Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2222.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
65.53 Кб
Скачать

Заключение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мордовский народ (этнос) - один из архогенетических народов Восточной Европы, история которого насчитывает не менее двух тысяч лет. За этот долговременный период он создал самобытный менталитет, поныне являющийся надежным фундаментом его бытия. Существенным компонентом этого менталитета выступает обычное право — своеобразный неписаный кодекс норм должного поведения и традиционных методов правосудия, не имеющих аналогии в официальном писаном законодательстве. Правоучредителем этого кодекса является сам мордовский народ, абсолютное большинство которого еще совсем недавно составляло крестьянство. Поэтому его с полным на то основанием можно называть народом крестьянским, деревенским, а саму мордовскую деревню рассматривать в качестве особого правового пространства — поля, формировавшего и поддерживавшего специфические правила и приемы традиционного деревенского общежи-тельства.

Многие путешественники, ученые и писатели, как зарубежные, так и отечественные, пытались понять тайны мордовской ментальности, сделав немало достоверных наблюдений, свидетельствовавших о стремлении их объективно показать читателю жизнь и положение мордовского народа в Российском государстве. Так, известный русский писатель А.И. Куприн, уроженец г. Наровчата Пензенской губернии, с присущей ему этнографической наблюдательностью, характеризуя в одном из своих рассказов этносоциальный состав, хозяйство и нравы Наров-чатского уезда, писал: «Рабочей крестьянской силой была преимущественно мордва, захожее издревле племя, близкое с одной стороны финнам, а с другой — венграм; народ туго понимаемый и языческий, но добродушный, уживчивый, не знающий отдыха в работе, трезвый и находчивый. Мордовские цветные вышивки на женских одеждах до сих пор известны всей России, так же как мордовская упряжь и мордовская обувь. В Рязанской губернии до сих пор еще говорят о человеке скрытном и лукавом: «Прост-то он прост, да простота-то его, как мордовский лапоть, о восьми концах»1407.

Реконструкция этносоциокультурного контекста действия мордовских правовых норм показывает, что многие из них глубоко архаичны, а некоторые восходят корнями к традициям первобытно-родового строя, тому периоду истории, когда завершался процесс этногенеза мордвы, выступавшей на историческую арену (в этносферу) в виде соплеменности или древнемордовской семьи племен.

Одним из важнейших институтов сохранения обычного права вплоть до колхозногостроительства 1930-х гг. была сельская община, представлявшаяся для народа в виде целостного этносоциального организма со своими обычаями, административно-хозяйственной, культурной общностью на основе совместного владения надельной землей. Познание юридической сущности крестьянской общины, как феномена жизнестойкости, имеет важное значение при осмыслении ее исторической роли в реализации местного самоуправления, равно как и .перспектив проведения современного «нового» курса в отношении села, конструктивность которого едва ли возрастет, если он будет игнорировать вековой опыт народа в этой сфере. На протяжении многих веков народы России сохраняли общину, как устойчивую форму общежития. Еще в начале прошлого века С.Ю. Витте, обсуждая доводы «за» и «против» общины, отмечал, что «существование общины — есть факт, факта этого изменить нельзя и надо с ним считаться.»1408 .

Этносоциальный опыт крестьян, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии, в тактике и стратегии их выживания, богат и многообразен. Община изменялась, перестраивалась в зависимости от социальных обстоятельств. Она решала вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно в конкретных социально-политических условиях. При этом ей нужно было постоянно учитывать как интересы отдельного хозяйства, так их совокупности, т.е. всей общины в целом. Необходимость постоянно решать все сложности, связанные с их взаимоотношением, создавала основу для накопления соци

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]