс. предприятий пришлось закрыть.

Нереалистичные ожидания "осси" (как стали называть жителей восточных земель Германии) в сочетании с самодовольством "весси" вынудили правительство Коля отказаться от осуществления необходимых изменений и свести все вопросы объединения к простому перенесению западногерманских методов на Восток. При этом возникли две серьезные проблемы. Первая была связана с затратами западной части Германии на обеспечение товарами и услугами восточных земель, что привело к значительной утечке капиталов. В новые земли были перечислены многие сотни миллиардов марок из общественных фондов. Другой проблемой стало недовольство сравнительно бедных восточных немцев, которые не ожидали, что преобразование окажется столь мучительным. Самой серьезной проблемой оставалась безработица. Большинство восточногерманских предприятий разного масштаба закрывались после 1990 из-за их экономической нежизнеспособности в условиях свободной рыночной экономики.

Другой политической ошибкой на Западе была неверная оценка экономической ситуации ГДР. Правительство Г. Коля в 1990 году слишком высоко оценило размер доходов за счет экономики ГДР. В статье 27 Соглашения о монетарном союзе с ГДР оно обязалось взять на себя все старые долги плановой экономики в размере 400 млрд. марок ГДР в перерасчете на марки ФРГ; в этом объеме ожидались доходы от продажи имущества ГДР. Фидуциарное учреждение получило потери в размере 200 млрд. марок. На сегодняшний день в восточной части Германии остается еще много экономических проблем. Полного выравнивания жизни в восточной части и западной части не произошло до сих пор.

Правовые меры

После объединения в Германии произошло четыре самых значительных события в правовой сфере - это проведение судебных процессов над должностными лицами Восточной Германии в связи с жертвами попыток перейти границу в районе Берлинской стены; лишение тысяч бывших агентов и осведомителей тайной полиции (Штази) права занятия должностей в государственной службе; возвращение частной собственности незаконно экспроприированной коммунистическим режимом; проведение специального парламентского расследования по вопросу истории установления коммунистической диктатуры в ГДР.

Поскольку судебные разбирательства проводились судами Западной Германии, а в число подсудимых входили такие высшие должностные лица прежнего режима как генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эрих Хоннекер критики обвинили Федеративную Республику Германии в применении к прежнему руководству ГДР «правосудие победителя». С одной стороны, руководители Германии хотели, чтобы объединение восточных и западных немцев было достигнуто не на основе принуждения, а при обоюдном согласии. Руководители Германии пытались убедить граждан новой Германии, что в судах объединенной Германии даже бывшие лидеры СЕПГ не будут подвергаться дискриминации. С другой стороны, власти ФРГ были озабочены поддержанием собственной репутации, касающейся нейтральности и объективности правового порядка. Они сочли, что нельзя наказывать бывших диктаторов ГДР, принося в жертву ценности, которые именно и отличал Запад от его прежних ленинских соперников.

В складывающихся условиях при создании объединенной Германии власти ФРГ были вынуждены отвечать на требования восстановления справедливости со стороны жертв произвола в Восточной Германии, и антикоммунистических настроений консерваторов на Западе. Однако властям приходилось принимать во внимание и многое другое. Им пришлось считаться с тем фактом, что в октябре 1989 года гибнувший восточногерманский режим сам начал прибегать к методам уголовной юстиции для удовлетворения возникающих претензий. Важным стал вопрос о предоставлении убежища. Наследие Второй мировой войны привело к тому, что в ФРГ велась весьма либеральная политика в отношении приема иностранцев, преследовавшихся на своей родине. Все лица, которые ходатайствовали о предоставлении им убежища, могли оставаться в Германии до рассмотрения их прошений и принятия решения о предоставлении им вида на постоянное жительство. В этот период они получали пособие в размере 400-500 марок в месяц. Хотя большинство заявлений не было удовлетворено (например, в 1997 убежище было предоставлено лишь 4,9% беженцев), сам процесс занимал несколько лет. Если в 1984 было принято всего 35 тыс. прошений о предоставлении убежища, то в 1990, , число их возросло до 193 тыс., а в 1992 - до 438 тыс. Около 600 тыс. этнических немцев из разных стран желали возвратиться на родину предков. В результате недовольства населения политикой, проводимой правительством ФРГ, число претендентов на получение убежища сократилось. Еще один закон, ограничивавший предоставление убежища, был принят в 1994 году. Начиная с 1994 число лиц, претендующих на получение убежища, вышло на более или менее постоянный уровень (около 100 000 прошений в год).

Следующей проблемой был вопрос, как поступить с миллионами секретных досье, которое Министерство государственной безопасности ГДР собирало на частных лиц в Восточной Германии с начала 50-х годов. На востоке эта проблема стояла очень остро, так как эти материалы были символом несчастий множества восточных немцев, против которых были направлены действия тайной полиции. После захвата 15 января 1990 года штаб-квартиры МГБ, когда секретные досье впервые оказались в руках граждан, в самой среде правозащитников еще не было никакого согласия по вопросу о том, как поступать с этими материалами. Одни предполагали, что досье «Штази» - так называли в народе Министерство государственной безопасности ГДР и его сотрудников должны быть немедленно переданы всем тем, за кем проводилась слежка. Другие полагали, что это приведет к хаосу в восточной части страны и даже к «преднамеренным и даже не умышленным убийствам», как выразился премьер Министр де Мэзиер. В 1990 году было принято решение об уничтожении значительного объема электронных указателей и поисковых систем к данным, содержащихся в досье МГБ.