Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3434341.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.07.2019
Размер:
1.06 Mб
Скачать

255 До 125 тыс., а к концу 1953 г. До 93 тыс. [2, с. 194—195].

Однако положение в сельском хозяйстве оставалось сложным. Несмотря на восстановление

материально-технической базы, в деревне преобладал тяжелый ручной труд. С помощью техники

проводились лишь пахотные работы, сев, уборка зерновых. Сельскохозяйственное производство

оставалось непривлекательным для молодежи и крестьяне стремились любыми путями

освободить своих детей от этого труда отправить их либо учиться, либо работать на

предприятиях. Как результат, нехватка рабочих рук была постоянной проблемой послевоенной

деревни. В 1946—1953 гг. около 8 млн сельских жителей прибыли в города [1, с. 333].

Выполнить задание пятилетнего плана в аграрном секторе экономики в годы четвертой

пятилетки не удалось. Сельское хозяйство не только не превзошло довоенный уровень своего

развития, но и не достигло его. Лишь к 1953 г. производство зерна в стране сравнялось с уровнем

1940 г.

Иосиф Сталин (апрель 1922 — март 1953)

[править]Пост Генерального секретаря и победа Сталина в борьбе за власть (1922—1934)

Б. Бажанов утверждает, что предложение об учреждении этого поста и назначении на него Сталина сделал по идее Зиновьева[6] член Политбюро ЦК Лев Каменев по согласованию сЛениным[3]. Ленин не боялся какой-либо конкуренции со стороны малокультурного и политически небольшого Сталина.[7] Но по этой же причине сделали его генсеком Зиновьев и Каменев: они считали Сталина человеком политически ничтожным, видели в нём удобного помощника, но никак не соперника.[7]

Первоначально эта должность означала лишь руководство аппаратом партии (пункт 26 Устава гласил: «Центральный комитет организует: для политической работы — Политическое бюро, для общего руководства организационной работой — Организационное бюро и для текущей работы организационного и исполнительного характера — Секретариат»[1]), тогда как пост лидера партии формально (по Уставу) отсутствовал, фактически же им был Председатель Совета Народных Комиссаров Ленин. Кроме того, лидерство в партии считалось неразрывно связанным с заслугами теоретика; поэтому, вслед за Лениным, виднейшими «вождями» считались Троцкий, Каменев, Зиновьев и Бухарин, в то время как Сталин не числился теоретиком, и особых заслуг в революции за ним не признавали[8].

Ленин ценил организаторские способности Сталина, но деспотическая манера его поведения („Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью“[9]) заставила Ленина в „Письме к съезду“ написать, что Сталин „слишком груб“ и этот недостаток является „нетерпимым в должности генсека“»[10]. Письмо Ленин адресовал XII съезду РКП(б), но новый приступ болезни не позволил ему сделать соответствующие распоряжения.

Сталин, Зиновьев и Каменев организовали триумвират, основанный на противодействии Троцкому.[8]

Перед началом XIII съезда (состоялся в мае 1924 года) вдова Ленина Надежда Крупская передала «Письмо к съезду». Оно было оглашено на заседании Совета старейшин[11]. Сталин на этом заседании вперые заявил об отставке[12]. Каменев предложил зачитать «Письмо» по делегациям и таким образом избежать его открытого обсуждения. Большинство высказалось за оставление Сталина на посту генсека, против были только сторонники оппозиции[8].

После смерти Ленина Лев Троцкий мог претендовать на роль первого лица в партии и государстве, но был оттеснен от руководства «тройкой» в лице Зиновьева, Каменева и <Сталина[13] И настоящая карьера Сталина начинается только с того момента, когда Зиновьев и Каменев, желая захватить наследство Ленина и организуя борьбу против Троцкого, избрали Сталина как союзника, которого надо иметь в партийном аппарате.[7] В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б), в результате раскола в Политбюро и образования «новой оппозиции», Сталин впервые выступил с политическим отчётом ЦК, — до своей болезни с этим отчётом всегда выступал Ленин, а на XII и XIII съедах — Зиновьев (на XIV съезде он выступал как содокладчик от ленинградской делегации). Знаменательно, что уже тогда Сталин был назван в выступлении своего верного друга К. Е. Ворошилова «главным членом Политбюро», который «в разрешении вопросов принимает наиболее активное участие, и его предложения проходят чаще, чем чьи-либо другие».[14]

В день 50-летия Генерального секретаря ЦК (1929 г.)

27 декабря 1926 года Сталин подавал заявление об отставке с поста Генерального секретаря: «Прошу освободить меня от поста Генерального секретаря ЦК. Заявляю, что не могу больше работать на этом посту, не в силах больше работать на этом посту». Отставка не была принята[3].

Интересно, что Сталин в официальных документах ни разу не подписывался полным наименованием должности[3]. Он подписывался как «секретарь ЦК»[15][16][17] и к нему обращались как секретарю ЦК[18]. Когда вышел Энциклопедический справочник «Деятели СССР и революционные движения России» (подготовленный в1925—1926 годах), то там, в статье «Сталин», представили Сталина так: «с 1922 г. Сталин — один из секретарей ЦК партии, в каковой должности остается он и теперь.», то есть, ни слова о посте генсека[19]. Поскольку автором статьи был личный секретарь Сталина Иван Товстуха, значит, таково было желание Сталина.[20]

К концу 1920-х годов Сталин сосредоточил в своих руках столь значительную личную власть, что должность стала ассоциироваться с высшим постом в партийном руководстве, хотя Устав ВКП(б) не предусматривал её существование[21].

Когда Молотова назначили в 1930 году Председателем Совнаркома СССР, он обратился с просьбой освободить его от обязанностей Секретаря ЦК. Сталин согласился. И обязанности второго секретаря ЦК[22] стал выполнять Лазарь Каганович[23]. Он замещал Сталина в Центральном Комитете.[24].

[править]Сталин — полновластный правитель СССР (1934—1951)

По данным Р. Медведева, в январе 1934 года на ХVII съезде образовался нелегальный блок в основном из секретарей обкомов и ЦК нацкомпартий. Выдвигались предложения переместить Сталина на пост председателя Совета народных комиссаров или ЦИК, а на пост генсека ЦК избрать С. М. Кирова. Группа делегатов съезда беседовала на этот счет с Кировым, но он решительно отказался, а без его согласия весь план становился нереальным.[25]

При всей важности Ленинграда и Ленинградской области их руководитель Киров никогда не являлся вторым человеком в СССР. Положение второго по значению лица в стране занимал председатель Совнаркома Молотов.[26] На пленуме после съезда Киров как и Сталин был избран секретарём ЦК. Спустя 10 месяцев Киров погиб в здании Смольного от выстрела бывшего партийного работника.[27]. Убийство Кирова соратника и ближайшего друга Сталина привело к началу массового террора, который достиг апогея в 1937—1938 годах[28]. Именно XVII съезд закрепил фактическое сосредоточение власти в руках группы лиц во главе со Сталиным. По предложению Сталина (озвученном в отчётном докладе) съезд утвердил кардинальную перестройку системы партийно-государственного контроля. Отныне единый партийно-правительственный орган контроля разделялся на чисто правительственную Комиссию советского контроля и Комиссию партийного контроля. Последняя должна была избираться съездом, но в своей деятельности отчитывалась перед Центральным Комитетом ВКП(б). Говоря о плане перестройки, Сталин подчеркнул, что контроль, как партийный, так и государственный, означает централизованную проверку исполнения политических решений. «Нам нужна теперь не инспекция, а проверка исполнения решений центра». Что касается Комиссии партийного контроля, то она должна была выполнять поручения ЦК, а её работники на местах могли теперь действовать независимо от местных органов. Комиссия была уполномочена привлекать к ответственности даже членов ЦК, при этом её руководитель сам должен был являться членом ЦК. Сам Сталин был категорически против предложения обсудить данные изменения на пленуме Центральной контрольной комиссии, в силу чего прений по этому проекту не возникло. Ничего в своём докладе Сталин не сказал и о возможности апелляций на решения Комиссии партийного контроля (поэтому в резолюции съезда данный вопрос не упоминался)[29]. С 1934 года упоминание о должности Генерального секретаря вообще исчезло из документов[3]. На Пленумах ЦК, состоявшихся после XVII, XVIII и XIX съездов партии, Сталин избирался секретарем ЦК, фактически выполняя функции Генерального секретаря ЦКпартии[30]. После XVII съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 году, ЦК ВКП(б) избрал Секретариат ЦК ВКП(б) в составе Жданова, Кагановича, Кирова и Сталина[30][31]. Сталин, как председательствующий на заседаниях Политбюро и Секретариата, сохранил за собой общее руководство, то есть право утверждать ту или иную повестку дня и определять степень готовности выносимых на рассмотрение проектов решений[32].

Сталин продолжал в официальных документах, подписывается как «секретарь ЦК»[33], а к нему продолжали обращаться как секретарю ЦК[34].

Последующие обновления Секретариата ЦК ВКП(б) в 1939 и 1946 гг. также проводились с избранием формально равноправных секретарей ЦК[30]. Устав КПСС, принятый на XIX съезде КПСС, не содержал никакого упоминания о существовании должности «генерального секретаря».

В мае 1941 года в связи с назначением Сталина Председателем Совнаркома СССР Политбюро приняло постановление[35], в котором Андрей Жданов официально был назван заместителем Сталина по партии: «Ввиду того, что тов. Сталин, оставаясь по настоянию Политбюро ЦК первым[36] Секретарём ЦК ВКП(б), не сможет уделять достаточного времени работе по Секретариату ЦК, назначить тов. Жданова А. А. заместителем тов. Сталина по Секретариату ЦК»[37].

Официального статуса заместителя вождя по партии не были удостоены ранее фактически выполнявшие эту роль Вячеслав Молотов и Лазарь Каганович[37].

Борьба среди руководителей страны обострялась по мере того, как Сталин все чаще ставил вопрос о том, что на случай его смерти ему надо подбирать преемников в руководстве партией иправительством. Молотов вспоминал: «После войны Сталин собирался уходить на пенсию и за столом сказал: „Пусть Вячеслав теперь поработает. Он помоложе“»[38].

Долгое время в Молотове видели возможного преемника Сталина[25], но позже Сталин, который считал первым постом в СССР должность главы правительства, в частных беседах высказывал предположение о том, что он видит в качестве своего преемника по государственной линии Николая Вознесенского[39]

Продолжая видеть в Вознесенском своего преемника по руководству правительства страны, Сталин стал подыскивать другого кандидата на пост руководителя партии. Микоян вспоминал: «Кажется, это был 1948 год. Как-то Сталин показав на 43-летнего Алексея Кузнецова, сказал, что будущие руководители должны быть молодыми, и вообще, вот такой человек может когда-нибудь стать его преемником по руководству партией и ЦК»[25].

К этому времени в руководстве страны сложились две динамичные соперничавшие группировки[40] Далее события повернулись трагически. В августе 1948 года скоропостижно умирает лидер «ленинградской группы» А. А. Жданов. Почти год спустя в 1949 году Вознесенский и Кузнецов стали ключевыми фигурами в «Ленинградском деле». Они были приговорены к смертной казни и их расстреляли 1 октября 1950 года[41].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]