Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Паппэ Я. Олигархи.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.11.2019
Размер:
995.33 Кб
Скачать

5. Группа инкомбанка

Развитие до начала 1998 г.

Инкомбанк один из самых старых российских банков (зарегистрирован 11 ноября 1988 г.). На 01.07.98 г. по размерам активов занимал 3-е место среди российских банков. Среди негосударственных банков с середины 1994 г. постоянно занимал либо первое, либо второе места. В конце 1997 г. банк имел более 68 филиалов в России (третья по масштабам филиальная сеть после Сбербанка и группы СБС-Агро) и один на Кипре. По данным, появившимся в СМИ осенью 1998 г., до кризиса Инкомбанк обслуживал 10% всех платежей в стране, а также 10% (по другим данным 5%) внешнеторгового оборота России. Одновременно он длительное время занимал второе место после Сбербанка и по объему привлеченных средств населения. Инкомбанк владел дочерним банком на Украине (Инкомбанк-Украина), а также финансовой компанией в Швейцарии (Инком Финанс Групп АГ). Он первым из российских банков начал предлагать свои акции иностранным инвесторам (в форме ADR). Бесспорными лидерами Инкомбанка с самого начала его создания являлись его первые лица президент В. Виноградов и председатель Наблюдательного совета (так именуется в Инкомбанке Совет директоров) В. Грошев.

Интересы Инкомбанка в промышленности проявились еще в начале 90-х годов и всегда были масштабными и разнообразными (кредитные вложения в промышленность в середине 1998 г. в долларовом исчислении составляли 2 млрд.). ИБГ, сформировавшаяся вокруг банка, была одной из самых крупных: в 1997 г. его представители говорили о 200 связанных с ним предприятиях. Однако в отличие от ИБГ, сформированных другими ведущими банками, она являлась не имущественной, а управленческой. Интегрирующим механизмом в ней являлись клиентские и кредитные отношения между банком и промышленными предприятиями, которые дополнялись комплексным обслуживанием инвестиционных проектов последних (по данным банка, к середине 1997 г. он профинансировал около шестидесяти среднесрочных инвестиционных проектов на сумму более 600 млн. долл.) и относительно небольшим участием в их акционерном капитале. Это участие, как правило, ограничивалось 10-30% и позволяло банку осуществлять контроль (но не управление) за финансовой деятельностью предприятий.

Отказ от установления полного контроля над промышленными предприятиями, находящимися в сфере влияния Инкомбанка, его руководство заявляло в качестве принципиальной позиции. Инкомбанк не создал также при себе или рядом с собой никакой специальной структуры типа Роспрома или Интерроса для работы с промышленными предприятиями, входящими в ИБГ. И все-таки иногда он приобретал контрольные пакеты акций промышленных предприятий и пытался активно участвовать в управлении ими. На конец 1997 г. наиболее известными и важными среди них были, по-видимому, Кондитерский холдинг Бабаевский (АО Бабаевское, Южуралкондитер (Челябинск), Сормовская кондитерская фабрика, Новосибирская шоколадная фабрика), АО Рот-Фронт и Самарская металлургическая компания (Самеко) один из крупнейших производителей алюминиевой продукции в России.

Основными направлениями экспансии Инкомбанка в промышленность стали металлургия, высокотехнологичное машиностроение (в основном ВПК) и пищевая промышленность. В металлургии, кроме контрольного пакета уже упоминавшейся Самеко, Инкомбанк владел 10% акций Магнитогорского металлургического комбината и 10% акций Оскольского электрометаллургического комбината. В машиностроении в ИБГ Инкомбанка входили АВПК Сухой (владел, по разным оценкам, от 24% до 30% акций, контрольный пакет у государства, около 15% у ОНЭКСИМбанка), Северная верфь (около 20% акций), Балтийский завод (около 20% акций), Заволжский моторный завод (10% акций). Инкомбанк также длительное время сотрудничал с Нижегородским авиационным заводом Сокол и государственной компанией Росвооружение, осуществляющей подавляющую часть экспорта российского оружия и военной техники. С особым удовольствием руководители Инкомбанка упоминали об участии банка в Санкт-Петербургской ФПГ Морская техника (основные промышленные предприятия Адмиралтейские верфи и ЦКБ Рубин), в пищевой промышленности, кроме уже упоминавшихся, Инкомбанку принадлежали также контрольные пакеты акций таких крупных сибирских предприятий, как Новосибирский масложировой комбинат и АО Омский бекон.

Инкомбанк никогда не имел серьезных позиций в топливно-энергетическом комплексе. В конце 1995 г. во время залоговых аукционов он претендовал на контрольные пакеты акций нефтяной компании ЮКОС и Сибирской нефтяной компании, но проиграл Менатепу и компаниям Б. Березовского соответственно. В начале 1997 г. совместно с Национальным резервным банком было приобретено 8,5% акций РАО ЕЭС России, но эта покупка не привела к установлению тесных связей с компанией.

Кризисная и посткризисная динамика (1998-1999 гг.)

В первой половине 1998 г. Инкомбанк сосредоточил свое основное внимание на привлечении крупных и влиятельных акционеров. В январе было подписано соглашение о приобретении 2,28% его акций Европейским банком реконструкции и развития. Была также достигнута договоренность о том, что к концу года ЕБРР увеличит свой пакет до 10% при условии, что еще 10% приобретет частный западный банк (предполагалось, что это будет немецкий Дойче-банк). В течение весны и лета шла также работа по установлению тесных связей с Газпромом, который к концу года должен был приобрести 25% акций банка (до 17 августа приобрел 12,5%).

Весной 1998 г. Инкомбанк приобрел 25% акций одной из крупнейших российских страховых компаний РЕСО-Гарантия (5-е место по чистым активам и 6-е по собственному капиталу). В свою очередь, страховая компания получила по разным сведениям от 2% до 4% акций Инкомбанка.

В промышленной составляющей ИБТ Инкомбанка в первой половине 1998 г. были как приобретения, так и потери. К первым прежде всего следует отнести завершение оформления холдинга Бабаевский и ввод в строй завода Роскат в Самарской области (крупнейшее предприятие по производству медной катанки). Кроме того, Инкомбанк объявил о начале формирования электроэнергетического холдинга на северо-западе России. Это характерный пример экспансии Инкомбанка в промышленность. В структуру, которую Инкомбанк называл холдингом, должны были войти Ленэнерго, Колэнерго (Мурманск) и Архэнерго (Архангельск). При этом в первой компании Инкомбанк владел 13% акций, которые приобрел в конце 1997 г., в двух других вообще не участвовал в акционерном капитале, а контрольными пакетами акций всех трех компаний владеет РАО ЕЭС России. Тем не менее Инкомбанк рассчитывал стать интегрирующим центром за счет того, что его клиентами являлись и сами электрические компании, и их важнейшие потребители в северо-западном регионе. Весной 1998 г. были также подписаны договоры с Авиационным комплексом им. Ильюшина и Ташкентским авиационно-промышленным объединением об участии Инкомбанка и созданной им в 1997 г. лизинговой компании Инком-авиа в программе доработки производства самолета Ил-114.

Потери, на наш взгляд, были все же существеннее. Прежде всего пришлось продать Самеко группе Сибирский алюминий. Неудачей также закончилась попытка экспансии Инкомбанка в энергетическое машиностроение. В начале 1998 г. он приобрел крупный пакет акций Энергомашкорпорации, объединяющей около 30 крупнейших предприятий отрасли, а также пакеты акций некоторых из этих предприятий. Инкомбанк включил своих представителей в руководство головной компании и объявил о планах привлечения под ее проекты более 1 млрд. долл. Однако уже в середине года между основными предприятиями и головной компанией возник острый конфликт, а против последней было возбуждено дело о банкротстве.

Кризис августа 1998 г. нанес сокрушительный удар по Инкомбанку. Центробанк РФ отказался выдать ему стабилизационный кредит и 29 октября 1998 г. отозвал лицензию. Вскоре по требованию кредиторов решением суда было введено внешнее управление (заметим, что произошло это более чем за полгода до того, как Центробанк РФ стал отзывать лицензии у других крупнейших банков). С осени 1998 г. в Инкомбанке идет процесс оценки активов, уточнения долгов перед различными категориями кредиторов и выработка процедур их реструктуризации. За этот же период была продана самая ценная часть филиальной сети. Некоторые оптимистические для банка признаки появились лишь в конце мая 1999 г., когда было проведено собрание кредиторов, большая часть которых высказалась за разработку и подписание мирового соглашения. Примерно в это же время началось частичное погашение долгов банка частным вкладчикам.

На конец 1999 г. в Инкомбанке по-прежнему действовала процедура внешнего управления, и угроза банкротства остается весьма реальной. Вместе с тем и руководители банка, и представители комитета кредиторов (возглавляемого президентом РСПП А. Вольским) говорили о высокой вероятности заключения в ближайшее время мирового соглашения и возможности возврата лицензии сразу после полной ликвидации задолженности перед физическими лицами.

Но судьба самого Инкомбанка, на наш взгляд, не имеет никакого отношения к созданной им финансово-промышленной ИБГ. Поскольку она была управленческой, а не имущественной, то после августа 1998 г. погибла сразу и окончательно. Во-первых, партнеры Инкомбанка понесли в нем значительные потери; во-вторых, поскольку не был создан бридж-банк, то за время, пока Инкомбанк не функционировал, члены его ИБГ вынуждены были искать и нашли себе других финансовых партнеров.

В 1999 г. часть промышленных активов Инкомбанка была продана. В частности, сообщалось о продаже контрольных пакетов Новосибирского жирового комбината и АО Омский бекон, а также акций предприятий, входивших в Энергомашкорпорацию. Но большая часть активов, находившихся на балансе банка по состоянию на 17 августа 1998 г., в настоящее время, по словам его руководителей, сохранена. В их числе называют пакеты акций холдинга Бабаевский, АО ОКБ Сухого, Магнитогорского металлургического комбината. За акции Ленэнерго идет судебная тяжба. Но в любом случае все это уже не стратегические, а лишь портфельные активы, основная ценность которых для банка состоит в том, что они могут представить интерес для некоторых кредиторов.

Политика и СМИ

Инкомбанк, по-видимому, никогда не входил в число ИБГ, наиболее приближенных к правительству и другим федеральным властным структурам. Этот факт специально подчеркивался и самими руководителями Инкомбанка. (Во время президентской предвыборной кампании 1996 г. Инкомбанк был единственным из крупнейших банков и компаний, который подвергся открытым обвинениям в СМИ в том, что он не только недостаточно активно поддерживал Б. Ельцина, но являлся даже крупнейшим спонсором Г. Зюганова. Впрочем, после выборов об этих обвинениях довольно скоро постарались забыть.)

Вместе с тем Инкомбанк, хотя и с задержкой на несколько месяцев, все же получал все те поручения, привилегии и знаки внимания от властей, что и другие крупнейшие банки. Так было и с переводом на обслуживание в ОПЕРУ2, и с участием в различного рода федеральных программах. Лишь в двух уже упоминавшихся случаях отсутствие значимых политических ресурсов на федеральном уровне сыграло крайне негативную роль: это поражение на залоговых аукционах конца 1995 г. и бескомпромиссная позиция Центробанка РФ осенью-зимой 1998г. и в первой половине 1999г.

Отношения Инкомбанка с властями многих регионов складывались значительно лучше, чем с федеральными. Банк очень быстро (хотя и не в числе первых) стал уполномоченным банком правительства Москвы. Он являлся генеральным менеджером московского жилищного займа, а также членом консорциума банков, предоставивших по просьбе Ю. Лужкова кредиты ЗИЛу. Позже Инкомбанк стал уполномоченным банком Ленинградской области, а также заключил соглашение о сотрудничестве с рядом других региональных администраций. Летом 1997 г. с администрацией Санкт-Петербурга был подписан меморандум об участии в стратегическом развитии города.

Инкомбанк имел неплохой общественный имидж. Так, в 1995 1996 гг., по данным опросов московских потребителей банковских услуг юридических и физических лиц, он признавался первым или вторым по таким показателям, как известность, надежность, респектабельность (иногда уступая по этим показателям лишь Сбербанку и лишь во мнении физических лиц), а также по качеству обслуживания (иногда уступая лишь СБС). А весной 1997 г., по результатам опроса, проведенного журналом: Эксперт, банк был назван наиболее авторитетной российской компанией (93 первых места из 220 опрошенных, на втором месте Газпром 88).

Инкомбанк всегда имел хорошие отношения с большей частью СМИ. Так, зимой 1997 г. В. Виноградов был награжден почетным дипломом Союза журналистов России за открытость в общении с прессой. Этой наградой был отмечен уровень доверия, сложившийся между прессой и банком на протяжении восьми лет, а также усилия руководства банка по обеспечению прозрачности его деятельности. Вместе с тем собственные позиции Инкомбанка в СМИ, насколько нам известно, никогда не были сколько-нибудь значимыми. Можно отметить лишь помощь в возобновлении выхода Новой газеты и спонсирование газеты Век.