Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МП 6-11.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
03.07.2020
Размер:
27.51 Кб
Скачать

7. Европейская Хартия местного самоуправления и др. Международно-правовые акты.

Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года (принята Советом Европы в Страсбурге), ратифицирована 11 апреля 1998 года и Декларация о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества, принятая 29 октября 1994 г.

Хартия состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле закреплены наиболее важные принципы местного самоуправления. Например, местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя. Полномочия местного самоуправления должны быть реальными и обеспечивать эффективное управление.

Часть 1 хартии устанавливает, регламентирует:

  1. Статус местного самоуправления.

  2. Местное самоуправление должно осуществляться в интересах населения,

  3. Изменение границ территорий допускается только с учетом мнения населения.

  4. Обязанность административного контроля за ОМС, но в исключительных случаях и с целью обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

  5. Финансовые ресурсы, должны быть соразмерны полномочиям ОМС.

  6. Право на судебную защиту ОМС.

Вторая часть Хартии содержит так называемые «прочие положения», главным из которых является то, что государства, вступающие в Хартию должны в своем законодательстве учесть, по меньшей мере, 20 пунктов из содержательной части Хартии. Из 20 пунктов 10 должны обязательно закреплять:

  1. Принцип местного самоуправления

  2. Осуществление местного самоуправления через представительные органы, сформированные путем выборов

  3. Реальные полномочия органов самоуправления

  4. Учет мнения населения

  5. Правовую защиту местного самоуправления

  6. Другие

Третья часть хартии содержит процессуальные моменты: денонсация Хартии и др. Для государства желающего вступить в Хартию, она вступает в силу в первый день месяца следующего по истечению трех месяцев считая с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты.

Государство не может денонсировать Хартию в течение 5ти лет с момента её вступления её в силу в данном государстве. За 6 месяцев до денонсации государства должны направить предварительные уведомления Генеральному Секретарю Совета Европы.

8. Акты Конституционного суда как источник муниципального права. Правовые позиции конституционного суда по вопросам местного самоуправления.

Конституционность - это качественно-правовая характеристика законодательных и иных правовых актов, выражающаяся в соответствии этих актов Конституции РФ. При этом имеется в виду, что само такое соответствие обеспечивается не достижением формального сходства либо даже буквальным воспроизведением в правовом акте тех или иных конституционных принципов, норм и положений, а сущностным их соответствием, отсутствием содержательных и логических противоречий. При этом нормы законодательных и иных правовых актов могут быть бесконечно разнообразными, охватывать своим регулирующим воздействием самый широкий круг отношений, принадлежать к различным отраслям и институтам правовой системы.

Признаки актов КС:

1) Открытость перечня источников права необходима и полезна для функционирования правовой системы, так как она придает всей этой системе гибкость. Постановления, а в отдельных случаях и Определения Конституционного Суда России меняют нормативное содержание Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Федерации, иных нормативных актов, приспосабливая правовую систему к меняющимся условиям общественной жизни, а, следовательно, их, необходимо признать источниками конституционного права.

2) Тремя критериями отнесения того или иного акта к источникам права являются: нормативность (содержание в акте правил поведения), обязательность (поддержка государственным принуждением), общеизвестность (официальное опубликование). Акты Конституционного Суда обладают всеми тремя перечисленными признаками, что позволяет относить их к источникам права вообще и конституционного права в частности.

3) Анализ решений Конституционного Суда показывает, что этот орган судебного конституционного контроля идет дальше формального истолкования и применения юридических норм. Он развивает конституционно-правовую доктрину, законодательство, предлагает свое понимание тех или иных положений Основного Закона страны, которое является обязательным для всех субъектов конституционных отношений.

4) Негативное правотворчество проявляется в постановлениях о неконституционности нормативных актов либо их отдельных положений. Отменяя норму права, Конституционный Суд создает новую норму. Решения Конституционного Суда, отменяющие нормативный акт, во всех случаях имеют нормативную природу: критерий «новизны» регулирования в данном случае заключается в прекращении правового регулирования, осуществляемого оспариваемым нормативным актом.

5) В основе вывода Конституционного Суда о соответствии тех или иных правовых норм Конституции Российской Федерации лежат правовые позиции. Отсюда следует, что нормы, зафиксированные правовыми позициями, стоят по юридической силе выше норм, содержащихся в проверяемых законах и иных актах. Вместе с тем, представляется, что правовая позиция всегда соответствует Конституции России.

6) Правовые позиции в решениях Конституционного Суда Российской Федерации формулируют критерии нового законодательного регулирования, конструируют «модели» новых правовых норм. Анализ содержания резолютивных частей его решений приводит к выводу о формировании системы прецедентов Конституционного Суда Российской Федерации. Впервые разрешив дело, характеризующееся конкретными обстоятельствами, Конституционный Суд рассматривает аналогичные дела с учетом первоначального решения и ссылаясь на него.

7) Особенности правового статуса Конституционного Суда, который, с одной стороны, входит в состав судебной системы России и осуществляет правосудие, а с другой — издает акты, отменяющие или толкующие нормы права, позволяют определить его квазизаконодательным органом, акты которого (с учетом их обязательности) имеют признаки источника права даже в традиционном понимании этого термина.

8) Решения Конституционного Суда РФ сочетают в себе качества правоприменительных и нормоустанавливающих актов. При этом итоговые решения, принятые Конституционным Судом РФ в порядке нормоконтроля, являются источниками права, которым в иерархии правовых актов отведено место ниже Конституции РФ, но выше любых иных внутригосударственных актов, включая федеральные конституционные законы.

9) Необходимо внести определенные коррективы в действующее законодательство России, устранив неясности в части признания актов Конституционного Суда в качестве актов, имеющих нормативное содержание и значение.

Выводы о юридической силе их решений:

• обязательность решения — вступившее в законную силу решение обязательно для всех без исключения органов государственной власти (представительных, исполнительных, судебных), органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций), должностных лиц, других физических лиц и их объединений на всей территории Российской Федерации. По нашему мнению, общеобязательными являются также правовые позиции, выраженные Конституционным Судом в мотивировочных частях его решений;

• непосредственность решения — решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами;

• непреодолимость решения — юридическая сила решения не может быть преодолена повторным принятием этого же акта;

• императивность воздействия решения на законодательство и правоприменительную судебную практику — ничтожность правового акта, признанного неконституционным независимо от отмены принявшим его органом: акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими конституции, утрачивают силу, а решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Это также является основанием для аннулирования и отмены в установленном порядке положений других актов, основанных на акте или отдельном его положении, признанном неконституционным; • окончательность решения — немедленное вступление решения в силу после его провозглашения, недопустимости обжалования (опротестования) и невозможности пересмотра решения иным судом либо отмены законом или актом органа исполнительной власти.

Наиболее важными и системными источниками правовой доктрины российского муниципализма являются Европейская хартия местного самоуправления и Конституция Российской Федерации.

Позиция КС:

- как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования;

- органы местного самоуправления свободны в своих действиях в пределах их полномочий, установленных федеральным законом;

- органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования (муниципально-правовая ответственность), государством (конституционно-правовая ответственность), физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами;

- облегченная процедура отзыва выборных лиц местного самоуправления недопустима Европейская хартия местного самоуправления вообще говорит о свободном мандате местных выборных лиц..

Составляющей правовой доктрины, синтетически объединяющей многие из вышеперечисленных норм-принципов, является модель взаимоотношений государства и местного самоуправления. Сегодняшнюю модель этих взаимоотношений можно обозначить, как показано выше, как дуалистическую децентрализованную модель, имеющую тенденцию движения в сторону централизации, особенно в отношении муниципальных районов и городских округов. Здесь необходимо отметить, что та часть правовой доктрины российского муниципализма, которую составляют нормы-принципы Конституции Российской Федерации, Хартии и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его решениях, ограничивает централизацию дуалистической модели. И здесь многое зависит от норм той «живой конституции», которая творится решениями Конституционного Суда РФ, от процесса «преобразования Конституции без вторжения в ее текст» Хотя еще ни одна норма Федерального закона N 131-ФЗ не была оспорена Конституционным Судом.

Соседние файлы в предмете Муниципальное право