Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Культура Арабского Востока.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
117.76 Кб
Скачать

3.«Свет с Востока»

Культура исламской цивилизации начала разви­ваться одновременно с государственностью. Распад ха­лифата не повлиял на нее отрицательно: в X—XI вв. арабо-мусульманская культура переживала свой на­ивысший взлет. Формировались догматика и ислам­ское право, богословские споры затрагивали вопросы веры и разума, свободы воли и предопределения, со­здавались образцы утонченной поэзии, философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии и астрономии.

Такой быстрый расцвет объяснялся несколькими причинами. Во-первых, городская культура арабов уже в VII в. достигла довольно высокого уровня: был выработан литературный язык, развивалось поэтиче­ское творчество и ораторское искусство. Во-вторых, в халифат включались культурные центры с давними традициями, которые оказывали мощное влияние на духовную жизнь арабов.

Арабы внесли большой вклад в становление евро­пейской науки. Труды арабских математиков и аст­рономов служили руководством для ученых средне­вековой Европы. У арабов они научились чертить карты, пользоваться компасом и глобусом. Мусуль­манское искусство повлияло на архитектуру Испа­нии, Южной Италии, Средней Азии, Индии и мно­гих стран Африки. Многие труды античных писа­телей и ученых стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

В городах всего мусульманского мира сооружа­лись мечети — места, где собирались для молитвы и суда, где хранились собранные для бедных день­ги. В мечети имелся четырехугольный молитвен­ный зал и двор, окруженный галереей с колоннами. Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише — михрабу, обращенному в сто­рону Мекки, и повторяли все движения священно­служителя — муллы. Около каждой мечети возво­дилось несколько башен — минаретов, с которых верующие 5 раз в день созывались на молитву.

Как отмечают исследователи, в арабо-мусульманской культуре «знание» (илм, обозначающее также «ученость», «науку») приобрело такую значительность, которой нет равных в других цивилизациях. Универсальному торжеству знания в мусульманской цивилизации отчасти способствовала сама мусульманская религия. В Коране часто подчеркивается мысль об устройстве мира, его законосообразности — этой основной предпосылке научно-познавательной деятельности.

Общественный престиж знания определялся не только тем, что оно превозносилось как самодовлеющая ценность, превышавшая все религиозное и мирское. Считалось, что знание и образование ставит человека вровень с аристократией, дает право на власть. При широкой доступности образования, отсутствии каких-либо формальных ограничений (кастовых, расовых, этнических и даже конфессиональных) на приобретение знания перед каждым честолюбивым юношей открывалась реальная перспектива повышения личного социального статуса.

На территории завоеванного Ирана творили вы­дающиеся поэты и ученые: Фирдоуси, прославивший­ся поэмой «Шах-наме» («Книга о царях»), ученый-эн­циклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни. В Александрии, в городах Сирии арабы знакоми­лись с плодами античных искусств и наук. Переводы с греческого на арабский язык стали появляться уже в конце VII — начале VIII в.

Расцвету арабской культуры способствовало доста­точно терпимое отношение к чужим традициям. В осо­бо привилегированном положении (по крайней мере, на первых порах) были христиане и иудеи, которых мусульмане уважительно называли «людьми Пи­сания». В результате и те, и другие много сделали для того, чтобы греческая культура, прежде всего филосо­фия, стала доступна исламскому миру. Арабы, стал­киваясь с инородцами и иноверцами, превосходящи­ми их в культурном отношении, умели учиться у них, постепенно добиваясь первенства.

Сфера воздействия и распространения духовной культуры, созданной в арабском халифате, была ог­ромна. Она охватывала не только страны Востока, но и Запад. Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских уче­ных. Мощный толчок европейскому рационализму да­ли еврейские, арабские и персидские философы, хоро­шо знакомые с трудами Аристотеля. Светская поэзия в Европе, очагом которой явилась Южная Франция, вобрала в себя некоторые традиции персидской любов­ной лирики.

Исламская цивилизация, оказавшая сильное культурное воздействие на Западную Европу, на про­тяжении средних веков и отчасти в новое время представляла значительную военную угрозу. Среди всех цивилизаций Востока она занимала наиболее наступательную позицию.

Медицинские знания мусульманского Средневековья стали известны Европе, в частности, благодаря переводам энциклопедических сочинений таких ученых, как ар-Рази и Ибн-Сины (лат. Avicenna, ум. в 1037). «Канон медицины» последнего появился на латинском языке в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе по крайней мере до конца XVI в. В XV в. он выдержал 16, а в XVI в. — 20 изданий. Из арабского медицинского языка в европейские перешли такие слова, как «алкоголь», «сода», «сироп».

Художественный гений арабов нашел наиболее яркое выражение в поэзии. В языческой Аравии поэтическое творчество особенно культивировалось у кочевников-бедуинов, среди которых едва ли не все мужчины, а нередко и женщины могли на любой случай экспромтом слагать стихи. Каждое племя имело своего признанного поэта, призванного словом защитить свою честь, а ядовитым поношением поразить врагов. На ежегодной ярмарке в Указе, на которую стекался народ со всех концов аравийского полуострова, кроме обычных торговых сделок происходили состязания поэтов. Признанные лучшими стихи вышивались золотыми буквами на шелке и вывешивались на стенах Каабы, где им поклонялись все паломники, посещавшие Мекку. Композиционной формой основной для древнеарабской поэзии, является касыда — ода, состоящая из 50 — 120 строк, вернее, куплетов. При этом стихи (бейты) имеют не только единый размер, но и единую рифму. Поэзия классического ислама, однако, не стала религиозной; совсем наоборот: она носила, за малым исключением, подчеркнуто светский характер. Арабская поэзия классического ислама осталась верной лиризму. Жанр эпоса, представленный на персидском языке знаменитым «Шахнаме» («Книга о царях») Фирдоуси (X—XI вв.), так и не получил заметного развития в арабской поэзии, во всяком случае в высокой

Исключительно высокое место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает каллиграфия, представляя собой альтернативу христианской иконографии. Почтительное отношение к письму было заложено в самой религии ислама, зиждившейся на книге — Коране (в то время как христианство основывалось на личности — Иисусе). По представлениям мусульман, первыми созданиями Божиими, появившимися еще до создания неба и земли, были орудия письма — Перо и Скрижаль. Тому, кто посредством пера красиво передает слова Божии (в частности фрагменты из Корана), пророк Мухаммад гарантировал жилище в раю. Арабское письмо стало священным символом ислама. Некоторые считали, что каждая буква алфавита указывает на одно из «прекраснейших имен» Бога. Широкое распространение на про-тяжении всей мусульманской истории имела наука о буквах, приписывавшая буквам магические и физические свойства, познание которых дает ключ к тайнам природы. Эстетическое, эмоционально-художественное восприятие письма в средневековой арабо-мусульманской культуре нашло яркое выражение не только в бесконечных усилиях художников.

Мусульманское искусство, особенно в его арабской разновидности, развивалось преимущественно как декоративное. Характерный для него тип орнамента, получивший на Западе название «арабеска», отражает стремление к созданию абстрактного узора, к бесконечному варьированию одних и тех же мотивов и неприятию пустоты в изобразительном пространстве. Арабеска — сложное переплетение растительных, геометрических и каллиграфических (эпиграфических) элементов. Растительные элементы (акантовые, пальмовые, виноградные листья, трилистник; сосновые шишки; тюльпаны, розы и цветки миндаля) сильно стилизованы и перекликаются с эллинистической традицией. Геометрические же фигуры отличаются богатой абстрактностью. Окружность или звезда не столько служат предметом созерцания как совершенные, самодостаточные фигуры, что было характерно для восприятия греческих геометров, сколько являются отправным пунктом для создания все новых и новых фигур. Третий элемент арабески, наиболее оригинальный, — письмо. Арабские буквы больше всего подходят для такой цели и, может быть, не имеют в этом отношении аналогов, за исключением, разве что, китайских иероглифов.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) www.yanko.lib.ru || slavaaa@yandex.ru Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 607 с. 319- -319

ленными телодвижениями, а в некоторых братствах проходил под барабанный бой. На подобных «собраниях» обычно распевали любовные и застольные стихи, нередко сопровождаемые игрой на, музыкальных инструментах, в частности струнных. Так ритуал зикр развился в практику сама (букв. «слушание»), подчас включающую в себя экстатическую пляску (ракс). Наиболее ярко эту практику осуществляли «пляшущие дервиши» — члены ордена Мавлави, основанного суфийским поэтом ар-Руми (ум. в 1273).

Строгие теологи, как правило, осуждали эту и подобные им формы ассимиляции музыки с религиозным культом. Они допускали только вокальную музыку, объявляя музыкальные инстру-менты орудием сатанического искушения. Поэтому музыкальное искусство классического ислама носило преимущественно светский характер и было, главным образом, ориентировано на вкусы дворцовой знати и других высших слоев городского населения. Враждебное отношение к светской музыке со стороны благочестивых богословов стимулировала, в частности, ассоциация ее с эротическим танцем и винным застольем, а также предосудительные в глазах общества моральный облик и поведение многих женоподобных артистов-музыкантов.

Складываясь как синтез древнеаравийской, персидской, византийской и других традиций, мусульманская музыка всегда сохраняла тесную связь с поэзией. По преимуществу она носила во-

510

кальный характер. Наиболее распространенным жанром являлся небольшой вокально-инструментальный ансамбль, в действительности представлявший из себя группу солистов, в которой доминировал один, обычно певец. Другая особенность музыки мусульманского Средневековья — ее микротональность (тональное богатство, когда различаются не только полутона, но и четверти тона) при относительной скудости музыкальных фраз как таковых.

Излюбленным инструментом арабской классической музыки стала четырех- или пятиструнная лютня — ал-уд (отсюда lute — лютня). Этот инструмент прославляли поэты, он играл важную роль в теоретических и космологических построениях. Игрой на рабабе (основе европейского «ребека», своеобразной виоле) сопровождали свои декламации народные сказители. Другими рас-пространенными струнными инструментами были трапециевидные канун (от него произошел европейский kanoon) и каман (вид виолы). Разнообразием отличались флейты и дудки, часто двой-ные. Среди ударных инструментов главным в высокой музыке был тамбурин, в то время как бубен был распространен во всех слоях общества. Барабан табл (преобразованный европейцами в timbal), литавры (наккара, отсюда европейский накер) и цимбалы (касат) входили в состав военного оркестра, включающего в себя также духовые инструменты — рог (бук) и трубы (нафир, мн.ч. — анфар, отсюда происходят европейские фанфары), и помимо чисто военной функции играли важную роль в публичных процессиях и церемониях.

Музыкальную практику арабов, их манеру пения и игры в Европе распространяли менестрели. Реминисценцией этой манеры в Европе были выступления «Моррисовых танцоров» (от moorish — «мавританский»), исполнявших свое представление с игрушечными лошадками и бубенчиками. От названий арабских букв, игравших роль нот в странах мусульманского Средневековья, про-изошли европейские названия нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

* * *

С падением Багдада под натиском монголов в 1258 г. и уничтожением аббасидского халифата завершается золотой век ислама и его культуры. После XIII в. наблюдается фрагментация дотоле единого культурного пространства. Отныне на первый план выступают относительно самостоятельные региональные культуры — собственно арабская, иранская, турецкая, мусульманская культура в Индии и др.

В течение последующих двух столетий, XIV и XV, сердце арабской культуры продолжало биться, хотя и не в полную силу, при мамлюках в Египте и Сирии, а также в Андалусии. Это был ее «серебряный век», ознаменовавшийся преимущественно эпохой

511

компиляций и комментариями. Из наступившего вслед за ними экономического упадка и культурной полустагнации арабский мир начал выбираться лишь начиная с середины прошлого века. Современная культура в арабских странах складывается в процессе сложного взаимодействия трех основных факторов — реформирования религии, возрождения классического культурного наследия и заимствования ценностей европейской (западной) цивилизации.