Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Правовые позиции!!!.docx
Скачиваний:
42
Добавлен:
03.07.2020
Размер:
71.54 Кб
Скачать

Постановление кс от 25 февраля 2004 года.

Основание: неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации содержащееся в них нормативное положение.

Повод: запрос Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности пункта 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части первой статьи 259 ГПК Российской Федерации.

Правовая позиция:

содержащиеся в рассматриваемом нормативном положении пункта 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части первой статьи 259 ГПК Российской Федерации основания для изменения подсудности, позволяющие передать дело, отнесенное законом к подсудности других судов общей юрисдикции, на рассмотрение Верховного Суда Российской Федерации, сформулированы неопределенно(нет четких критериев, предоставляя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации полномочие по изменению установленной подсудности дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, рассматриваемое нормативное положение фактически ставит решение этого вопроса в зависимость от ее усмотрения, а не от выраженной в законе воли законодателя), что противоречит правовой позиции КС по вопросу ясности и однозначности толкования норм.

Короче: установленный нормативным положением, содержащимся в пункте 10 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и части первой статьи 259 ГПК Российской Федерации, порядок изменения родовой (предметной) подсудности дел о защите избирательных прав и права граждан на участие в референдуме допускает возможность решения вопроса о передаче дела в Верховный Суд Российской Федерации произвольно, по усмотрению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. При этом подсудность конкретного дела определяется не на основании закона, а на основании решения, принимаемого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации как органом, осуществляющим в таких случаях исполнительно-распорядительные функции в связи с уже возникшим спором о нарушении избирательных прав. Что создается нормативная предпосылка для нарушения закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов и положений, относящихся к осуществлению правосудия.

Решение: положения приняты неконституционными.

Постановление кс от 03.03.04

Повод- жалоба граждан А.Х. Дитца и О.А. Шумахер, в которых оспаривается конституционность части третьей статьи 5 Федерального закона "О национально-культурной автономии".Основание-обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявителями законоположение

Правовая позиция(чтоб ее…). 1) На основании КРФ и международно-правовых обязательств РФ, законодатель вправе регулировать условия, порядок создания и деятельности общественных объединений, а также порядок их государственной регистрации, определять объем и содержание прав общественного объединения.

2) Часть 3 стать 5 ФЗ «О национально-культурной автономии» не содержит прямого указания либо запрета на создание в субъекте Российской Федерации более одной региональной национально-культурной автономии, государственная регистрация которой уполномоченным на то органом юстиции имеет конституирующее для установления ее правосубъектности значение.

3) Национально-культурная автономия как способ самоопределения этнической общности в целях обеспечения ее этнокультурных прав и интересов является такой формой самоорганизации, через которую осуществляется государственная поддержка национальных меньшинств.

!!!! Если времени мало, то хватит и одного этого пункта 4)Создание на территории субъекта РФ не более одной региональной национально-культурной автономии граждан обусловлено прежде всего спецификой расселения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности. Организационные основы национально-культурной автономии в части, касающейся права местных национально-культурных автономий образовывать региональную национально-культурную автономию, направлены не на ограничение, а на защиту прав национальных меньшинств(сохранения самобытности, развитие языка и т.д).Национально-культурная автономия не исключает другие формы самоорганизации граждан по признаку принадлежности к той же этнической общности. В соответствии с законодательством РФ могут создаваться и другие объединения граждан РФ, относящих себя к соответствующей этнической общности, но не обладающих статусом национально-культурной автономии, как он установлен ФЗ "О национальной культурной автономии".  Положения ч.3 ст 5+ ч.3 и ч.7 ст. 6 не противоречат КРФ

РЕШЕНИЕ: не противоречит КРФ

Постановление КС от 14.11.2005

Повод-жалоба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение указанными в постановлении законоположениями конституционных прав гражданина В.Б. Бочкова. Основание(???)-проверка конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Правовая позиция.

  1. Принцип свободных выборов предполагает, в частности, наличие у избирателей права выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами. Голосование может идти не только за или против кандидата, но и против всех кандидатов.

  2. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт 4 статьи 2 и пункт 2 статьи 48) признает агитационную деятельность, направленную на склонение избирателей голосовать против всех кандидатов. С другой стороны- лишь кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством РФ. Т.е. законодатель вводит различные условия права на предвыборную агитацию для граждан и кандидатов (избирательных объединений)

  3. Самостоятельное осуществление предвыборной агитации «против всех» за счет собственных средств федеральным законом не регламентировано => это можно рассматривать как полный запрет на данную агитацию.С другой стороны- федеральный законодатель не вправе принимать нормативные решения, приводящие к лишению права проводить предвыборную агитацию против всех кандидатов, если в избирательном бюллетене имеется графа "против всех",т.к. это посягает на саму суть избирательного права(см. пункт 1)

  4. Федеральный законодатель, признав право граждан на проведение предвыборной агитации против всех кандидатов, не предусмотрел тот факт, что проведение данной агитации может происходить без финансовой помощи избирательных фондов=>граждане были поставлены в ситуацию недопустимой неопределенности относительно правил правомерного участия в избирательном процессе.

  5. В избирательном законодательстве присутствует пробел- нет определенного порядка реализации гражданами права на проведение лично предвыборной агитации против всех кандидатов за счет собственных (не являющихся средствами избирательных фондов) денежных средств. Вследствие этого норма, содержащаяся во взаимосвязанных положениях статей, представляет собой чрезмерное, не обусловленное конституционно значимыми целями ограничение свободы слова и права на распространение информации в форме предвыборной агитации, не отвечает требованиям определенности и недвусмысленности и потому не соответствует Конституции Российской Федерации.

РЕШЕНИЕ- положения приняты неконституционными!!!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 1992

Повод: ходатайство Верховного Совета РСФСР и ходатайство группы народных депутатов РСФСР о проверке конституционности указанных нормативных актов Верховного Совета Республики Татарстан.

Основанием для рассмотрения ёявилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 августа 1990 года; статьи 1, 3, 4 и 7 Закона Республики Татарстан от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан"; часть вторая статьи 1 и статья 33 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1991 года "О референдуме Республики Татарстан" и Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" Конституции РСФСР .