Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контрольная работа по философии1.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
338.43 Кб
Скачать

Идеальное

ОБЪЕКТИВНОЕ

ИДЕАЛЬНОЕ

МАТЕРИАЛЬНОЕ

Единичные вещи

Человек

Рис. 2.

На первый взгляд, к бытию относится все то, что существует – и вещи, и процессы, и свойства, и связи и отношения вещей и процессов. Причем к бытию следует отнести как материальные, так и идеальные (духовные) «вещи», т.е. не только материально-вещественные предметы, но и мысли; не только материальные процессы, но и мышление как нематериальный процесс. Следовательно, можно говорить о бытии материальногоибытии идеального. Насколько столь очевидное понимание бытия соответствует реальному бытию? На этот вопрос и дает ответ онтология как философское учение о бытии, его структурах и формах.

Материя – это «объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им».Сознание– то, что противоположно материи, особый способ (форма) отражения материальной действительности в образах и понятиях.

Материальное– это то, что существует вне и независимо от сознания.Идеальное – 1) это не материальное; 2) существующее благодаря сознанию, содержание сознания.

Объективное– это то, что существует вне и независимо от субъекта, сознания отдельного индивида, сознания отдельного человека.Субъективное– связанное с субъектом, существующее в сознании субъекта.Объективное идеальное – это нематериальное, существующее вне и независимо от сознания отдельного человека; это идеальное, существующее на надындивидуальном уровне.Субъективное идеальное – это идеальное, составляющее содержание сознания субъекта, отдельного человека.

Объективность идеального - после трудов Гегеля - стала бесспорной. С принятия этой объективности (не обязательно - сознательного) начинается всякое культурное философствование. Критика рассматриваемой концепции являлась в значительной степени не философской, поскольку оппоненты Ильенкова выпятили на передний план самое поверхностное - факт объективности идеального и принялись оспаривать его с позиций не медицинского даже - уныло-фельдшерского материализма. Но - вот парадокс - сторонники Ильенкова (философы!), безоговорочно приняв навязанные оппонентами правила игры, не менее темпераментно принялись отстаивать тот же самый факт. Так проблема идеального оказалась втиснутой в прокрустово ложе нерефлексивно-эмпирической оппозиции «в мозгу - вне мозга» и в результате заведена в тупик, где и пребывает по сей день. В рамках же этой оппозиции отсутствует пространство для философской дискуссии.

Едва ли факт объективности идеального вызывал непосредственное сопротивление философских интенций, скажем, Гуссерля или Гадамера (этой объективностью реально конституируется предмет той же герменевтики). Без его признания - эксплицитного или имплицитного - вряд ли было бы возможным победоносное шествие структурализма, начиная с попыток применения структурного метода в специальных дисциплинах (20-е гг. XX в.) и кончая их более поздним философским обоснованием. Объективная реальность идеального буквально стала зримой, осязаемой благодаря современным информационным технологиям (Internet etc.). Хотя уже диктаторы XX столетия (даже самые темные и не искушенные в философских материях) рубке голов иной раз предпочитали сожжение или запрещение книг. Они-то чувствовали, какую опасность таит в себе объективированная, обладающая порождающими и энергийными свойствами сила идеального!

Ильенков пытался исторически и логически обосновать объективную природу идеального, а не просто локализовать его пространственное местонахождение. Выдающегося мыслителя волновал вопрос, почему идеальное с необходимостью воплощается вне головы, в предметности культурного со-бытия людей и в какой форме оно там воплощается. Ответ на этот вопрос de facto означал разгадку тайны происхождения и исторического развития у человека его универсально-творческой способности, предполагал раскрытие всеобщих форм ее межпоколенной трансляции. Именно поэтому Ильенков и рассматривает идеальность как становление, на чем настаивал в I томе своей «большой» логики Гегель*.

Пожалуй, нужна оговорка. В текстах Ильенкова об идеальном (статья в «Философской энциклопедии» 1962 г., глава в книге «Диалектическая логика» 1974 г., статья в журнале «Вопросы философии» 1979 г.) логические акценты расставлены неоднозначно. В статье «Проблема идеального» (1979) упор действительно делается на «объективно-принудительном» характере идеального. Однако здесь это имеет свои вполне определенные основания. Трактуя идеальное как особую «объективную реальность», властно противостоящую извне индивидуальному сознанию, Э.В.Ильенков не придавал этому противопоставлению самодовлеющего значения. Этим он стремился утвердить нечто большее, а именно - идею универсальности человека как уникального живого существа, для которого поиск, освоение и развитие собственной природы (сущности), т.е. самодетерминация целостного способа жизни становится логической доминантой бытия.