Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоргалки по мышлению.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
146.43 Кб
Скачать

16. П. Жане. Интериоризайия. «Интеллектуальный объект». Валлон.

Научный метод для Жане, как и для большинства исследователей того времени, заключался в сочетании анализа и синтеза. Первоочередной задачей оказывался анализ, а соответственно — и вопрос о первоэлементах. Многие философы и психологи пытались реконструировать психику с помощью анализа и синтеза, используя в качестве базового элемента ощущение. Жане же начинает с выделения не чистого ощущения, но действия и считает невозможным отделение сознания от активности. Здесь Жане обращается к таким динамическим понятиям, как психическая сила и слабость, без которых немыслима активность, деятельность. За психологическим анализом должен следовать психологический синтез, то есть реконструкция хода болезни. Такое взаимодействие анализа и синтеза в ходе работы с невротическим пациентом выступает отличительной, самобытной чертой метода Жане. Последний период творчества Жане ознаменовался построением того колоссального психологического синтеза, который должен логически следовать за психологическим анализом.

Он спорил с бихейвиористами. Жане неоднократно говорил, что поведение человека отнюдь не сводится к механизму, каждый раз одинаково отвечающему на стимул, исходящий от внешнего мира. Бихевиористы апеллировал к понятию поведения (comportement) как к системе элементарных реакций, исключая сознание из предметной области психологии, но именно в нем специфика человеческого существа. Жане же говорил о двух условиях психологию поведения: 1) о феномене сознания следует говорить как об особом поведении (conduite), как об усложнении акта, надстраивающемся над элементарными действиями; 2) в описании поведения нельзя остановится на его простых формах, но максимальное внимание необходимо уделить именно сложным формам поведения – убеждениям, размышлениям, рассуждениям, переживаниям. Важно с особым вниманием отнестись к речевому поведению, поскольку язык – особое, присущее человеку действие. Важными положениями для Жане являются: отход от элементаризма бихевиоризма, расширение поля психологии и включение в него собственно человеческих психических феноменов; отрицание механистичности, непосредственной связи между стимулом и реакцией, введение сложной системы регуляторов поведения (как на уровне телесной личности, так и социальной и исторической); дифференцированные представления о роли социальной среды. Ж. Пиаже обращался к психологии поведения П. Жане, его представлениям о языке, действии, верованиях, имитации. Жане, в свою очередь, заинтересованно относился к исследованиям Пиаже. Прослеживаются параллели и с концепцией А. Валлона в той роли, которую он отводил действию, их связи с представлениями, психологическим инструментам. Как и в работах Жане, важность творческой активности человека, выражающей связь действия и мышления – от действия к мысли – определенно была центральной для мысли Валлона».

Имя Жане в отечественной психологии традиционно связывается с проблемой интериоризации .

Жане подчеркивал аспект, традиционно связывающийся с проблемой интериоризации: «все социальные законы», по Жане, «имеют два аспекта: внешний, осуществляемый другими, и внутренний, осуществляемый нами самими. Практически всегда (хотя это и не общее правило) вторая форма вторична. «В процессе развития ребенок начинает применять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Ребенок переносит на себя социальные формы поведения». Сравним с представлениями Выготского на этот счет: «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах – сперва социальном, затем психологическом; сперва как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая».

Выделим еще один вопрос, существенный как для Жане, так и для отечественной психологической школы – о роли речи в психическом развитии. У Жане речь является тем средством, которое переструктурирует психику. По замечанию Веера и Валсинера, Выготский совместил идею изначальной функции слова как команды и построения отношения к себе через отношение к другому, и использовал их в объяснении регулирующей функции речи. Подходы Жане и Выготского различны, но объединяет этих ученых стремление к исследованию новых, сложных культурных форм поведения, их преобразования.

А. Валлона в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального. Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы "переливание" одного в другое. Так, например, крик новорожденного - первоначально физиологическая реакция. Под влиянием взрослых социальное как бы "перехватывает" физиологическое, чтобы оно стало психическим. То же самое можно сказать и об улыбке младенца. Будучи первоначально проявлением "вегетативного благополучия" ребенка, она связывает ребенка с его окружением и, прежде всего, с матерью. Она соответствует потребностям, возникающим между ними, будучи их "непосредственным органом". В концепции А. Валлона понятие "эмоция" тесно связано с понятием "движение". У маленького, еще не говорящего ребенка движения тела уже могут свидетельствовать о психической жизни. По мнению А. Валлона, среди разных форм или функций движения одна прямо касается выражения эмоций - это тоническая или постуральная функция. Другая функция движения кинетическая, или клоническая, направленная на внешний мир. Благодаря ей осуществляются локомоции,-схватывание, манипуляции. В отличие от кинетических реакций, тонус, который проявляется в позах, - это экспрессивное средство выражения собственных переживаний ребенка и его отношения к другим людям. Период чистой импульсивности, недифференцированности движений ребенка сменяется эмоциональной стадией, когда, по образному выражению А. Валлона, само движение есть экстериоризированная эмоция. Дифференциация моторных функций наступает под влиянием поведения взрослого, удовлетворяющего потребности ребенка. Анализ дифференциации и координации движений как сложной системы взаимодействия моторных функций позволил А. Баллону выделить психомоторные типы развития ребенка, что составило основу дифференциальной психологии. Связь эмоции с движением показывает, что психика рождается из органических реакций благодаря социальным запечатлениям.