Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психическая травма2.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
35.95 Кб
Скачать

Эмоциональный стресс определяется воздействием на человека эмоциогенных, психологических факторов, а в остальном он протекает, как и все другие: гормональный, физиологический.

 

Эмоции это тоже реакция на новизну, ответ на неожиданность.

 

 

Эмоции мобилизуют избыточную (резервную) энергию, которая может быть востребована в ситуации потенциальной опасности.

 

Эмоциональный стресс включает в себя первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порождённые телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе (Китаев-Смык Л. А., 1983).

 

Эмоциональный стресс связан с проявлением состояний эмоционального возбуждения как сигнального процесса (повышенный функциональный уровень психической деятельности) и эмоционального напряжения (мобилизация резервов, всплеск стенических эмоций, падение работоспособности в соответствии с кривой нормального распределения: «эмоции-когниции»).

 

Эмоциональная напряжённость может рассматриваться в качестве облигаторного компонента эмоционального стресса.

 

 

Физиологически она выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру при экспериментальных исследованиях больных, в клиниках было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. Второй облигатный компонент эмоционального стресса – тревога как неопределённое беспокойство, ощущение неопределённой угрозы, тревожное ожидание в ответ на ситуацию неопределённости и ожидания.

 

В современной научной литературе используются несколько значений понятия стресса:

 

1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье);  

 

2) неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров – значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма для организма человека или животного раздражителей;

 

3) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие (синоним: стрессор);

 

4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

 

5) сильные реакции организма, как благоприятные, так и неблагоприятные (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998).

 

Наиболее часто термин «стресс» употребляется в значении неспецифического ответа организма на воздействие вредных агентов, проявляющегося в симптомах общего адаптационного синдрома.

 

Ф. Б. Березин выделяет последовательные стадии в формировании переживаний тревоги (тревожный ряд):

 

 

1. Ощущение внутренней напряжённости, которое ещё не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, а служит лишь сигналом её приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт.

 

 

2. Гиперестезические реакции, на фоне нарастающей тревоги ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, раздражительность повышается.

 

 

3. Собственно тревога, которая является центральным элементом ряда. Появляется ощущение неопределённой угрозы с невозможностью предсказать время возникновения угрозы, невозможность определить её характер; при этом неадекватная логическая переработка из-за недостатка информации может приводить к неправильному выводу.

 

 

4. Страх – тревога, конкретизированная на объекте; у субъекта создаётся представление о том, что тревогу можно устранить определёнными действиями.

 

 

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы на фоне дальнейшего нарастания интенсивности тревожных расстройств.

 

 

6. Тревожно-боязливое возбуждение, когда психическая дезорганизация достигает своего максимума и возможность целенаправленной деятельности исчезает.

 

 

Согласно Л. Леви, эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими в условиях полного безразличия.

 

Он также разделил понятие «дистресс» - эмоционально-стрессовое состояние, связанное с отрицательными эмоциями, - и «эустресс» - оптимальный уровень функционирования систем организма.

 

 

Принятые и непринятые эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

 

 

Структура стресса, наряду с эмоциональными, включает и другие психологические компоненты: перцептивные (искажения восприятий под воздействием эмоциональных факторов), мотивационные (изменения мотиваций при стрессе: мобилизация или бегство, или нападение), интеллектуальные.

 

 

Одним из таких психологических факторов является оценка угрозы.

 

 

Согласно Лазарусу, угроза представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующих на него ситуаций.

 

 

Это предположение проверялось в экспериментах, в которых испытуемым демонстрировался один и тот же кинофильм, показывающий несчастные случаи на лесопилке.

 

 

 

В первом варианте опыта испытуемым просто сообщалось, что в фильме будут показаны несчастные случаи на лесопилке; во втором – что события не являются реальными, а только имитируются актёрами; наконец, в третьем случае экспериментаторы стремились отвлечь внимание испытуемых от тяжёлых эпизодов в фильме, зрителей просили беспристрастно проследить, например, насколько ясно и убедительно мастер излагает правила техники безопасности рабочим.

 

 

 

На основе полученных данных Лазарус делает вывод, что в первом случае у большинства зрителей наблюдаются ясно выраженные стрессовые реакции, во втором – стресс не возникал, т. к. события в фильме рассматривались как нереальные.

 

 

 

Что же касается третьего варианта, то если испытуемые истолковывали эти события как опасные и не занимали, таким образом, беспристрастной позиции наблюдателя, то стрессовое состояние возникало.

 

 

 

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, особенность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучения.

 

 

Они не всегда сознаются и , как правило, протекают с большой быстротой.

 

 

Понятие угрозы является основным в концепции Лазаруса.

По его мнению, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям.

Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии её.

 

 

Дж. Эверилл считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля.

 

 

П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся , или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации.

 

 

Ю. С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих её самоактуализации», Общая тенденция в определениях, таким образом, заключается в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс.

 

 

Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, которое препятствует самоактуализации.

 

 

Т. Кокс приводит формулу Мак Графа, согласно которой выраженность стресса равна произведению значимости ситуации на разность между уровнем предъявляемых требований и осознаваемой возможности их осуществления.

 

Экспериментально данное положение не подтверждено.

 

 

В. И. Медведев выделяет разные типы отношений человека к самому себе в ситуации стресса.

 

 

Первый – отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Фиксация на нём усугубляет стресс, можно назвать это отношение «примитивно – эгоистическим».

 

 

Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с пониманием себя как «ценности», доверенной себе же, такое отношение можно назвать объективно – индивидуалистическим, оно способствует самосохранению личности.

 

 

Третий тип – отношение к себе как к одному из ряда людей, оно, по-видимому, больше всего способствует сохранению эффективной деятельности при стрессе.

 

 

По мнению Я. Рейковского, среди лиц с завышенной самооценкой встречается больше неустойчивых к стрессу людей, чем среди лиц с адекватной самооценкой.

 

 

Стресс обычно подразделяют на жизненный и профессиональный.

 

 

Изменение деятельности и поведения человека в состояниях стресса уже давно отмечалось в психологической литературе. Так, ещё в период русско-японской войны Г. Е. Шумков (1913) описал «душевное состояние воинов в ожидании боя».

 

 

Оно появилось у людей в несвойственной им суетливости, повышенной чувствительности к обычным раздражениям. Сапог жал больше, чем всегда. Движения становились менее координированными, пальцы УК непослушными, спички ломались, табак рассыпался, менялся почерк. Учащался пульс, дыхание становилось частым и неравномерным, появлялась жажда, сухость во рту и горле.

 

 

Отмечалась повышенная внушаемость.

 

Выделяют два основных типа реагирования в стрессе.

 

 

Тормозной тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в «мимической маске», скованностью позы и движений; фиксациями внимания, пассивностью, замедленным течением психических процессов, своеобразной «эмоциональной инертностью, проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия.

 

 

Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной лёгкости перехода от одного вида деятельности к другому, несдержанности в общении.

 

В состояниях напряжённости поведение в значительной мере характеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций. В первую очередь страдают сложные формы целенаправленной деятельности, её планирование и оценка.

 

 

Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях.

 

 

В. Л. Марищук и сотр. (1987) отмечают общую тенденцию к понижению устойчивости психических процессов, что может выражаться в « блокаде» восприятия и мышления, памяти и практических действий субъекта; это, в свою очередь, может привести к физическому распаду деятельности, самоустранению человека от продолжения работы.

 

Стрессовый макроэпизод можно рассматривать как последовательность микроэпизодов, состоящую из стрессовых краткосрочных эпизодов.

 

 

 

Например, таких как бессонница и переживание болезненных воспоминаний об утрате по ночам, чувство одиночества за завтраком и в выходные, и целый ряд последующих фрустрирующих микрособытий, с которыми человек вынужден справляться в повседневной жизни.

 

Т.Концовский (1956) подчеркивал, что устойчивость к стрессу формируется «на основе жизненной практики, при активном и сознательном участии личности, которая не избегает сложных и опасных ситуаций, а иногда даже активно их ищет».

 

 

При прочих равных условиях устойчивость к стрессу может быть результатом целенаправленного воспитания в себе необходимых качеств, следствием сознательного управления личностью своими состояниями, поступками, способности предвидеть близкие и отдаленные последствия своих действий и соизмерять с этими последствиями цели и избираемые для их достижения средства в конкретных ситуациях.

 

 

 

Учитывая то, что психотравма и стресс являются причинами развития практически любого психосоматического состояния, а далее и соматического недуга, то своевременное "удаление" и "нейтрализация" таких первопричин из "памяти" человеческого тела просто необходима. Современная психологическая наука и своевременная психотерапевтическая помощь просто творят чудеса.