Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Seminar-3_Nar_dv.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
46.59 Кб
Скачать

2. Причина народных движений.

Тяжкие войны тяжёлым бременем ложились на плечи трудового населения, а жестокие формы эксплуатации должны были вызвать народные протест, нередко приводившим к восстаниям.

3. Движущие силы народных движений

Движущей силой народного восстания были бедняки, к которым присоединяются рабы. Иногда они были поддержаны иностранцами. Например, Ирсу (сирийцу по происхождению) помогла захватить власть многочисленная в Египте сирийская община.

4. Основные события и результаты.

Самое крупное восстание произошло, очевидно, в конце Среднего царства, когда в Египет из Азии стали проникать иноземные племена, укрепившиеся в Дельте. Острая вспышка классовой борьбы совпадает с медленным проникновением иноземцев и с завоеванием отдельных областей Египта азиатскими завоевателями, которые пользуются ослаблением Египетского государства. Так, автор «Лейденского папируса» говорит: «Пустыня распространилась по всей стране. Номы опустошены. Иноземное племя пришло из-за границы в Египет. Нигде нет больше египтян». Поток иноземцев, всё более и более наводняющий Египет, воспринимается как стихийное бедствие, ведущее Египет к неминуемой гибели. Азиаты-кочевники, вышедшие из степей и пустынь Передней Азии захватывают в свои руки богатства Дельты, плодородную землю, обильную воду, сменяя палатку кочевника на плуг земледельца и оружие ремесленника. «Племена пустыни всюду превращаются в египтян. Азиаты становятся опытными в ремесленных производствах Дельты» - с горечью говорит автор поучения Ипуссер, человек знатный и богатый.

Народное восстание направлено против богачей. Разгорается острая классовая борьба, страна разделена на два непримиримых лагеря. Против знати и богачей поднялись доведённые до отчаяние широкие трудовые массы – крестьяне, ремесленники, рабы. Глухая социальная ненависть звучит в поучении Ипуссера, подчёркивавшем пропасть между знатью и восставшим народом: «Не братаются князья с народом, когда он ликует…Богач в отчаянии, бедняк полон радости». Но волны народного гнева разрушают преграды, отделяющие бедняков от богачей. «Ребёнок госпожи становится ребёнком служанки». Поднявшиеся трудовые массы захватывают богатства, принадлежавшие «людям вчерашнего дня», как образно говорится в одной из этих поучений. Происходит коренное перераспределение собственности, в результате которого «бедняк становится владетелем богатства, а тот, кто не мог себе ранее сделать сандалий, является ныне владетелем сокровищ».

Восстание происходит как в сельских областях, так и в городе. Ремесленники и бедняки, в большом количестве сосредоточенные городах, поднимают восстания и «изгоняют сильных из своей среды». Вслед за ними поднимаются рабы, которые, по словам древнеегипетского текста, «становятся господами рабов». Однако восстание не ограничивается захватом имущества богачей и перераспределением собственности. Бедняки и рабы, временно захватывают власть в государстве. В папирусе ясно говорится, что «бедняки прогоняют царя». Государственные учреждения, архивы, судебные палаты захватываются восставшими. Документы, фиксирующие права и привилегии богачей, уничтожены. Реакционно-настроенный автор поучения пытается дискредитировать повстанцев, рисуя в чёрных и мрачных красках картину восстания. Стараясь преуменьшить размах и значение восстания, автор утверждает, что «лишили страну царской власти немногие люди, не знающие закона». Яркими красками он рисует картину воцарившееся смуты, говоря, что «нет больше должностей на своём месте. Люди подобны вспуганному стаду без пастуха».

Острая борьба проникает и в основную ячейку рабовладельческого общества – патриархальную семью. В лейденском папирусе говорится: «Человек смотрит на своего сына как на врага». Колеблются все устои рабовладельческого государства. Восставшие бросают вызов даже религии, всегда оправдывавшей классовый строй. Ипуccер, принадлежавшей к реакционной аристократии, с ужасом говорит о появившемся «неверии в богов». По его словам, «горячие головы говорят: «Если бы я знал, где бог, я бы принёс ему жертву»».

Это восстание, потрясшее всё здание рабовладельческого общества, не могло в корне изменить развития исторического процесса. Восставшие не были достаточно объединены, не осознавали, да и не могли осознать стоявших перед ними задач. Не было отменено и рабство, изменились лишь собственники рабов.

К сожалению, надписи этого времени ничего нам не говорят о том, как было подавлено это восстание. Но, судя по всему, что впоследствии был снова восстановлен прежний классовый строй, можно подумать, что сила восставших была сломлена.

Ещё одной крупное восстание произошло на 29-м г. царствования Рамзеса III (1175), в котором принимали участие люди, работавшие в фиванском некрополе. Это были низы трудового населения – каменщики, строившие гробницы, и ремесленники, изготовлявшие предметы заупокойного культа. Люди, доведённые нищетой до последней крайности, направились к чиновникам и жрецам с требованием, чтобы им было выдано натуральное довольствие. Ссылаясь на тяжёлое материальное положение, они говорили, что в течение полугода они терпят лишения и бедствия. Выйдя из пределов «города мёртвых», они пришли к чиновникам и сказали: «Мы голодаем 18 дней». Восставшие разместились у западной стены храма Тутмоса III, очевидно, осадив чиновников, укрывшихся в храме. В следующие дни восставшие проникли в храм Рамзеса II и в ответ на увещевания жрецов и чиновников ответили: «Мы пришли сюда, гонимые голодом и жаждой. У нас нет одежды, нет умащений, нет рыбы, нет зелени. Известите фараона, нашего доброго владыку, и напишите визиру, нашему начальнику, чтобы нам доставили продовольствие». Иногда народные восстания принимали довольно серьёзный характер. Не соглашаясь на уступки, восставшие говорили: «Мы не вернёмся. Скажи начальникам: воистину мы пришли к стенам не только из-за голода». Мы должны сказать своё великое слово: воистину в этих местах фараона творится зло».

Указывая на глубокую социальную несправедливость, восставшие отказались безропотно подчиняться произволу египетских рабовладельцев. Рабовладельцы, опираясь на аппарат государства, путём террора подавляли народные восстания, очевидно, следуя тем методам, которые красочно описаны в одной автобиографической надписи крупного чиновника предшествующего периода: «Я внушал ужас толпе. Я учил иноземца, как следует выполнять свои обязанности. Я сгибал узника. Я заставлял мятежника сознавать собственные ошибки».

В большой надписи Осокорна, первосвященника храма Амона, повествуется о крупном восстании, произошедшем в царствование Такелота, когда годы проходили в борьбе, и каждый захватывал своего соседа». В 570 г. до Хр. в Египте вновь вспыхивает восстание, во главе мятежников становится Яхмос, который свергает царя Априя (Уах-аб-Ра) и захватывает в свои руки верховную власть.

В обстановке острой социальной борьбы некоторые цари пытаются несколько смягчить чрезмерно обострившиеся классовые противоречия. Греческие историки сохранили воспоминание о царе Бокхорисе, который запретил частным лицам обращать в рабство несостоятельных должников-египтян и разрешил свободную продажу земли. Египетский царь Яхмос II, по словам Геродота, «издал для египтян закон, в силу которого каждый египтянин ежегодно был обязан указывать областному начальнику средства для жизни; тот, кто этого не сделает или не может показать, что он живет законными средствами, наказывался смертью». Геродот при этом отмечает, что греческий реформатор Солон заимствовал у египтян этот закон и что Египет «наслаждался полным довольствием». Греческий историк изображает Яхмоса II. Как реформатора, вышедшего из народа, который провёл целый ряд реформ, имевших целью ограничить произвол богачей.

Литература

1.Байдак И. Н., Войнич И. Е., Волчёк Н. М. и др. Всемирная история. Каменный век. Минск: АСТ, 1999

2. Авдиев В. И. История Древнего Востока. Москва: Госполитиздат, 1948

3. Берлев О. Д. Классовая борьба в древнем мире.

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]