Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на билеты.docx
Скачиваний:
29
Добавлен:
10.05.2014
Размер:
2.1 Mб
Скачать
  1. четырехчленная структура развития международного бизнеса

Историческое развитие бизнеса и становление сравнительного менеджмента

В 1964 году американский исследователь Робинсон предложил четырехчленную структуру развития международного бизнеса, которая в свою очередь давала рациональные основания для анализа и развития международного и сравнительного менеджмента. Рассмотрим подробнее указанную структуру, дополнив ее результатами более поздних исследований.

Робинсон делит все развитие международного бизнеса на 4 основных эры, полагая что каждая из них обладала своими особенностями мотивации и структурой взаимоотношений политики и бизнеса:

Эра коммерции(1500-1850). Робинсон полагает, что эпоха великих географических открытий впервые в истории развития цивилизации наладила обмен товарами действительно во всемирном масштабе, в то время как в прежние времена такого рода обмен носил сугубо региональный характер (например, Средиземноморье и торговля между странами развивавшимися вокруг него). В эту эпоху главным движущим мотивом было личное обогащение и сопутствовавший ему личный и коммерческий риск. Поскольку в эти годы появляются первые международные торговые компании, возникают и первые проблемы их эффективного функционирования, которые однако решаются на уровне интуиции отдельных руководителей в этих компаниях. Следует отметить также практически полную самостоятельность компаний, некоторые из которых хотя и пользовались политической поддержкой своих правительств, но осуществлялось скорее в политических и военных целях нежели в целях чисто экономической экспансии. Хотя международная торговля и особенно вывоз драгоценных металлов из заморских стран играли все более значительную роль в экономическом развитии более передовых европейских стран, однако эту роль в ту эпоху никак нельзя решающей. В заключении отметим, что именно в коммерческую. эпоху впервые ставиться проблема взаимодействия политики и экономики (правда для решения достаточно локальных задач) в условиях международного бизнеса.

Эра экспансии(1850-1914). В эту эпоху происходит интенсивное формирование и структурное оформление мировых колониальных империй и определяющей чертой развития стран-метрополий, прежде всего Англии, становиться широкое и массовое использование сырья вывозимого из колониальных территорий, а соответственно в колониях начинает развиваться современная промышленность и отчасти, более рациональная сельское хозяйство (снабжение метрополий и вообще развитых государств продуктами колониального сельского хозяйства играет все более важную роль). Поскольку развивается производство в колониях, и там появляются массы местных наемных рабочих, встают проблемы связанные с управлением ими, хотя прежде всего используются конечно наиболее жесткие методы, в достаточной мере схожие с управлением рабским трудом. В тоже время отдельные работы и технологические операции на колониальных предприятиях требовали соответствующих технологий и профессионального уровня работников и эта проблема, как правило решалась привлечением на колониальные предприятия квалифицированного персонала из метрополий и других европейских стран. Соответственно уже на этом этапе появлялось целая гамма проблем взаимодействия этого персонала с местными работниками и соответственно учет этого взаимодействия в менеджменте на самих колониальных предприятиях. В отношении политического развития колониальных территорий эра коммерции характеризуется попыткой колониальных властей в значительной мере сохранить и использовать в своих интересах ту политическую структуру которая сложилась у местных родоплеменных лидеров туземной аристократии и т.д. Именно искусство управления через местные политические структуры дало возможность, например Британской империи управлять территорией площадью около 400 тыс. кв. миль, используя всего менее 10 тыс. военнослужащих и колониальную администрацию в 3-4 тыс. человек.

Концессионная эра(1914-1945). В эту эпоху происходит закрепление колониальных территорий, не только за соответствующими метрополиями, но прежде всего их “ экономическая привязка” к соответствующим крупнейшим монополиям таких стран как Англия, Франция США, Германия и др. Самое название эры введенное Робинсоном, однозначно определяет концессию как главную форму экономических взаимоотношений крупнейших монополий из развитых стран и колониальных территорий. Концессионная эра уже в полном объеме предполагала довольно существенные шаги по развитию не только, например добычи полезных ископаемых или выращиванию определенных сельскохозяйственных культур, но в значительной мере и развитие местных трудовых ресурсов, причем на разных уровнях:

развитие технологии между двумя мировыми войнами предполагало наличие достаточно квалифицированного рядового персонала в самих колониях, поскольку низкая оплата труда этих рабочих позволяла соответствующим монополиям иметь значительные конкурентные преимущества;

в более широких масштабах необходимо было использование и местных менеджеров на разных уровнях управления, причем это диктовалось не только соображениями экономической эффективности, но и тем социально-политическим давлением, которое оказывали местные власти на руководство монополий в интересах развития своих колониальных территорий;

соответственно должны были решаться проблемы общего образования населения и специального образования в интересах нужд развивавшейся промышленности;

В дополнение ко всему отмеченному выше концессионеры достаточно активно занимались развитием инфраструктуры и соответственно требовались достаточно квалифицированные кадры рядовых работников и менеджеров из местного населения .

Именно в эру концессий появляются первые научные исследования, которые с известной долей условности можно отнести к публикациям в области сравнительного менеджмента.

Эра концессий достаточно естественным образом заложила основы тех самостоятельных политических структур, которые затем стали основой политического строя в эпоху национальных государств (см. ниже). Отметим в этой связи, что одна из центральных проблем сравнительного менеджмента: взаимодействие фирмы и страны пребывания во многом берет свое начало именно из эры концессий.

Эра национальных государств(1945-1970).Окончание второй мировой войны и последовавшая за этим борьба двух социальных систем послужили мощным катализатором процессов превращения бывших колониальных территорий в самостоятельные независимые государства. В течении четверти века послевоенного развития появилось более полутора сотен новых национальных государств, каждое из которых одновременно с обретением самостоятельности получало в наследство от прежних времен и весь комплекс проблем, связанных с прежним колониальным развитием. По-видимому, для подавляющего большинства стран важнейшим из этих проблем следует считать односторонность экономического развития, поскольку в колониальных условиях метрополии создавали из этих стран свои сырьевые придатки, и во многих случаях оставляли в наследство новым государствам практически монопродуктовые экономики.

Вместе с тем, все те элементы развития, о которых шла речь выше, особенно - в эпоху концессий, послужили лучшей или худшей стартовой площадкой для социального, экономического и политического развития новых национальных государств.

В этой связи встает центральный вопрос, имеющий непосредственное отношение к становлению сравнительного менеджмента как самостоятельной дисциплины: что вынесли из всех предшествующих этапов развития страны-метрополии и колониальные страны в части формирования, поддержания и развития отношений между людьми, фирмами, государствами, связанных с ведением бизнеса в межстрановом, а более широко в международном контексте? И в дополнение к этому - что нового появилось в этих отношениях в эру превращения колониальных территорий в самостоятельные государства и последующего непростого пути их развития?

Отвечая на первый вопрос следует выделить такие главные моменты:

а) был приобретен и в известной мере осмыслен опыт формирования взаимоотношений между управленцами фирм из стран-метрополий и рядовым персоналом, а также менеджерами из туземного населения;

б) аналогичный опыт был получен как фирмами, так и местными властями в части взаимодействия на государственном и (для больших колониальных стран) на региональном уровне;

в) стало достаточно очевидным, что эффективность деятельности вообще и менеджмента в первую очередь в этих условиях решающим образом зависит от понимания и умения использовать те культурные особенности и национальные стереотипы поведения, которые характерны для жителей той или иной страны.

Отвечая на второй вопрос следует выделить теперь уже “обратную проблему”: поскольку развивающиеся страны не могли и во многом не могут сейчас двигаться по пути своего дальнейшего развития без технологического, финансового и политического взаимодействия с развитыми странами, им и их политическим и деловым лидерам, специалистам и т.д. необходимо столь же эффективно узнавать и использовать в своих интересах национальную и деловую культуру развитых стран, уметь понимать ее и в той или иной мере “приспосабливать” к нуждам повышения эффективности своего развития.

Именно эра национальных государств, особенно ее последнее десятилетие стала периодом возникновения и бурного развития транснациональных корпораций, причем если в послевоенный период они были прежде всего характерны для США, то в последующие годы на мировой арене в полный голос заявили о себе такого рода корпорации Западной Европы, Японии, Канады, Австралии и других развитых стран. Транснациональные корпорации стали преддверием и знамением превращения международного бизнеса в наиболее важную часть мирового развития, своего рода локомотив, “вытягивающий” разные страны на более или менее схожие уровни развития . Вместе с тем резко проявились и негативные ТНК , которые прежде всего связаны с несправедливыми экономическими отношениями между ними и слаборазвитыми странами, только вышедшими из колониального положения.

В конечном итоге эра национальных государств подготовила почву для эпохи конца 20 века, которая, уже вне рамок структуры Робинсона, с полным основанием может быть названа эрой глобализации. Ее характерными чертами следует считать:

Возникновение и развитие мировой бизнес-системы, включающей тесно переплетающиеся процессы производства и торговли товарами и услугами между практически всеми странами мира. При этом, естественно, выделяются страны и группы стран с более интенсивным вовлечением в мировые бизнес-процессы и с менее интенсивным.

Важнейшим фактором глобализации стало развитие всемирных коммуникационных сетей транспорта и связи. При этом существенное ускорение физического перемещения грузов из одних точек планеты в другие и практически мгновенный обмен информацией между этими точками делают мировую деловую среду действительно единым организмом в котором тесные производственно-торговые взаимосвязи реально опираются на исключительно плотную и максимальную эффективную сеть коммуникаций.

Огромнейшее значение в глобализации деловой жизни планеты сыграло создание и развитие мировой финансовой инфраструктуры с обеспечением свободного перелива между странами регионами и континентами многомиллиардных потоков как собственно капитала, так и десятков видов финансовых услуг.

Совершенно то же самое можно сказать о глобализации мировой системы использования трудовых ресурсов причем перелив рабочей силы из станы в страну в глобальном масштабе вновь заставил с особым вниманием относиться к вопросам входящим в сферу сравнительного менеджмента.

По-видимому наиболее впечатляющей сферой глобализации стала область выработки и обмена информацией на базе современных информационных технологий. По мнению большинства исследователей именно эта сфера, и вершина ее развития сеть интернет, являются в настоящее время наиболее мощным фактором-ускорителем не только интернационализации бизнеса как таковой, но и интернационализации жизни на планете вообще.

Разумеется в этой связи можно было бы отметить и такие важнейшие интернационализации как система образования, области социального и политического взаимодействия, регионализацию и т.д. но какие бы факторы не учитывались в анализе этого процесса, представляется исключительно важным иметь достаточно объективные, сбалансированные и взвешенные представления о позитивных и негативных последствиях интернационализации бизнеса. В частности именно события последнего времени показали, что высокая деловая и особенно финансовая взаимозависимость стран и народов создают очень хрупкую мировую структуру, в которой даже относительно не очень мощные, “отрицательные сигналы” в одной из ее частей (биржи, банки, корпоративные альянсы и т.д.) могут крайне болезненно сказаться на других частях.

Изложенный выше материал позволяет дать определение сравнительного менеджмента в следующем виде.

Сравнительный менеджмент является частью общей теории менеджмента, в рамках которой формируются представления и изучаются закономерности взаимодействия представителей разных культур в системах управления деловыми предприятиями, как национального так и мультинационального характера, и на основе которой могут быть выработаны практические рекомендации по управлению мультинациональными коллективами.

При этом сравнительный менеджмент в контексте данной курсовой работы занимается исключительно вопросами связанными именно с управлением бизнесом, хотя в более широкой постановке результаты сравнительного менеджмента могут быть успешно использованы и в сферах политического и социального управления.

Главная цель существования и развития сравнительного менеджмента как дисциплины - повышение эффективности управления бизнесом за счет учета и грамотного использования менеджерами разных уровней национально-культурных особенностей поведения своих подчиненных и партнеров и тех же особенностей собственно стран, в которых осуществляется их бизнес. Вместе с тем, помимо чисто экономических целей сравнительный менеджмент безусловно преследует и важные социально-политические цели: его грамотное использование способствует укреплению доверия и взаимных симпатий людей разных культур.

Хотя за рубежом в сферах сравнительного менеджмента проведены и проводятся многочисленные исследования и накоплен богатый статистический материал, следует признать, что и до настоящего времени инструментарий, которым вооружает менеджера эта дисциплина носит чисто описательный характер типа рекомендаций и достаточно общих соображений не ситуационного характера. Соответственно успешность применения этого инструментария решающим образом зависит как от желания менеджера изучать национальную специфику и культуру, так и от его умения творчески применить упомянутый “рекомендательный” инструментарий к ситуации и конкретным характеристикам коллектива, которым он управляет. В качестве заключительного замечания отметим что сравнительный менеджмент постоянно учитывает все моменты связанные с интерактивностью, т.е. взаимодействием национально-культурных особенностей с экономической, правовой, социальной и политической средой в странах, где приходится вести деловые операции.

2) Характерные черты глобализации

Установлено, что характерной чертой глобализации в экономике становится сочетание процессов автономизации и интеграции. Это нашло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники». Дж. Нейсбитт отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой, — к формированию экономических альянсов. Следовательно, парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка. Позитивные последствия глобализационных процессов. Как уже отмечалось ранее отношение к процессам глобализации различно из-за последствий, которые она несет. В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать: 1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах). 2. Экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. 3. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены. 4. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. 5. Глобализация создает основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах. Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

3) Сравнительный менеджмент. Предмет сравнительного менеджмента.

4) Факторы, определяющие различия в подходах к ведению бизнеса. Истоки особенностей национального бизнеса

5) Феномен культуры и его характерные черты

6) Феномен культуры. Культурные кластеры

 Феномен культуры  обладает следующими характерными чертами:  - передается из поколения в поколение;  - постоянно развивается,

  1. формирует внутри себя особые феномены, называемые субкультурами, которые характеризуются определенными культурными особенностями присущими локальным возрастным, профессиональным, половым и иным группам внутри данной культуры,

  2.  несмотря на принадлежность к одной и той же культуре люди могут по-разному воспринимать ее и оценивать, быть в большей или меньшей степени преданными ей, не принимать ее отдельные элементы или даже культуру в целом.

Кластеризация.             Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров– совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили  Ронен и Шенкар. Они выделили: - скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;  - германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;  - англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия; - романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;  - латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;  - дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;  Арабский: Бахрейн,  Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;  - ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.              Некоторые из рассмотренных авторами классификации стран ( Бразилия, Япония, Индия, Израиль) не вошли ни в один кластер.              Познавательном значение этой классификации безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения, помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т.д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.