Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_na_ekzamen_po_OTPCh_vsyo_2.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
557.57 Кб
Скачать

6. Сотношение естественного и позитивного права

1.1 Генезис понятий естественного и позитивного права, их соотношение в древнегреческой и древнеримской правовых традициях

Генезис понятий естественного и позитивного права начал осуществляться в рамках древнегреческой философской и социально-правовой традиции, связанной с представлением о проекции в правовой и нравственный порядок полиса общекосмической гармонии, о справедливости, как основании государства и законов, а также с различием «писаных» и «неписаных» законов.

Древнегреческие мыслители внесли исключительно важный вклад в дело становления правовых и нравственно-этических учений. Сравнительно развитая правовая мысль имелась, разумеется, уже и в древних странах Ближнего и Среднего Востока, в древнем Китае, Индии, Египте, где делались первые попытки не только изложить нормы сложившейся практики обеспечения общественного порядка, но и также осмыслить сущность и природу права1. Однако, здесь соответствующие идеи не были отрефлексированы в такой степени, как в Древней Греции и Риме. Такое положение объясняется сосредоточенностью восточного мышления на философских проблемах бытия, что, между тем, мало способствует созданию систематических, рационалистических теорий общества и государства.

В противоположность этому само зарождение философской мысли в Древней Греции (VI - V вв. до н.э.) было во многом обусловлено обстоятельствами политического характера: разложением старого родового строя греческих городов-государств, ломкой прежних традиций, на которые этот строй опирался.

Античный полис был той средой, в которой вызревала научная рефлексия над проблемой всеобщих оснований законности, морали и свободы воли человека. Появление такой рефлексии относится к зрелой античности, когда правовые интерпретации данной проблемы стали недостаточными и понадобилось их метаюридическое, общемировоззренческое обоснование. Идея организованного миропорядка, законам которого должны подчиняться государство, человек и вся система правосудия, составляет ядро сформировавшегося позднее естественно-правового направления философии права.

Самостоятельное философское выяснение оснований нравственности и права было выдвинуто в Греции в первой половине V века н.э. софистами. «Они впервые отнеслись критически к установившимся традиционным началам права и нравственности, и тем вызвали необходимость их общего научного объяснения и обоснования»1. Софист Антифонт утверждал, что справедливость заключается в том, чтобы не нарушить законы государства, в котором состоишь гражданином, но вместе с тем он отмечает, что «многие (предписания, признаваемые) справедливыми по закону, враждебны природе (человека)»2. Отметим, что здесь мы впервые встречаемся с различием писаных «законов полиса» и «законов природы». Последние в целом соответствуют тому, что в более поздней традиции, ставшей наиболее значимой уже в эпоху Нового времени, обозначались как естественное право.

Именно у софистов впервые становится возможным достаточно четко различить нравственные категории (справедливость) и категории правовые (законы полиса, законы природы). Тем самым вопрос об их отношении становится вполне определенной, требующей своего разрешения проблемой. Эту задачу выполнили Сократ, Платон и Аристотель, вполне исчерпав этим глубину, соответствующую степени общественного правосознания Греции классической эпохи.

Сократ, требуя рационального переосмысления нравственных и правовых традиций, одновременно выступал за их почитание. Он считал, что долг каждого человека - подчиняться установленным законам. По учению Сократа, законы определяют отношения человека как к людям, так и к богам. В подчинении законам заключается справедливость. Знающий смысл и необходимость законов обязательно будет им следовать. Справедливость, являющаяся одной из добродетелей, отождествляется со знанием. Подчинение законам, по мнению Сократа, дает возможность людям стяжать почести, пользоваться общим доверием и избегать наказаний. Кроме писаных законов Сократ полагает существование законов, господствующих повсюду и установленных властью бессмертных богов, как, например, закон о подчинении богам. От наказаний за нарушение этих законов люди не могут избавиться ни силою, ни бегством, чем они иногда избавляются от наказаний за нарушение законов писаных. «<Сократ> сознавал, что под законами, установляемыми человеком, лежат иные законы, которые он назвал неписаными, божественными. Беседуя об этих законах с Гиппием, Сократ говорит, что они «одинаково исполняются во всякой стране», что хотя их можно нарушить, но что такое нарушение влечет за собою неизбежное наказание. В доказательство своего мнения о неизбежности естественной кары, он приводит в пример естественную недозволительность брачных соединений родителей с детьми, соединений - караемых естественными дурными физиологическими последствиями»1. И писаные, и неписаные законы имеют общий, источник — справедливость. Соответствие справедливости - критерий законности.