Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЭГ печать по 16.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
172.7 Кб
Скачать

8. Гуманистическая и радикальная география. Истоки и результаты

Одним из самых своеобразных и популярных направлений современной географической науки является ""гуманистическая"" география.

""Гуманистическая"" география - явление сложное, противоречивое, объемное. ""Гуманистическая"" география, ставшая одним из последних достижений географической науки, имеет давнюю историю.

Истоки ""гуманистической"" географии уходят в XIX век. Одним из ранних ее предшественников стал А.Гумбольдт. Творчество Гумбольдта настолько многогранно и притягательно для географов, что его зачисляют в ""отцы"" и новейшего направления. Это предопределено спецификой философских позиций Гумбольдта.

 Гуманистическая тенденция в географии XIX века с современным ""гуманистическим"" направлением связана через французскую географию человека и немецкую антропогеографию. Особое влияние на гуманистическую географию оказала школа Видаль де ля Блаша.

 Серьезное влияние на французскую школу, а через нее и на современную ""гуманистическую"" географию оказал Эмиль Дюркгейм. Он создал стройную и оригинальную систему взглядов на общество, отражавшую и существенные черты ""гуманистического"" подхода западных ученых. Эту систему взглядов во многом восприняли современные географы.

 Влияние немецкой школы антропогеографии также вполне очевидно. А.Геттнер отмечал правомерность существования версии географии подобной ""гуманистической""

Непосредственными основателями гуманистической географии стали Джон Кертлэнд Райт и Карл Ортвин Зауэр.

Зауэр и Райт, живя в одно время и работая в одном направлении, не оказывали существенного влияния друг на друга

С именем Карла Зауэра связывает начало гуманистической географии целый ряд географов. Идеи Зауэра не всегда можно отнести к гуманистической географии. Для этого нужна их определенная интерпретация, что и делается большинством западных географов. Философские истоки мировоззрения К. Зауэра исследованы недостаточно. Больше всех этому вопросу уделили внимания М. Боудэн. Более широко поставил задачу развития  гуманистической географии Джон Райт. С его именем связывают становление гуманистической географии гораздо большее количество географов, чем с идеями Зауэра. Это связано с акцентом Райта на человеке самом по себе. История ""гуманистической"" географии насчитывает много других имен. Большая часть предшествовавших ей работ, в свое время не получила широкого признания. Эти исследования были разобщены и оказали очень незначительное влияние на современников.

 В 1928 году опубликована книга В.П.Семенова-Тян-Шанского ""Район и страна"". В ней высказываются идеи сходные с современной ""гуманистической"" географией. Он считал, что ""география, наука, прежде всего антропоцентрическая"". Подробно и глубоко исследовано соотношение географии и искусства, много и хорошо сказано против их резкого обособления.

Выделяются работы В.Кирка. Он целенаправленно осваивал идеи Райта и Зауэра. Антропоцентрический подход рассматривается как основной в географической науке. Ее будущее связывалось только с этим подходом. В 1952 году Кирк ввел понятие реальной и воспринимаемой (поведенческой) среды, сыгравшие важную роль в ""гуманистической"" географии.

 В конце 1950-х годов стали появляться первые группы сторонников ""гуманистической"" географии.

 В 1960-е годы расширилась проблематика ""гуманистико"" - географического подхода. Работы этого периода целесообразно относить к ""гуманистической"" географии уже как самостоятельному направлению. Особо выделяется статья Дэвида Лоуэнталя, ставшая одним из важнейших этапов становления ""гуманистического"" направления.

  После появления статьи Лоуэнталя развитие ""гуманистической"" географии пошло намного быстрее. Это, разумеется, не только заслуга этого автора. Изменились условия и настроение научно-географического сообщества. Лоуэнталь отразил идею ""носящуюся в воздухе"", оказался пионером ""гуманистической"" волны, покатившейся по западной географической науки со второй половины 1960-х годов.

С этого времени началось интенсивное формирование различных подходов в рамках направления.

 Вклад в развитие ""гуманистического"" направления вносили и географы, непосредственно к нему не принадлежащие. Например, Т.Хегерстранд с конца 1950-х годов высказывал идеи близкие ""гуманистическому"" направлению. Позднее его работы были переосмыслены в духе философской революции. Сделаны попытки интерпретировать их как частный случай ""гуманистической"" географии.

Становление ""гуманистической"" географии не было исключительным событием в западной науке. Это был частный случай общего процесса.

""Гуманистические"" географы показали, что помимо знания профессиональных географов, есть разнообразное географическое знание непрофессионалов. Любой человек в определенной степени географ. Различие лишь в специальной подготовке. Один учится для географического познания. Другой осваивает его спонтанно. Как бы ни оценивать соотношение различных типов географического знания, следует признать, что они относительно самостоятельны и реально сосуществуют. У каждого свои достоинства и недостатки. Их невозможно редуцировать друг к другу. Нет оснований оценивать обыденное географическое знание как некий второй сорт. Равно третировать научно-географическое знание за его динамизм и профессиональную узость. У них различные функции и области приложения.

Работы ""гуманистических"" географов весьма сложно интерпретировать с философской и методологической точки зрения. Даже самые существенные и однозначные положения этого направления можно трактовать с противоположных позиций. При этом, они будут сосуществовать по принципу эквивалентности, то есть иметь равные права и не пересекаться.

""Гуманистический"" подход в географии есть фундаментальное явление. Западная ""гуманистическая"" география лишь его частный, хотя и наиболее развитый, случай. Подход к географическому познанию мира определяется не только социально-экономическими условиями, практикой, но и сугубо личностными чертами ученого. ""Гуманистический"" подход правомерен и необходим географическому познанию.

 В рамках ""гуманистической"" географии есть два основных подхода - философский и психологический. Между ними нет четкой границы, но все же они развиваются относительно самостоятельно

Чтобы выяснить перспективы ""гуманистического"" направления на современном уровне следует подвести итоги его развития и учесть изменения, происшедшие в западном обществе и географической науке за последние годы.

 Против развития ""гуманистической"" географии, как научного направления, говорит следующие:

1. В мире изменилась социально-политическая обстановка. “Гуманизм” в его описанном понимании перестал быть манящим идеалом, к которому стремились значительные слои западной интеллигенции в конце 1960-х годов - первой половине 1970-х годов. Социальные корни направления подорваны.

 2. В ""гуманистической"" географии стали очевидными серьезные внутренние противоречия, которые ранее не замечали. Сейчас ясно, что они носят принципиальный характер и их устранение невозможно без радикальной перестройки оснований направления.

 3. Осознаны перегибы ""гуманистических"" географов в критике научного сциентистского подхода.

 4. Проблемы, поставленные в ""гуманистической"" географии, оказались сложнее, чем представлялось у ее истоков. Дать их удовлетворительное решение не удалось.

 5. Многое из того, что в интерпретации ""гуманистических"" географов казалось чрезвычайно важным для прогресса географии, оказалось малопродуктивными.

 6. ""Гуманистическая"" география перестала быть новинкой, привлекающей к себе внимание именно своей новизной.

 Есть серьезные обстоятельства, говорящие в пользу развития ""гуманистической"" географии, сохранения ею своего важного места в западной географической науке.

1. Несмотря на многочисленные недостатки, ""гуманистическое"" направление убедило географов в том, что исследование человека должно быть целостным, обязательно учитывающим его внутренний мир. Реальной альтернативы ""гуманистам"" в географической науке нет и вряд ли она появится. Ни одно из существующих направлений не способно решить задачу подобного исследования человека и добиться при этом лучших результатов, чем ""гуманистические"" географы.

 2. ""Гуманистическая"" география прочно закрепилась в системе официальной науки. Ее лидеры занимают ответственные посты, входят в редколлегии ведущих научно-географических журналов.

 Можно, вероятно, привести еще немало аргументов ""за"" и ""против"" развития ""гуманистической"" географии. Но в целом ситуация достаточно ясна. Современные ""гуманистические"" географы добились признания и получили возможность быстро и устойчиво развиваться в экстенсивном плане. Далее выяснилась принципиальная ограниченность направления, неустранимая в его рамках. Осознание этого сочетается с верой, что ""гуманистический"" подход, в том виде, в котором он разрабатывается западными географами, есть единственно возможная форма целостного исследования человека в географии. Отсутствие развитых альтернативных подходов подтверждает это убеждение.

Давать окончательную оценку ""гуманистической"" географии рано. Направление развивается, хотя в основном экстенсивно. В нем нашла отражение общенаучная тенденция усиления внимания к исследованию человека.

""РАДИКАЛЬНАЯ"" ГЕОГРАФИЯ

Из всех новых подходов к исследованию человека и общества в западной географической науке, ""радикальная"" география изучена советскими специалистами в наибольшей мере. Ей посвящено несколько специальных статей. О ней нередко говорится и в публикациях непосредственно не посвященных анализу западной географической науки. Эти публикации стали появляться конца 1970-х годов и продолжают выходить до сих пор.

Несмотря на “благополучие” изучения, обращает внимание отсутствие детальных знаний о ""радикальной"" географии у большинства советских географов. Это полностью соответствует тому положению, которое сложилось с изучением зарубежной географической науки в целом. Первые критические работы по ""радикальной"" географии появились только в конце 1970-х годов. К этому времени она существовала уже более десяти лет. По направлению было написано множество книг и статей. В поле зрения советских географов оказалась лишь их незначительная часть. До сих пор нет монографических исследований по этой теме.

 Положение с изученностью ""радикальной"" географии осложняется тем, что достать литературу по ней крайне сложно. Основные периодические издания радикалов - ""Антипод "" и ""Геродот"" отсутствуют в библиотеках. Они достояние спецхранов.

Следует отметить, что для советских специалистов знакомство с радикально-географической литературой не всегда интересно.

 В западной географической науке не было ранее феномена подобного ""радикальной"" географии. Она порождение новейшей западной, в основном, американской географической науки. ""Радикальную"" географию нельзя рассматривать как целостное направление подобное ""гуманистической"" географии. В ней отсутствует единая философско-методологическая основа постановки и решения научных географических проблем. ""Радикальная"" география включает марксистов различного толка - анархистов, левых либералов и многих других представителей, различных философско-социальных подходов. Ее философско-мировоззренческие установки хорошо характеризует рисунок, приведенный во втором номере ""Антипода"" за 1976 год.

 Объединяет ""радикальную"" географию не единая философская и теоретическая основа, а установка на рассмотрение острых социальных проблем современного капиталистического общества. Различия предлагаемых вариантов решения проблем не играют основного значения для определения границ ""радикальной"" географии. Это позволяет сделать вывод, что ""радикальная"" география - практический альянс западных географов, стоящих на левых позициях. Как любой практический альянс, она существует до тех пор пока на первом месте стоят проблемы, способные объединять людей на различных философско-методологических позиций. Затем он неизбежно распадается. Все держится на противопоставлениях.

""Радикальная"" география выросла из конкретной социально-политической обстановки и является наиболее политизированным подходом

 Студенческое движение 1960-х годов не могло не найти отражения в научно-географическом сообществе США. Научно-географическое сообщество пополнялось из среды студенчества, многие представители, которого придерживались ""левых"" взглядов. ""Радикальные"" географические подходы в ряде случаев показали свою эффективность. Так, невозможно было объяснить происходящее с позиций ""новой"" географии.

В 1960-е годы в западную географическую науку вошла принципиально новая проблематика, связанная с анализом острых социальных проблем. Ранее географы Запада успешно уклонялись от нее. Конечно, отдельные работы радикального характера были, но не играли значимой роли. В 1960-е годы осмысление новой проблематики могло продвинуть географическую науку вперед, сблизить ее с практикой. Это и вызвало энтузиазм многих западных, особенно американских, географов. ""Радикальная"" география стала общественно значимым феноменом в западном научно-географическом сообществе. Неприятной и опасной, но новинкой.

""Радикальная"" география, как и любая другая новинка науки XX века, имеет давнюю историю. После ее развития выяснилось, что можно найти немало примеров работ ""радикального"" - географического характера, появившихся много ранее. Особой и совершенно неисследованной темой является сравнение развития ""радикальной"" географии Запада и радикализации советской географической науки со второй половины 1920-х годов.

 Предшественники современной ""радикальной"" географии, за исключением некоторых знаменитостей, наподобие П.А.Крапоткина, основательно забыты. Их работы не использовались ""радикальными"" географами 1960-70-х годов. Это отчасти связано с тем, что мало кто из них интересовался историко-научными изысканиями. Другая причина в том, что поиск таких работ сложен и не всегда эффективен.

Идеи ""радикальной"" географии получили развитие во многих странах. Они представлены практически во всех развитых капиталистических и развивающихся странах, где есть географическая наука.

Например, Wang отмечает, что ""радикальная"" география получила распространение в странах ""третьего"" мира и в частности Юго-Восточной Азии. Его статья опубликована на Филиппинах. Регулярно публикуются статьи ""радикально"" - географического содержания в австралийских географических журналах. Но самое широкое распространение ""радикальная "" география получила в США и Западной Европе периода второй половины 1960 – первой половины 1970-х годов. Именно проблемы западного общества и западное научно-географическое сообщество породили ""радикальную"" географию как направление. Географы развивающихся стран усвоили ее на уровне рефлективной волны и в этом вопросе. Проблем у их стран было не меньше и носили они специфический характер, но генерировать новое научное направление возможности не было, из-за слабости научно-географического сообщества. Пример книги Ж. де Кастро только показывает, что отдельные сильные работы могли появляться, но не направление.

Естественно, радикально-географические идеи широко представлены и в социалистических странах, где являются официальными. В них дается иной вариант радикализма и здесь они называются иначе. Это ""государственный радикализм"". Формирование ""государственной"" формы радикализма в географической науке и общественной жизни очень сильно его меняет.

 ""Радикальную"" географию сложно оценить однозначно. В ней слишком много такого, что выходит за пределы научного познания и вторгается непосредственно в политические симпатии и антипатии. А в этой области сложно добиться строгой обоснованности.

Значение ""радикальной"" географии в том, что впервые в истории западной географической науки появилось широкое движение географов, открыто протестовавших против власть придержавших и использовавших свои знания для того, чтобы реализовать альтернативную версию общественного развития. Это делалось не всегда удачно, но это было.

 Значение ""радикальной"" географии и в том, что она показала возможность и необходимость более тесного контакта географов с другими специалистами и общественностью в решении острых проблем. Это приобретает все более важное значение

В целом, можно сказать, что феномен западной “радикальной” географии во многом не понят и не осмыслен. Это касается как советской, так и западной географической науки.