Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
место мас. праздника в культ. жизни общ..docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
57.35 Кб
Скачать

Заключение

Праздник - есть основание и форма бытия всякой культуры. Являясь универсальной категорией, обладающей во все времена и эпохи неким единым замкнутым в себе значением, праздник в то же время находится в постоянном движении. Это динамичная структура, развитие которой протекает в общем поле историко-культурной среды, определяющей характер и все многообразие типов праздника.

В то же время праздник - это многоуровневый текст, в котором достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. Представляя собой диалогическую проекцию истории в современность, своего рода генетическую ось, на которую нанизаны различные исторические пласты, праздник выступает транслятором и интегратором ценностей, заложенных в духовном опыте своего народа. Черпая материал в гуще народной жизни, праздник адаптирует его к современным условиям. Как сказал Г. С. Кнабе: "Каждая эпоха открывает в прошлом, прежде всего то, что резонирует в тон с ее общественным и культурным опытом".

Увидеть глубинные основания праздника за многообразием исторических эпох и обличий - была задача настоящего исследования. Обобщения, к которым мы пришли в процессе работы над диссертацией, были уже представлены, и здесь мы имеем возможность сжато сформулировать самые общие выводы.

В пространственных и временных границах праздника реализуются многообразные смысловые связи. Осмысление праздника с позиций культурологии позволяет рассматривать данный феномен во всем многообразии его проявлений. Выявляя культурологические параметры праздника в различных социокультурных контекстах, обозначив при этом исходную точку соотношения в оппозиции "праздник-жизнь", мы выделяем следующие теоретические модели.

Жизнь - не праздник, праздник - не жизнь", где праздник рассматривается как модель, противостоящая реальной действительности, строго локализованная в пространстве и времени. Как компенсаторная форма, способная снять существующие противоречия и обеспечить психосоциальное регулирование эмоционального напряжения. Отход от реальной действительности проявляется в следующих компонентах и атрибутах праздника: разгул как момент упразднения культурных норм и запретов; ряженье, маскировка, предполагающие все то, что противоречит норме, выходит за пределы своего статуса, а следовательно, за пределы обыденности; еда как знак обращения к новым, небудничным ценностям, как форма идеальной жизни, изобильной и щедрой; игра, которая также как и праздник, есть разрешение проблемы, перенесенной в поле идеально-духовного. "Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник -сама жизнь. Смещение границ между праздничной и серьезной сферами приводит к тому, что реальность (в масштабах XVIII века) приобретает иное - праздничное измерение. Расширяется не только досуговая сфера, идеи праздничности проникают и в моду, и в архитектуру, и в бытовое поведение.

Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает пространством, увеличивающим разрыв между идеальными устремлениями и объективными реалиями, пространством, обнажающим существующие противоречия и существующую иерархию. Будучи сосредоточием бытия сразу в двух реальных плоскостях, праздник совмещает в себе сразу два аспекта поведения - идеально-условного и реально-практического, которое заходит значительно дальше в осуществлении синтеза непредсказуемых импровизационных начал, представляя опасность для существующей системы, и приводит к конфликту.

Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь", где праздник звено действительности, ибо источник его возникновения сама действительность, те общественные коллизии, которые здесь складываются. Полное отвлечение от эмпирии чревато искусственностью, театрализацией.

Исследование праздника показывает, что значимым его элементом являются механизмы, действующие и повторяющиеся на протяжении столетий в границах того или иного типа культуры. Одним из таких механизмов является менталитет. Праздник - это конкретно-действенное выражение ментальности. За всю историю своего существования в празднике аккумулировалось столько упований, радостей и надежд, он настолько сросся с рядом общечеловеческих взаимоотношений, норм и ценностей, что является глубоким и оригинальным выражением ментальности, отражая следующие ее черты: гостеприимство, культ природы, отсутствие середины, коллективизм.

Праздник - это сфера духовного и исторического взаимодействия. Постоянно видоизменяясь, обеспечивая адаптацию личности и коллектива к различным социокультурным изменениям, праздник развивается в духовном опыте своего народа. Это кладезь духовных смыслов, своего рода духовная реальность, отвечающая на вечные вопросы, волнующие человека - вопросы бытия и цели жизни. Эволюцию праздника в русской культуре мы рассматриваем как на хронологическом, так и на смысловых уровнях, выделяя при этом следующие духовные константы: язычество, являющееся важнейшей подосновой праздника. Феномен скоморошества, специфика древнерусского смеха, отношение к природе зародились и получили развитие в недрах языческого праздника, став духовным основанием народной культуры и менталитета русских; христианство - важнейшие образующие моменты православного мировоззрения (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени) нашли выражение в празднике, внесли внутренний порядок и смысл в праздничное мироощущение; светскость - светская праздничная культура связана, прежде всего, с дворянской средой (уникальным духовным и культурным образованием) и получила общекультурный смысл в отечественной культуре. Заложенные дворянством ценности (балы, домашний театр, маскарады и т. д.) тиражировались различными сословиями на протяжении последующих поколений.

Будучи результативным методом мобилизации и социализации личности и коллектива, праздник является одной из важнейших подсистем в тоталитарном обществе. Рассматривая праздник в советском социокультурном пространстве, мы выделяем следующие его особенности: официальность, массовость, обращенность в будущее, грандиозность, сакральность и идеальность праздничного пространства.

В заключении отметим, что общество постоянно преодолевает ценностные нормы, в соответствии с которыми существовали предшествующие поколения. Вместе с трансформацией ценностных критериев культуры праздники не раз подвергались переименованию, перелицовке". Пример тому - события настоящей истории. Сохранив советские праздники, изменили их содержание: 1 мая, 23 февраля, 8 марта, 7 ноября превратились просто в выходной день, или наполнились новым смыслом - 23 февраля и 8 марта являются мужским и женским днями; праздник "Великой Октябрьской революции" переименован в "День примирения и согласия", официальными праздниками объявлены Рождество и Пасха; возникли качественно новые праздники - День независимости России (12 июня), День Конституции (12 декабря). Все это свидетельствует о том, что активно ведется поиск новых форм празднования.

Прогнозируя развитие культуротворных тенденций праздника, можно предположить, что они пойдут по пути дифференциации и индивидуализации праздничной культуры. Распад массовых форм праздника, границы которого были строго очерчены государственностью, способствует индивидуализации праздничных форм, развитию различных субкультур.

Возникновение принципиально новых механизмов тиражирования культуры (главным образом телевидения) также повлекло переориентацию с вербальных средств на визуальные. Значительно расширяется пласт зрелищной культуры, куда входят возрождаемые древние системы показа, превосходящие зрительные возможности человека и обязанные техническому прогрессу новые визуальные системы.

Также очевидно, что между различными типами праздников идет интенсивный обмен элементами словарей, ритуалов и церемониалов, которые можно рассматривать как отражение процесса взаимодействия этих координат. "Является ли это путем к формированию новой культуры - массовой культуры будущего - или это только способ саморазвития каждого из исторических пластов цивилизации, которые так и будут сосуществовать, образуя более или менее устойчивый калейдоскоп выборов? - задается вопросом Е. В. Дуков, - Все зависит от того, что мы придумаем и насколько эффективно воплотим".

Таким образом, праздник - древнейшее образование культуры, пронеся через века свое основное предназначение - "производство радости и оптимизма" (А. Ф. Еремеев), на рубеже двух столетий XX и XXI веков наметил себе неувядающую перспективу развития в новых исторических и социокультурных условиях.