Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ!.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
222.09 Кб
Скачать

1 Прибавочная стоимость - это разность между валовым доходом и затрата­ми на его получение, которые включают затраты по оплате труда и не вклю­чают налоги.

Как видно из приведенных расчетов, туристская рента зависит от величины туристского потока и платежеспособности туристов. Ин­тенсивность туристских миграций определяется аттрактивностью НП. Экспертная оценка структуры туристской аттрактивности каждого НП по методике, предложенной автором [123], показала, что наибо­лее важным элементом их аттрактивности в настоящее время являет­ся туристская инфраструктура, которая по значимости превосходит природно-экологические условия, что выглядит парадоксальным, ког­да речь идет о природоохранных территориях. Это объясняется тем, что в Беларуси в целом пространственная дифференциация турист­ской инфраструктуры выражена более ярко, чем дифференциация природных рекреационных ресурсов. Вместе с тем между туристской инфраструктурой и туристским потоком имеется и обратная связь - сеть предприятий обслуживания туристов более интенсивно разви-iuc гея там, где отдыхает больше туристов, что связано с ориентацией I урисгского производства на потребителя.

() гмеченные взаимосвязи между уровнем развития инфраструк­туры, объемом туристских потоков и величиной туристской ренты пил иются основой разработки эффективных экономических рычагов управления туристскими потоками и инвестициями в туристский ком­плекс на основе рентной платы с целью достижения равномерного рас- пр<'деления туристской нагрузки между OOIIT одинакового статуса.

5.4. Методика определения рентной платы за туристское использование природоохранных территорий

Рентные платежи в туристской сфере имеют свои особенности. Нлриантная схема использования туристских ресурсов [97, с. 120] представлена на рис. 5.1.

I

Рис. 5.1. Вариантная схема использования туристских ресурсов определенной территории

L j

I первый вариант, II - второй вариант, III - третий вариант ( граница рекреационной территории)

Рентные платежи должны производить непосредственные орга­низаторы природопользования, так как рента скрыта в продажной цене ресурса. Согласно вариантам схемы туристского использова­ния ресурсов, непосредственными природопользователями высту­пают:

  • производители услуг гостеприимства, находящиеся в пределах рекреационной территории,

  • производители целевых рекреационных услуг, независимо от ме­стоположения,

  • неорганизованные туристы и экскурсанты.

Платежи на основе туристской ренты все субъекты должны пла­тить с учетом объемов потребления, неся равновзвешенные издерж­ки по платежам за природопользование в зависимости от степени уча­стия в нем. Величина рентных платежей, призванных оптимизировать туристское природопользование, определяется на основе дифферен­циальной и монопольной туристской ренты [98]. Чтобы определить величину данных платежей, необходимо:

    • провести инвентаризацию всех природоохранных территорий од­ного типа;

    • рассчитать данные о совокупной добавочной прибыли за год ту­ристских предприятий - непосредственных природопользовате- лей на каждой из природоохранных территорий:

Р =IP + ZP ,

n tn гтп-

где Pjn - добавочная прибыль i-го предприятия, находящегося в пределах п-й природоохранной территории;

Pjm - добавочная прибыль z-ro предприятия, находящегося вне я-й природоохранной территории;

    • определить среднюю величину добавочной прибыли с единицы площади используемых в рекреации угодий для каждой природо­охранной территории:

Pi -p/s,

1sn П' п.

где Sn - площадь п-й природоохранной территории;

    • проранжировать природоохранные территории по данному пока­зателю. Для природоохранной территории, имеющей наименьшую величину добавочной прибыли с единицы площади, установить рентные платежи равные нулю. Для остальных территорий их ве­личина составит разность:

1sn 1sn 1s01

где R1m - величина рентного платежа с единицы площади п-й при- р< )доохранной территории,

Рио - добавочная прибыль с единицы площади базовой (замыка­ющей) природоохранной территории;

.S) определить годовую сумму рентных платежей с п-й природоох­ранной территории:

R =R, х5.

п 1stl п

Размер рентной платы для каждого туристского предприятия, за- н и мающегося обслуживанием туристов на п-й природоохранной тер­ритории, должен отражать интенсивность и эффективность исполь­зования рекреационных ресурсов. Поэтому при ее вычислении необ­ходимо исходить из величины добавочной прибыли, приходящейся на одного обслуженного туриста в день с единицы площади исполь­зуемых в рекреации угодий п-й природоохранной территории. Этот показатель является производным объема туристского обслуживания и чел.-днях на единицу рекреационных ресурсов, характеризующего интенсивность их использования, и объема добавочной прибыли, ха­рактеризующего отдачу производственного капитала и труда работ­ников. Исходя из этого, распределение рентной платы между турист­скими предприятиями-природопользователями необходимо связать < (>бьемами туристского обслуживания. Вклад каждого предприятия п рекреационную нагрузку и дигрессию ПТК природоохранной тер­ритории отражается долей предприятия в общем объеме туристского обслуживания на данной территории. Рентная плата отдельного ту­ристского предприятия определяется из решения пропорции:

0,/Q.- V*.

где Q. - объем туристского обслуживания г-го предприятия на п й природоохранной территории,

- общий (суммарный) объем туристского обслуживания пред- ирия гиями на /2-й природоохранной территории. Отсюда:

= ь а/о.

Найденное таким образом R. представляет собой цену права ис­пользования предприятием туристских ресурсов я-й природоохран­ной территории.

В обобщенном виде данная методика расчета рентной платы мо­жет быть представлена в виде формулы:

Я = (((ZP,)/Sn - P J X SJ X Q./ а„,

где R. - рентная плата г-го туристского предприятия на ?г-й приро­доохранной территории, Р. - добавочная прибыль, производимаяz-м предприятием на n-й природоохранной территории, Sn - площадь я-ой природоохранной территории, P1s0 - добавочная прибыль с еди­ницы площади базовой природоохранной территории, Q.n Qn- соот­ветственно индивидуальный и общий объемы туристского обслужи­вания предприятиями на п-й природоохранной территории.

Определенные трудности составляет подсчет совокупной добавоч­ной прибыли туристских предприятий - непосредственных природо- пользователей, расположенных вне природоохранной территории (Pim)- Данный показатель можно определять следующим образом:

Pim = Z(Pt/Qt х QJ<

где Pt - добавочная прибыль от конкретного реализованного тура,

Q - объем обслуживания по маршруту t~го тура в чел./днях,

Q^ - объем обслуживания на части маршрута £-го тура, проложен­ной по п-й природоохранной территории.

При современных информационных технологиях использование данной методики не представляет серьезных трудностей. Необходи­мо только адаптировать существующие системы статистического учета посетителей природоохранных территорий и отчетности о финансо­вых результатах деятельности туристских предприятий. Использова­ние существующих форм документации также возможно, однако сис­тематизация их данных будет весьма трудоемка.

Вместе с тем рента включает и абсолютную форму. Однако с точ­ки зрения оптимизации туристского природопользования на приро­доохранных территориях взимание абсолютной ренты не имеет при­родоохранного значения, так как она рассчитывается на основе усред­ненных показателей и одинакова для всех природоохранных территорий. Поэтому целесообразным видится определение рентных платежей на основе дифференциальной и монопольной ренты.

Туристскую ренту за пребывание на природоохранных террито­риях обязаны платить и неорганизованные туристы. Ведь бремя рент­ной платы при организованном отдыхе несет турист, хотя реализует­ся она в стоимости ресурсов для туристского предприятия. Рентные платежи турпредприятий входят в стоимость обслуживания, а следо­вательно, формируют часть цены путевки. Организованный и неорга­низованный туристы на одной природоохранной территории пользу­ются одними и теми же рекреационными ресурсами, потребляют одни и те же природные блага. Организованные туристы делают это в бо­лее комфортных условиях, создаваемых турпредприятиями, и, следо­вательно, должны нести затраты больше, чем неорганизованные ту­ристы, только на величину стоимости организации туристского об­служивания. Поэтому с неорганизованных туристов рента должна взиматься в размере равном:

К/^ЙО ^кп'

где Qno - объем обслуживания организованных туристов на п-й природоохранной территории, чел./дней,

Q^ - объем обслуживания неорганизованных туристов на п-й при­родоохранной территории, чел./дней.

Рентная плата одного неорганизованного туриста в день будет равна:

^t. К / Qno'

Между видами платежей непосредственных природопользователей должны существовать и временные отличия. Предприятия, располо­женные на природоохранной территории, должны осуществлять аренд­ную плату (предоплату) за право пользования ресурсами. Предприя­тия, находящиеся за пределами природоохранной территории, делают погашение рентных обязательств в виде годового налога по факту го­довых показателей туристского обслуживания. Это связано с тем, что экстерриториальные предприятия (в отличие от предприятий по при­ему туристов на природоохранной территории) объективно могут от­казаться от использования в обслуживании туристов рекреационных ресурсов любой территории или изменять из года в год интенсивность использования ресурсов п-й природоохранной территории, организуя туристское обслуживание на других территориях. Неорганизованные туристы производят оплату при въезде на природоохранную террито­рию по факту пересечения ее границ («билет за вход»).

Учитывая динамику формирования туристского спроса и инфор­мационных туристских ресурсов, а также инфляционные процессы, перерасчет по рентным платежам должен проводиться ежегодно и с учетом индекса потребительских цен на услуги.

Расчеты с использованием данной методики показали, что в слу­чае введения рентных платежей многие туристские предприятия в НП могут стать убыточными, если не повысят экономическую эффектив­ность использования имеющегося капитала и рекреационных ресур­сов. Таким образом, введение рентных платежей будет способствовать, с одной стороны, внедрению более эффективных методов организа­ции труда и сбыта путевок и более рациональному использованию основных средств, а с другой стороны - совершенствованию програм­мы обслуживания туристов и более рациональному использованию рекреационных ресурсов. Одновременно рентные платежи будут сдер­живать капитальные инвестиции в рекреационные территории пар­ков с высокой степенью развитости туристской инфраструктуры и способствовать привлечению капитала в наименее освоенные для ту­ристов НП. Привлечение инвестиций вызовет развитие в них турист­ской инфраструктуры и повысит аттрактивность их рекреационныхтерриторий, что будет способствовать более равномерному распреде­лению туристских потоков и рациональному использованию природ­ных рекреационных ресурсов.

В настоящее время существенными препятствиями оптимизации туристской деятельности с помощью рентных механизмов в белорус­ских НП являются:

  • совмещение статусов основного туристского природопользовате-

ля и природоохранного учреждения в лице НП;

  • ярко выраженные отличия природно-ресурсного потенциала и

рекреационной специализации НП.

Совмещение природоохранного и хозяйственного статуса НП при регулировании туристской деятельности мешает эффективному ис­пользованию механизма разделения прав владения, распоряжения и пользования, которые являются важными условиями взимания рент­ной платы. Наиболее эффективным было бы закрепление за НП лишь права распоряжения, а право пользования рекреационными ресурса­ми - за туристскими предприятиями и туристами. Отделенные от НП небольшие предприятия функционировали бы более эффективно, так как независимые предприятия способны более быстро реагировать на изменения туристского спроса и вести эффективную маркетинговую деятельность. Одновременно увеличение доходов самостоятельных турпредприятий в НП вызвало бы увеличение рентных поступлений, часть из которых должна использоваться для нужд природоохранной и научно-исследовательской деятельности.

ТРС национальных парков «Нарочанский» и «Браславские озе­ра» отличаются от ТРС НП «Беловежская пуща» и «Припятский» рек­реационной специализацией, что объективно препятствует перерасп­ределению между ними туристских потоков. Например, большинство туристов, которые предпочитают отдых на озерах, не смогут удовлет­ворить рекреационные потребности, отдыхая в Припятском парке или в Беловежской пуще. Учитывая сложившийся рекреационный про­филь Нарочанского и Браславского парков как рекреационных тер­риторий республиканского значения, относительно высокий уровень хозяйственной освоенности и развития инфраструктуры, они в при­родоохранном отношении должны быть на ранг ниже Припятского и Беловежского НП. Поэтому целесообразно либо введение новой ка­тегории ООПТ (ландшафтно-туристского парка) и перевод в нее На­рочанского и Браславского парков, либо повышение статуса Припят­ского парка и Беловежской пущи до категории заповедника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видим, в настоящее время в сфере туристского природопользо- иапия существует множество проблем, без решения которых развитие экологического туризма представляется затруднительным. Это, преж­де всего, проблемы единообразной интерпретации понятий и развито- с I и номенклатуры природоохранных территорий. Для их решения необходимо воспользоваться передовым международным опытом по­нятийного и нормативного обеспечения экологического туризма. В первую очередь необходимо нормативно-правовое закрепление поня- I и я «экотуризм» по пяти основным критериям, которые вкратце сво­дятся к следующему: ориентация туристских путешествий на природу, минимизация туристского воздействия на природную среду, экологи- 41 г кое воспитание и образование туристов, сохранение местной социо­культурной среды, экономическая эффективность для местных жите­лей и организаторов экотуристских путешествий. Кроме этого для p.I.нштия экологического туризма необходим пространственный ба­ше, который закрепляет в структуре землепользования рекреацион­ные функции. Как показывает международная практика, таким бази­сом являются охраняемые природные территории, выполняющие по­мимо природоохранных функций и рекреационные функции. В Беларуси такими территориями являются национальные парки. Од­нако для соответствия международным нормам необходимо введение новых категорий охраняемых природных территорий - ландшафтно-

    • уристского парка и рекреационного заказника (курортной мест­ности).

В Беларуси существует четыре национальных парка: «Нарочан- { мш», «Браславские озера», «Беловежская пуща», «Припятский».