Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Спарта.rtf
Скачиваний:
20
Добавлен:
26.11.2019
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Архаичные черты в общественной жизни спартиатов

Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.

В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходящих к глубокой древности. Например, архаическая система возрастных классов, которая обнаруживается в недрах спартанского государственного аппарата. В известном смысле политический режим, существовавший в Спарте в V - IV вв. до н.э., можно определить как самую настоящую геронтократию. Важнейшими атрибутами этого режима были такие обстоятельства, как власть совета старейшин, распространявшаяся на все государственные дела, политическая и даже экономическая неправоспособность младших граждан, воспитание подрастающего поколения в духе беспрекословного повиновения старшим по возрасту и т.д.

Общие трапезы - сисситии также можно считать архаичной чертой быта, однако смешение возрастов в этих коллективах, схожих с мужскими домами родовой общины было по-видимому, результатом коренной перестройки существовавшей здесь древней системы возрастных классов.

Женщины являлись полными хозяйками в быту. «Их своеволие и могущество - следствие частых походов, во время которых мужья вынуждены бывали оставлять их полными хозяйками в доме, а потому и оказывали им уважение ... и даже называли «госпожами». Такое положение женщины явный пережиток матриархата.

Многие обычаи семейной жизни также восходили к первобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключения брака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишком юных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших.»

Семья в Спарте моногамная, но допускались внебрачные отношения и для мужа, и для жены - пережитки группового брака. Рождение женщиной ребенка от доблестного воина - друга её мужа приветствовалось и государством, и обществом, т.к. «... дети вырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо.»

Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и материй.»

§2. Воспитание спартиатов

Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов.

Поэтому воспитание и обучение являлось одной из главных государственных забот и осуществлялось на общественных началах. «Согласно законам Ликурга, все новорожденные подвергались специальному осмотру старейшин филы. Если они находили ребенка крепким и здоровым, то его отдавали родителям для выкармливания, тут же назначив ему один из наделов. Если же ребенок имел какой-либо недостаток, который мешал бы ему стать в дальнейшем полноценным воином, его убивали, бросая в апофеты, посчитав, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе»

Родители были не в праве сами распоряжаться воспитанием ребенка. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, их забирали у родителей и распределяли по отрядам - агелам, где они вместе жили, играли и трудились, причем под словом «трудиться» подразумевалось выполнение гимнастических упражнений. «Агела» - значит стадо. В этом названии пережиточно сохранились следы скотоводческого хозяйства дорийцев до их переселения в Лаконию. Таким образом, система совместного воспитания, вероятно, восходит еще ко времени до дорийского вторжения в Лаконию.

Воспитывали и обучали детей педономы - государственные воспитатели, избранные из числа наиболее достойных спартиатов. Начальниками агел - агелархами - были мальчики старших возрастных групп, отличавшиеся рассудительностью, сообразительностью и храбростью в драках. Дети должны были во всем равняться на них, исполнять их приказы, молча повиноваться и молча терпеть наказания. Таким образом воспитывалась привычка к строгой дисциплине, которая считалась высшей добродетелью. «Следуйте же за вашими предводителями, куда бы они вас ни повели, соблюдая превыше всего дисциплину и бдительность, и всегда точно выполняйте приказы военачальников. Нет ничего прекраснее и надежнее для большого войска, чем подчиняться единой воле и единому порядку».(II, 11)

«Самыми же величайшими пороками спартанцы считали глупость, слабость и нерадение, а также самолюбование».(I,122)

Таким образом, все воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись».

Детей учили говорить немногословно и метко («лаконизм»), так, что в их словах «едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространные размышления».

Так же учили пению и музыке. По достижению 20-ти лет юноши получали полное вооружение воинов и вступали в члены одной из сисситий. Воспитание спартанца длилось и в зрелые годы. Непрерывные тренировки и лагерная жизнь, поддерживаемая в мирное время, продолжались до старости. «Никому не разрешалось жить так как он хочет: точно в военном лагере, все в городе подчинялись строго установленным порядкам и делали то из полезных для государства дел, которое им было поручено».

Государство заботилось о воспитании не только мальчиков, но и девочек, так как спартанская община была заинтересована в том, что бы дети рождались здоровыми и сильными и могли стать в дальнейшем полноправыми воинами. Несмотря на то, что воспитывались девочки матерями, они также должны были выполнять те же упражнения, что и мальчики: бегать, бороться, бросать диск, метать копья, чтобы «.. зародыш в здоровом теле с самого начала развивался здоровым, и сами женщины рожая, просто и легко справлялись с муками»

Таким образом, вся жизнь спартанцев была подчинена интересам военизированного государства, что способствовало сохранению архаичных черт в быту.

Государственный и общественный строй Спарты

Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Земля в Спарте была поделена на равные участки - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Илотами признавались порабощенные жители, они являлись собственностью государства. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях.

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, при чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии (совет старейшин). Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям. Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты.

Государственный строй

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры. Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Племена дорийцев, пришедшие с севера Балкан, в IX в. до н.э. покорили ахейцев – жителей плодородной долины реки Эврота в Лаконике, и образовали свое государство. Покоренное население было превращено в государственных рабов – илотов. Жители присоединенных позднее территорий вокруг Спарты получили название зависимых периэков.Успешные войны в VIII в. до н.э. привели к расширению границ Спарты за счет присоединения соседней Мессонии, а затем и ряда крупных городов на юге Греции.

Завоевание усилило имущественную и социальную дифференциацию населения и ускорило классообразование. Окончательное завершение политической организации спартанского общества связывается с именем легендарного царя Ликурга. Приписываемые ему реформы якобы установили то общественно-политическое устройство, которое сохранялось незыблемым в Спарте в течение ряда столетий. Законы (ретры) Ликурга предписывали коллективизм и равенство членов спартанской общины, объявляли борьбу с роскошью, запрещали спартанцам заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, обогащаться и вести праздный образ жизни.

Своеобразием организационно-производственной структуры спартанского общества является длительное сохранение пережитков первобытно-общинного строя и военной организации общества. В Спарте длительное время сохраняется община, отсутствует частная собственность на землю, слабо развиты ремесло и торговля. Первобытный коллективизм угадывается и в правомерности пользования чужим имуществом – рабами, лошадьми, заготовленными впрок продуктами питания. Всемерная защита замкнутости «общины равных», как называли себя спартиаты, – так же напоминание о прошлом и реальность общественного устройства Спарты.

Социально-классовая структура общества, как она окончательно сложилась к началу VII в. до н.э., выглядела следующим образом.

Спартиаты – господствующий класс, политически полноправные граждане, потомки дорийских завоевателей. Численно они составляли около 10 тыс. человек и жили в самой Спарте. Все они были обеспечены земельными наделами, которые передавались им вместе с обрабатывающими землю илотами. Наделы были наследственными, не подлежали дроблению и отчуждению, поскольку вся земля в Спарте являлась собственностью государства.

Законы Ликурга сохраняли имущественное равенство спартиатов, обязывали их быть в постоянной боевой готовности для борьбы против илотов. Вся жизнь спартиатов с момента рождения находилась под контролем. Их воспитывали в духе беспрекословного подчинения законам, властям и старшим.

Спартиаты жили военно-лагерным строем и были обязаны участвовать в общественных трапезах. Те из спартиатов, которые не могли делать взносы на совместные обеды, исключались из числа граждан; они переходили в разряд «гипомейенов» – опустившихся.

Основным занятием спартиатов было военное дело. Все мальчики в возрасте с 7 до 20 лет отрывались от семьи и проходили специальную выучку. Упор делался на физическое воспитание и дисциплину. Их приучали довольствоваться простой пищей, одеваться в грубую одежду, жить в скромных жилищах (спартанское воспитание). С 20 до 60 лет каждый спартиат обязан был нести военную службу. Жениться ему разрешалось лишь в 30 лет, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Периэки – лично свободные, политически бесправные, но в других отношениях правоспособные. Периэки занимались ремеслом и торговлей, могли приобретать собственность и совершать сделки. Они платили Спарте дань и несли воинскую повинность. Тяжеловооруженная пехота – гоплиты спартанского войска рекрутировались из периэков. В интересах безопасности спартиатов государство осуществляло надзор за периэками и регулировало их численность – по приказу эфоров казнили без суда.

Илоты – представители покоренного населения, превращенные в государственных рабов. Илот не был собственником земли. Он обрабатывал надел, предоставленный спартиату государством, но имел свое хозяйство и свои орудия производства. За пользование землей платил своему господину оброк в размере 50% от собранного урожая. Илоты несли военную службу в качестве легковооруженных воинов. Илоты были полностью бесправны и фактически лишены личной свободы. Тем не менее спартиаты жили в постоянном страхе перед илотами, которых насчитывалось от 200 до 300 тысяч, и время от времени предпринимали против них карательные экспедиции (криптии), которые приводили к массовому истреблению илотов. Илоты могли быть отпущены на волю государством.