Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на экзамен. вопросы по Руси.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
353.34 Кб
Скачать

22 Билет. Роль православной церкви в Московском княжестве.

Роль Русской Православной церкви в формировании российского государства

Реально в период господства татарской Орды и княжеских междоусобий в качестве объединяющего центра выступала и могла выступать только русская православная церковь. Это осуществлялось через ее идеологическую и политическую деятельность. Причем, по-прежнему находясь в лоне Константинопольской патриархии, русская церковь одновременно своей борьбой за русское единство отстаивала свой особый статус в восточном христианстве и перед Вселенским (Константинопольским) патриархом, а также противостояла экспансии Римо-католической церкви.

С другой стороны, оказавшись в сходной ситуации из-за нарастающей агрессии турок-османов, Вселенский патриарх сам стремился поддерживать и развивать свои отношения с русскими княжествами и русской церковью. Так, он посылает в русские земли болгарского иеромонаха Киприана с миротворческой, как бы сейчас сказали, миссией. У Патриарха Были реальные опасения, что в вполне возможно в междоусобице произойдет крушение православия на Руси. Либо она сама перейдет под власть Римо-католической церкви как это уже происходило в западно-русских княжествах, вошедших в состав Польши и Литвы. Либо Русь останется с помощью тех или иных сепаратистов под властью татарских ханств. В этот период шла ожесточенная борьба между Москвой и Тверью.

Свою интегрирующую деятельность Киприан начал в Москве с составления летописного свода («Троицкая летопись», 1408 г.), который считается первым общерусским, а излагающий и комментирующий историческую и современную действительность с точки зрения необходимости и возможности объединения русских земель.

Возрождая традиции киевского летописания, Свод Киприана носит одновременно назидательный, поучительный характер.

А пока на Руси идеи единения более выразительно выражены уже в новой в новой редакции летописного свода, написанного в Москве в 1418 г. при митрополите Фотии. В этот свод как обычно были помещены тексты предшествующих летописей. Но составители свода делали все, чтобы подчеркнуть неизбежность объединительных тенденций. И в этом смысле Свод 1418 г. имел исключительно важное значение в формировании национального сознания, ибо лег в основу всех последующих летописных сводов XV – XVI вв.

Выдержки из упомянутый летописей включались в проповеди местных священников и становились составной частью сознания различных слоев населения. В последующем объединительные мотивы проникали в народное творчество.

В XV в. Москва все более претендовала на объединительный центр и на то, чтобы возглавить борьбу против внешнего врага. Соответственно, публицистика и общественная мысль Москвы были про¬никнуты объединительными идеями.

В 1455 г. в Твери создается летописный свод, представляю¬щий собой краткое изложение событий всемирной и общерусской истории до конца XIII в., а с конца XIII в. — изложение истории преимущественно Тверского княжества.

Тверская литература заимствует патриотический пафос «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, широту исторической мысли «Повести временных лет». Активно используется культ первых общерусских святых Бориса и Глеба. Одновременно тверская литература использует и московские лите¬ратурные произведения конца XIV — начала XV вв. и опи¬рается на достижения московской исторической литературы. Все это осуществляется с целью показать Тверь защитницей общерусских интересов. В «Слове» поднималась и тема Византии, когда приходят вести о падении Константинополя. Это трактуется как кара за моральное падение и предательство истинной христианской веры — православия на “нечестивом латинском соборе”. В связи с этим делается вывод, что лишь на Руси сохранилось православие, а наследие Византии может принадлежать только тверскому князю Борису Александровичу.

Стремление к противопоставлению Москве проявлялось и в идеологии независимости Великого Новгорода.Архиепископ Евфимий II стремился к укреплению независимости Новгорода средствами не только политическими, но и идеологическими. При нем в Новгороде развивается кипучая литературная деятельность. Особое вни¬мание Евфимий уделял летописанию. В 1432 г. при его дворе создается обширный летописный свод — Софийский времен¬ник, который должен был дать в противовес московской историче¬ской концепции новгородскую, поставив в центр русской истории историю Великого Новгорода.

Соперничающие между собой русские князья стремились заручиться поддержкой русской церкви. В свою очередь церковная элита, тесно связанная с княжеской, все же стремилась проводить свою политику. В период феодальных распрей русская православная метрополия поднимаясь над междоусобицей олицетворяла собой целостность христианского мира русских земель.

Надо сказать, что и иерархи московской метрополии не особо отличались единством, но церковь обладала преимуществом – у нее была монополия на идеологию.

Русская православная церковью после полного краха в в XV в. византийской империи претендовала уже на полную самостоятельность. В публицистическом произведении участника русского посольства во Флоренцию (где была заключена уния двух церквей) инока Симеона проводится мысль, что в результате измены византийского императора православию теперь главенство в православном мире закономерно переходит к Великому князю Московскому.

В XVI в. возрастает мощь московского государства. Восточные патриархи Александрийский и Антиохийский и даже Вселенский Константинопольский постоянно обращались за помощью к русскому царю. В начале 1509 г. в Московское княжество прибыли монахи с посланием от всех афонских монастырей, в котором были призывы победить “иноплеменные языки”, а именно — мусульман. Приезжали и посланцы из Сербии.

В конце XVI в. Москва практически силой добивается от Вселенского константинопольского престола права для русской церкви статуса самостоятельной собственной патриархии.

Часто приезжавшие на Русь после падения Константинополя посланники вселенских патриархов, обращавшиеся к Москве за материальной поддержкой, наряду с конфессиональным ставили вопрос и об освободительной миссии. Суть его в общих чертах заключалась в том, что с гибелью императорской власти в Византии единственным защитником православия и греков остается Московский Великий князь, к которому и должны были перейти все права и обязанности императора Второго Рима. Происходит перемещение Рима на Русь как страну истинного, православного христианства. После возвышения Москвы вселенская роль Вечного Рима переходит к ней.

Церковные идеологи начинают свою ирредентистскую деятельность объединения русских земель вокруг великой идеи с возвеличивания Василия III, называя его главой всех ромеев и высшим христианским царем. В то же время московские князья пока были удовлетворены тем, что добились освобождения от Орды и смогли подчинить себе ряд соседних княжеств.

Утверждение патриаршества в Москве имело важное внешнеполитическое значение, ибо приближало и московское государство к статусу Византийской мировой империи, то есть абсолютно легитимной как Римской империи или тех европейских монархов, поставленных Римской церковью. С этого исторического момента утверждения патриархии в Москве легитимность русского князя и царя освящалась не вселенским церковным иерархом, а русским патриархом.

Окончательное оформление самостоятельного института Русской Православной Церкви явилось завершением определенного этапа в развитии российской государственности и института национальной идеи. Через создание собственной национальной церкви прошло большинство европейских народов. Создание национальной церкви – это не только борьба за власть и международное соперничество, но и определенный уровень общественного самосознания – национального сознания.

В XIV – XVI вв. русское утверждало себя в споре с Константинопольским престолом, претендующим на вселенский характер и на высшую иерархию на Востоке. Это стало традицией, которая сохраняется и по сей день. Нельзя отрицать и того факта, что попытка высшего Папы Римского прибыть в Россию не находит положительной реакции со стороны официальной Москвы из-за существующих противоречий этой церкви с Русской Православной Церковью. Понятно нам и поддержка Москвы воссоединительных устремлений РПЦ с другими русскими православными церквями.

Установление патриаршества в Москве в конце XVI в. стали развивать идею «перемещения» Византии и «святой земли» на территорию Руси, одновременно проводя мысль о том, что Россия стала теперь главным сосредоточением вселенского православия.