Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_politicheskaya_elita_i_byurokratia.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
334.34 Кб
Скачать

Политическая элита в современной России

Если, как мы видели на примере США, наиболее влиятельным слоем политической элиты является бизнес-элиты, то в России верхушка политической элиты имеет совершенно другой состав. Значительный слой политической элиты со времен прихода В. Путина к власти составляют «силовики», что дает возможность некоторым исследователям (О. Крыштановская, С. Уайт) говорить о «путинской милитократии». Так, доля военных и представителей органов безопасности в российской элите увеличилась с 11.2% в 1993 г. при Ельцине до 25.1 % в 2002 г. при Путине. В частности, они утверждают, что 26.6% политической элиты путинской эры имели "военное образование" (по сравнению с 6.7% ельцинской элиты, находившейся у власти в 1993 г.). Между годами перестройки и серединой путинского первого президентского срока, доля военных увеличилась почти в семь раз. «Это не ограниченное количество индивидуальных перемещений, но целая миграция, которая составила от 15 до 70% членства в различных элитных группах». Какое влияние это "нашествие" силовиков на посты в политической власти могло оказать на политику правительства? Чего можно было бы ожидать от "милитаризованного" Кремля - так это перехода к милитаристской внешней политике, особенно на пространстве бывшего СССР. В противовес этому многие аналитики обнаружили явную связь между инфильтрацией во власть силовиков и усилением авторитаризма, который укреплялся в России со времени прихода к власти Путина1. К примеру, лидер КПРФ Г. Зюганов предупреждает, что "значительное число бюрократов и офицеров-силовиков в пропрезидентской партии 'Единая Россия' означает, что эта партия является не политическим блоком, а своего рода командным пунктом, где попахивает полицейским государством". ]. Более того, их тезис о быстрой милитаризации стал даже еще более известным во время второго президентского срока Путина, а журнал The Economist зашел настолько далеко, что назвал Россию "неокагэбэшным государством".

Исследование американских политологов Ривера дало более взвешенные результаты (они суммировали всех представителей элиты в целом, а не по когортам, как Крыштановская и Уайт):

1988 (Горбачев)

4,4%

1993 (Ельцин)

5,7%

1999 (Ельцин)

9,3%

2003 (Путин)

13,9%

Тем самым, мы видим, что доля «силовиков» в составе российской элиты постоянно росла и «путинский» этап только продолжает общую тенденцию.

Откуда же пришла остальная часть путинской политической элиты?

По данным Ривера, исследовавшим биографии 1055 представителей путинской элиты, за 8 лет до этого, в 1996 году, они находились в следующих сферах:

Государственное управление

Федеральное правительство

12.8

Государственная Дума и Совет Федерации

16.6

Парламентские служащие

0.3

Президентская администрация

3.0

Судебная ветвь (всех уровней)

3.9

Региональные власти (исполнительная и законодательная

8.9

Военные круги и органы безопасности

4.3

Итог для категории

49.8

Партии и гражданские группы

 

Неправительственная политическая работа

3.6

Гражданские ассоциации

2.8

Итог для категории

6.4

Культура/СМИ/Профессионалы

Беловоротничковые профессионалы

4.6

Культура и религия

1.3

Средства массовой информации

11.7

Итог для категории

17.6

Экономика

 

Частный бизнес и финансы

17.2

Государственные предприятия

4.6

Итог для категории

21.8

Другие

 

Студенты/Безработные/Пенсионеры

1.0

Неизвестные

4.0

Итог для категории

5.0

Итого

100

Итак, мы видим, что большая часть путинской политической элиты (67,2%) – это бывшие чиновники ельцинского правительства (12,8%), бывшие члены Федерального Собрания (16,6%), региональных органов государственной власти (8,9%), СМИ (11,7%), частного бизнеса (17,2%). Непосредственно из военных кругов и органов безопасности было рекрутировано всего 4,3%. Остальная часть элиты рекрутируется из ещё меньших (по количественному составу категорий).

Что касается исследований региональных политических элит (руководящего состава исполнительной и законодательной власти субъектов РФ), то здесь имеются следующие данные по Южному федеральному округу. Средний возраст-53,6 года, образовательный уровень - все имеют высшее образование, 47% - два и более высших образования, 33% - ученую степень кандидата или доктора наук. По первому высшему образованию 72% закончили технические и сельскохозяйственные вузы. По второму высшему образованию – 89% закончили технические вузы. 64% имеют опыт партийно-советской работы. Средний срок пребывания в партийной номенклатуре - около 10 лет. Более половины представителей характеризуемого слоя региональной элиты начали свою трудовую биографию простыми рабочими или колхозниками (остальные - студентами, военнослужащими). 62% исследуемых занимали в прошлом должности в сфере государственного управления, 25% - в хозяйственном секторе или бизнесе.