Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Македонский и оппозиция2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
127.49 Кб
Скачать

Глава III Третий этап

Как было уже сказано в конце прошлой главы, третий и последний этап антимакедонского движения целиком связан с выступлениями на Востоке. Шофман делит этот этап на два периода: завоевание индийских земель и вынужденное возвращение Александра из Индии15. Однако в этой главе я так же рассмотрел и антимакедонское движение в средней Азии после падения Персии, что идет вразрез с периодизацией Шофмана.

§1. Сопротивление местных. Убийство Бессом Дария.

После битвы при Гавгамелах, судьба Персидской державы была предрешена. И хотя Дарий бежал вглубь страны, чтобы снова набрать армию и выступить против Александра, Македонский уже триумфально брал город за городом. Причем некоторые города сдавались ему добровольно по приказу самого Дария (Diod., XVII, 65).

Однако и не обошлось без трудностей. Перейдя реку Тигр, армия македонского царя столкнулась с сопротивлением уксиев. Жители равнин, подчиненные персидскому сатрапу, сразу же покорились Александру, но горные уксии выдвинули царю ультиматум, что пропустят войско дальше в Персию, если им будет выплачена дань, которую они получали от персидского царя (Arr., III, 17). О тех же причинах неповиновения сообщает и Диодор (Diod., XVII, 67). Но Курций Руф сообщает иные политические причины: правитель горных уксиев Мадат не захотел считаться с реалиями времени и подчиняться Александру (Curt., V, 3). Тем не менее горные уксии не без помощи хитрости Александра были покорены.

После Александр и его армия взяли столицу Персеполь и продолжали двигаться дальше. Дарий же, собрав 30-тысячное войско, двинулся на македонцев, но был предан и убит Бессом, сатрапом Бактрии (Diod., XVII, 73). Теперь солдаты многочисленной армии Александра считали, что раз Дарий мертв, а Персия пала, они вернуться домой. Однако Александр собирался продолжать восточный поход. Царь убедил солдат продолжать войны. Согласно Диодору, Александр привлек их денежными вознаграждениями (Diod., XVII, 74). Однако становится понятно, что македонская армия, несмотря на планы своего царя, не собирается вечно проходить с ним в походах.

Вскоре после этого произошли несколько важных событий, направленных против власти Александра.

§2. Выступление Сатибарзана и «дело Филоты».

Сатрап Арии Сатибарзан, убив наместника Александра Анаксиппа и сговорившись с Бессом, решает пойти против македонцев. Узнав об этом, Александр двинулся на Сатибарзана. Сатрап, испугавшись быстрого приближения македонцев, бежал (Arr., III, 25). Арриан и Диодор (Diod., XVII, 78) указывают, что Александр велел догнать и казнить беглецов. Но конкретно о судьбе самого Сатибарзана ничего не сообщается. О судьбе Сатибарзана умолчал и Курций Руф.

Второе событие, происходившее почти параллельно с выступлением Сатибарзана, можно посчитать еще более серьезным, так как это непосредственный заговор против Александра, созревший в его окружении. Некий Димн, один из друзей царя, увлеченный гневом, подговорил своего любимца Никомаха участвовать в заговоре. Тот беспечно рассказал об этом своему брату Кебалину. Последний же сообщил обо всем Филоте – сыну Пармениона, которому Александр доверял. Однако Филота не стал ничего сообщать Александру. Тогда Кебалин попросил одного из царских прислужников рассказать обо всем царю. Царь послал за Димном, Кебалином и Филотой. Лимн покончил с собой; Филота, отрицавший свое участие в заговоре, был приговорен македонцами к казни вместе со своим отцом Парменионом (Diod., XVII, 79-80). Похоже, но с более подробно излагает историю Курций Руф (Curt., VI, 7-10). Однако Арриан дополняет историю, сообщая, что Парменион был казнен не просто так, а как возможный соучастник заговора или даже его организатор, действовавший руками сына (Arr., III, 26).

Этот заговор до сих пор прикрыт завесой тайны. Но из него ясно одно: в результате раскрытия заговора и последовавших казней, была ликвидирована старая военная верхушка (Парменион был талантливым военачальником), которая могла (и уже собиралась) пойти против Александра.