Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольный текст Браслав ч 1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
473.6 Кб
Скачать

Развилка дороги на Браслав

Наряду с главной водной транспортной артерией Зап. Двиной в древности формировались и сухопутные дороги. На Полоцкой земле в XII в. уже существовало 7 дорог, которые соединяли город с разными городами. Сеть сухопутных коммуникаций соединяли Полоцк с Ригой, Новгородом, Псковом, Витебском, Минском и Литвой. Настоящие дороги стали прокладываться в эпоху Ольгерда и Витовта, т.е. в XV в. А до этого времени пути сообщения проходили по сложившимся ранее торговым коммуникациям. Предполагают, что дорога, по которой мы едем в сторону Браслава, шла через Бездедовичи в Литву мимо некоего Медвежьего озера через Чертов мост. В XVI в. в грамоте короля Стефана Батория она упоминалась, как нуждающаяся в ремонте. И наше путешествие будет проходить по старинной дороге, которая, как и Двина, была свидетельницей многих событий. Теперь это современная магистраль, связывающая Полоцк и Браслав. Эта дорога каким-то причудливым образом объединяет многие исторические события, происходившие здесь, а также судьбы выдающихся людей, связанных с этой землей.

Полоцкая земля была привлекательной для многих известных людей, которые оставили свой след в истории и культуре страны. Одни родились здесь и своими корнями связаны с Полотчиной, другие приобрели здесь землю и поместья, третьи получали земельные наделы в награду за заслуги перед Отечеством. Одной из таких усадеб являлось поместье в д. Бездедовичи, принадлежавшее российскому сенатору Александру Римскому-Корсакову.

Деревня Бездедовичи. Усадьба Римского-Корсакова

Справа от нашего автобуса, буквально у дороги, просматриваются остатки старинного парка, в центре которого виден 2-этажный кирпичный дом. Это поместье принадлежало российскому сенатору Александру Римскому-Корсакову. Дом этот возвели в 1910 или 1911 году. В 1911 г. здесь праздновали двадцатипятилетие со дня свадьбы хозяев. Как видим, дом стоит и сегодня, с очень толстыми стенами: "Это для того, чтобы дом оставался в нашем роду тысячу лет", – сохранилась такая запись владельца усадьбы. Управлял этим домом еврей Янкель.

Усадьба Римского-Корсакова включала 2-этажный барский дом, пейзажный парк с системой прудов-копанок и хозяйственных построек. Один из прудов можно и теперь видеть в 100 м от дома. Усадьба расположена на левом берегу реки Ушача.

Усадебный дом стоит на небольшой возвышенности в центре ансамбля. Объемно-пространственная композиция основана на использовании разных по форме ризолитов, которые выступают из основного кубовидного двухэтажного объема. В декоре видны разные по форме оконные проемы. Планировка дома коридорно-анфиладная, все помещения группируются вокруг трехмаршевой лестницы центрального вестибюля.

Небольшой парк пейзажного типа разбит со стороны южного фасада дома, в нем преобладают липы и тополя, в центре пруд и система каналов. Одноэтажная хозяйственная постройка выполнена из кирпича с использованием элементов неоготики. В целом усадьба является памятником архитектуры классицизма.

Усадьба довольно неплохо сохранилась, несмотря на бурные события XX в. Здесь теперь располагается больница.

Свято-Иверская церковь. Также сохранилась на северной окраине деревни церковь, построенная из бутового камня и кирпича в 1910 г. как домовая, в псевдорусском стиле. Она у нас теперь слева от дороги. Это Свято-Иверская православная церковь. При ее строительстве использованы камни темно-серого цвета и яркий красный кирпич, отчего фасад этого небольшого храма кажется чрезвычайно декоративным. Долгое время находилась в полуразрушенном состоянии, но в 1990 г. отремонтирована и является действующей, приписана к Спасо-Преображенской церкви д. Шпаковщина.

Церковь является памятником ретроспективно-русского стиля. Прямоугольный в плане объем завершается 8-гранным барабаном, шатер которого завершается маковкой и декорирован у основания кокошниками. Вход решен массивным шатровым рундуком с могучими арочными проемами на столбах-дыньках. В интерьере храма был высокохудожественный иконостас в стиле нео-рококо. В советское время он оказался разбитым. Под алтарной частью церкви была устроена крипта-усыпальница владельцев имения, но она не сохранилась.

Добрую память на Ветринской земле оставил Александр Александрович Римский-Корсаков – свояк знаменитого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Известный деятель царской России А.Римский-Корсаков – дворянин, владел здесь 1000 десятинами земли и 500 десятинами леса, усадьбами Бездедовичи и Старый Двор (не сохранилась), а его жена дворянка Людмила Павловна, урожденная Раздеришина, владела усадьбой Дубровки и тремя фольварками.

Память земляков сохранила добрые воспоминания об этой семье, у которой не было своих детей, они воспитывали приемного сына Илью, племянника Людмилы Павловны, в будущем казачьего офицера. Хозяйка имения умерла в 1912 г., отпевали ее в Дубровской церкви и похоронили на кладбище д. Дубровки. Могилу отыскать не удалось.

Владельцы усадьбы построили три церкви, семейную часовню, которая сохранилась, школу для детей, хорошо относились к крестьянам.

Хозяин усадьбы А.А. Римский-Корсаков, 1850 г.р., тверской помещик. Закончил Московский университет, был юристом. Служил в Министерстве юстиции, был прокуратором Петербургской судебной палаты, губернатором в Ярославле с 1904 по 1908 г., членом Сената – высшего государственного органа со времен Петра I и работал в кассационном департаменте Сената, имел придворный чин 3 класса, заведовал царскими конюшнями, с 1915 г. он стал членом Государственного Совета, действительным тайным советником.

В национальном историческом архиве Беларуси есть сведения о владельце д. Бездедовичи. В 1905 г. от Лепельского уезда, когда Ветринская волость была в его составе, А. Римский-Корсаков избирался в члены Государственного Совета России. Был он почетным мировым судьей Лепельского уезда и постоянным попечителем Дубровского училища, здание которого и церковь в этой деревне построены на его средства. В годы Первой мировой войны с группой монархистов составил проект конституции для России по образцу Пруссии.

После Февральской (1917 г.) революции и свержения царского режима, Римский-Корсаков выступил против позиции большевиков, поддержал генерала Л.Г. Корнилова. Он со ст. Фариново послал телеграмму в Могилев, в ставку Верховного Главнокомандующего генералу Корнилову: "Горячо молю Бога помочь Вам спасти Россию, предоставляю себя в полное Ваше распоряжение" и подписался: Сенатор Государственного Совета Александр Римский-Корсаков.

Телеграмма была задержана, а ее автор в своей усадьбе в Бездедовичах арестован Полоцким Советом рабочих и солдатских депутатов. Но ему удалось в той неразберихе сбежать в Москву. Весной 1918 г. он поселился в Москве на квартире князя А.Д. Голицына. В Москве Римский-Корсаков пытается организовать общественное мнение в защиту царской семьи, собранные для этого деньги отправил в Екатеринбург, где в то время находилась царская семья под большевистским арестом.

Власти заинтересовались деятельностью Римского-Корсакова, его хотели арестовать, но дворник предупредил хозяина об этом. В тот же день Римский-Корсаков отбыл в свое имение на Полотчине, отсюда сумел эмигрировать за рубеж. Помогли ему в этом евреи, к которым он относился с симпатией и уважением. И это при том, что Римский-Корсаков состоял в руководстве таких монархических организаций, как "Союз русского народа" и "Русское знамя". Взгляды его были нетипичными. Членов этих организаций он называл злодеями и проходимцами, резко негативно относился к черносотенцам. Он, видимо, считал, что шовинизм, погромы, антисемитизм несовместимы с настоящим русским патриотизмом и монархизмом.

Умер А.А. Римский-Корсаков в эмиграции в Берлине, похоронен на русском кладбище, рядом с могилой композитора М.И. Глинки, прах которого перевезли в Россию. На могиле установлен крест с надписью "Александр Александрович Римский-Корсаков , 03.07.1850–26.09.1922".

Потомки Римского-Корсакова живут в Париже и Москве. Усадьба в Бездедовичах и церковь на кладбище, как историко-культурное наследие охраняется государством, занимают определенное место в нашем путешествии.

Кроме Бездедович, на Ветринской земле в разное время были усадьбы других известных людей. Особое место среди них занимает Бронислав Игнатьевич Эпимах-Шипило, имение которого было в д. Залесье, в нескольких километрах слева от нашей дороги.

Б.Эпимах-Шипило (1859-1934) стоял у истоков белорусского национального возрождения начала 20 ст. Почти всю свою жизнь он жил и работал в северной столице России, но ни на один день не порывал связей с родной землей. По его инициативе и на его средства в 1906 г. было создано первое белорусское издательство после Скорины "Загляне сонца і ў наша аконца", которое в начале 20 ст. выпустило более 40 книг на белорусском языке. Он оказал действенную помощь материально и духовно в становлении Янки Купалы как человека и поэта. На его квартире в Санкт-Петербурге жил Купала, когда учился на Высших курсах Черняева (1909-1913 гг.).

Эпимах-Шипило активно поддерживал студентов-белорусов университета и католической академии, где он преподавал языки. Сам, владея двадцатью языками, передавал свои знания студентам. Он сотрудничал с известными деятелями белорусской культуры Ф.Богушевичем, Я.Коласом, К.Буйло, А.Сапуновым, Я.Дроздовичем. Благодаря ему с триумфом в Санкт-Петербурге выступала театральная труппа Игнатия Буйницкого.

Он собирал редкие и запрещенные правительством произведения белорусских авторов в знаменитую "Белорусскую хрестоматию".

На месте усадьбы Эпимах-Шипило в Залесье установлен мемориальный камень, а в Ветринской средней школе создан музей, который рассказывает о жизни и творчестве этого выдающегося деятеля белорусской национальной культуры, воспитанного на идеях возрождения, пропагандируемых первой легальной белорусской газетой "Наша нива", вышедшей в 1906 г. в Вильно.

Недалеко отсюда была усадьба Заболотье, которая принадлежала роду Мисунов, в семье которых родилась известный геолог Анна Болеславовна Мисуна (1868-1922). Получив хорошее образование в Риге и Москве, она свою жизнь посвятила науке и практическому исследованию геологии Беларуси, особенно ледниковых отложений. Она была первой женщиной в России и Беларуси, которая проводила полевые исследования в сложных природных условиях, что под силу только подготовленному и физически крепкому человеку. Она справедливо считала, что трусливый человек умирает постоянно, а мужественный – один раз.

Вся ее семья с приходом Советской власти эмигрировала в Польшу и погибла во время бомбежки во Вторую мировую войну. А Анна Мисуна осталась жить в СССР, в последние годы она работала доцентом Московского университета и умерла в Москве в 1922 г., похоронена на Новодевичьем кладбище. От бывшей усадьбы Мисунов остался только дуб-великан и старый заросший пруд-копанка. В начале XXI в. на месте дома установлен памятный камень.

В 3-х км от д. Полюдовичи, которую мы проезжаем, была усадьба Ивановщина, принадлежавшая Антону Антоновичу Гриневичу (1877-1937), собирателю белорусского музыкального фольклора, педагогу. Некоторое время находился на государственной службе в Казенной палате в Санкт-Петербурге и в Министерстве торговли и промышленности. Но лучшие годы своей жизни Гриневич посвятил белорусскому национальному возрождению начала 20 ст. С 1906 г. он стал членом легального белорусского издательства, что было создано Эпимах-Шипило, – "Загляне сонца і ў наша аконца". В 1910 г. он сам в Санкт-Петербурге основал издательство Антона Гриневича, которое выпускало произведения белорусской литературы и музыки.

После этого служил в армии, был секретарем товарищества Белорусской школы, преподавателем музыки в Виленской белорусской гимназии.

В 1925 г. вернулся на родную землю и работал в Институте белорусской культуры, получил звание академика наук.

Собрал около тысячи образцов белорусского песенного фольклора, описания народных танцев, игр и т.д. Не только собрал, но и издавал произведения белорусской музыки, фольклора и хореографии.

Не имея специального музыкального образования, он всю жизнь интересовался музыкой и песнями родного края.

К сожалению, его не минула трагическая доля деятелей культуры и науки того времени. В 1933 г. он был сослан в лагерь на 10 лет, где и умер в 1937 г. Все фольклорно-музыкальное наследие Антона Гриневича имеет большую значимость для наших современников. На месте усадьбы установлен мемориальный знак – камень-валун с надписью.

В д. Нача установлен мемориальный камень – знак, увековечивающий память литераторов, известных в довоенное время, Виссариона Габрука, Николая и Степана Семашков.

Недалеко от Ветрино в д. Петюлёво родился известный белорусский филолог Михаил Романович Судник (1910-1995). Закончил Минский пединститут в 1938 г., учительствовал, работал в научных учреждениях, кандидат филологических наук с 1954 г., член-корреспондент АН Беларуси (1970).

Этот человек много сделал для развития белорусского языка. Долгие годы возглавлял Институт языкознания АН БССР (1957-1983). Его исследования по белорусской лексикологии, лексикографии, орфографии, терминологии, истории белорусского языковедения, создание словарей обогатили белорусскую науку. И то, что белорусский язык живет и все более активно входит в наши дома – это также заслуги ученого Судника.

Среди живописной природы в д. Быковщина, что в нескольких километрах от Ветрино, была усадьба шляхтичей Козел-Паклевских, старинный род которых восходит к XIII в. Паклевские в XIX в. были известны как меценаты, основатели речного Сибирского пароходства. В музее российского города Екатеринбурга находятся материалы, рассказывающие об этом. До наших дней сохранился двухэтажный жилой дом XIX в. Козел-Паклевских, часть хозяйственных построек, здание водяной мельницы и водно-парковая система. В настоящее время в этом здании находится детский дом.

А еще на Полотчине имели свои поместья академик живописи художник Иван Хруцкий, один из родоначальников белорусской классической литературы Ян Барщевский, но никаких усадебных построек не сохранилось.

Покидаем пределы Полоцкого района, который был образован 17.07.1924 г. Проживает в районе 28600 человек (по состоянию на 2006 г.). В границах района находится 312 озер, в том числе гидрологические заказники Большое Островито и Глубокое-Чербомысло, ландшафтный заказник Козьянский, биологический заказник Лоно и лесные хозяйства. Около 61% территории района занимают леса – сосновые, еловые, березняк, чаще всего смешанные.

Условная теперь граница между Полоцким и Миорским районами почти 20 лет была государственной границей между СССР и Польшей – с 1921 по 1939 г. Путешествие продолжаем в пределах Полоцкой низменности, частью которой является Дисненская низина, в которой находится самый маленький город в Беларуси – Дисна.