Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч2 гл4 (МН Пак и КВ Хазизова)_20 стр.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
224.26 Кб
Скачать

4. Торговля, ремесло и внешняя торговля

Поскольку в течение двухсот лет после объединения Силла не подвергалась вторжению внешних врагов, в стране происходил рост сельскохозяйственного и ремесленного производства, поэтому значительно развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Самое крупное водохранилище с плотиной из числа известных с периода Трёх Хан до настоящего времени Пёккольдже было значительно расширено в конце VIII в. и могло обеспечивать орошение для полей в семи округах. Название «Пёкколь» означало «округ, где произрастает рис». Не только Пёккольджэ, но и другие оросительные сооружения по всей стране совершенствовались, и возрастали посевные площади, поднималось сельскохозяйственное производство. Однако всё ещё отставала техника удобрения, уровень плодородия земель был низкий, поэтому неизбежно существовала практика «отдыхающих полей», которые обрабатывались после года или нескольких лет нахождения под паром.

Через правительственное Ведомство мастеровых (Конджанбу) государство ведало всем ремеслом в стране. Достигло высокого уровня производство наиболее важных ремесленных изделий, предназначенных для королевского двора, например, различных сортов шёлка (оаджу, чохаджу, нынна и др.) и оружия, украшений, равно как и используемых в храмах изображений Будды, колоколов, а также фарфора и других изделий.

По сообщению «Самгук юса» («Забытых деяний Трех государств»), колокол храма Хваннёнса, отлитый в середине VIII в., весил 500 тыс. кын, Будда Якса из храма Пунхванса весил 300 тыс. кын, а на изготовление колокола храма Пондокса во второй половине VIII в. было затрачено 120 тыс. кын меди. Изготовление таких громадных колоколов даёт возможность судить о высоком уровне металлургии, поскольку даже сейчас отливка таких больших колоколов или статуй Будд представляет нелёгкую задачу.

В столице Кёнджу, куда стекались продукты земледелия и ремесленные изделия со всей страны, возникли несколько рынков. В конце VII в., кроме издавна существовавшего рынка Тонси, появились новые рынки: западный Соси, и южный Намси, которыми ведало соответствующее казённое управление. Не только в столице Кёнджу, но и в малых столицах и в центрах областей чу появились рынки, где шла торговля путём натурального обмена.

Внешнюю торговлю Силла вело с Пархэ, Танской империей, Японией, а также далекими арабскими государствами, причем одновременно велась как государственная, так и частная торговля. Предметами экспорта были главным образом шелка, холст, золото, серебро, женьшень и другие лекарства, а также ремесленные изделия. Из Тан везли шелка, литературу и предметы роскоши.

Морской торговый путь в Танскую империю в те времена пролегал по двум направлениям: первый – от Ёнъама в провинции Южная Чолла до Шанхая, а второй – от Намъяна в провинции Кёнги по направлению к Шаньдунскому п-ову, а в порту Ульсан провинции Северная Кёнсан бывали и арабские купцы. Предметами торговли между Силла и арабскими купцами были главным образом ковры, стеклянная посуда, благовония, драгоценные металлы и др., которые пользовались огромным спросом среди аристократии. А с оживлением торговли с империей Тан на Шаньдунском п-ове и вдоль побережья р. Янцзы возникали поселения силласких купцов, называвшиеся силлабан, был построен храм Силлавон, и появились государственные канцелярии (Силласо), ведавшие деятельностью людей из Силла.

По мере развития морской торговли с империей Тан и Японией, в первой половине IX в. в Силла на о. Вандо (совр. пров. Южная Чолла) возник укрепленный порт Чхонхэджин, ставший одновременно и центром торговли. Этот порт был важнейшим на торговом пути в Китай и Японию, и здесь Силла сосредоточило более 10 тысяч войск и сотни кораблей, которые обслуживали торговлю. Купленные в Танском Китае товары продавались в Японию, а направлявшиеся в Китай японцы фрахтовали в этом порту корабли. Управителем (тэса) порта Чхонхэджин был Чан Бого (?-846)13, который был настолько популярен, что в Японии его называли «морским духом». В деревне Цишань уезда Вэньдэн на Шаньдунском полуострове, входившем в состав Танской империи, силлаские купцы воздвигли буддийский храм Попхвавон, в котором насчитывалось более 250 прихожан. Чан Бого был не только первым купцом, занимавшимся внешней торговлей, но и приобрел широкую известность за границей под именем «морской принц».