Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по философии1.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
107.01 Кб
Скачать

19. Кант о морали. Категорический императив.

Иммануил Кант 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804, «гений философии из Кенигсберга», считается основоположником немецкой классической философии, имеющей ряд важных отличий от всех предшествующих учений.отношения к миру.

Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При таком толковании нравственность превращается в техническую, прагматическую задачу, в вопрос о “благоразумии”, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Но все дело в том, что такие правила оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во-первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, которые могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали — вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих — особенных, частных, “эмпирических” — целей еще невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали. Поэтому “цель, которую ставят, уже предполагает нравственные принципы. Например, идея высшего блага в мире... следует из морали, а не есть ее основа”.

Категорические императивы.Императи́в (лат. imperativus) — требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу(максиме). Максима — правило поведения или основной принцип, которым человек руководствуется в своих поступках

Настаивая на том, что на языке категорических императивов с нами говорит разум и только разум, причем в ипостаси чистого практического разума, не подчиненного способности желания, Кант хочет сказать, что категорические императивы (они же - практические законы) должны удовлетворять соответствующим требованиям. Категорический императив (практический закон) должен быть не субъективным, а объективным основоположением; он не должен зависеть от материи способности желания, т. е. должен быть априорным и, следовательно, всеобщим необходимым предпи­санием. Согласно Канту, практические законы всем этим требованиям удовлетворяют. Но практические предписания, которые на них основываются, никогда не могут быть общими, ведь определяющее основание способности желания по­коится на чувстве удовольствия и неудовольствия, которое никогда нельзя считать направленным вообще на одни и те же предметы. Кант вводит в рассмотрение «основной закон чистого практического разума», как он его называет, который, будучи при­менен к той или иной конкретной ситуации, позволяет сформули­ровать соответствующий ей категорический императив. Таким образом. Кант аккумулирует весь нравственный кодекс в единой формулировке, которую в послекантовской философской литерату­ре принято именовать просто категорическим императивом, а сам Кант предпочитал называть нравственным законом. В «Критике практического разума» он выглядит следующим образом: “Посту­пай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства”.