Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Годфруа Ж. Что такое психология (2 том).doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
4.06 Mб
Скачать

102

Глава 11

Эта способность влиять на других людей проявляется однако, лищь в том случае, если члены группы или общества готовы допустить, что кто-то из них получит власть и будет удерживать ее в своих руках. Такая способность вырабатывается в результате длительного процесса со­циализации, который, подвергая ребенка, подростка, а затем и молодого взрослого человека влиянию семьи, школы, религии и трудового кол­лектива, узакониваег право некоторых людей управлять другими во имя общего блага.

Однако в масштабе общества и нации власть, основана ли она на законе или на силе, будет оправдана лишь с точки зрения сохранения системы, защищающей интересы определенной части населения, которая считает себя элитой, призванной стоять на страже всеобщего благо­состояния. Поэтому маловероятно, чтобы в таких условиях коридоры власти легко смогли занять представители других слоев населения1. Чаще всего их занимает политический класс, сформированный данной системой и более или менее сознательно стремящийся удержаться у власти как можно дольше.

Чтобы понять, на чем основано лидерство, полезно рассмотреть, каким образом оно устанавливается и функционирует в ограниченных группах, все члены которых преследуют общие цели, но одни оказывают влияние на других, а другие готовы находиться под этим влиянием.

Социопсихологи выделили ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным лидером, чем у другого. Группа ждет от своего вожака, что он сумеет скоординировать ее активность, обеспечит безопасность ее членов и даст им веру в будущее. Поэтому можно думать, что лидером группы в большинстве случаев окажется человек, обладающий качествами, нужными для данной должности, умеющий управлять другими и прежде всего способный удовлетворять потребности группы. Отметим также, что всегда, по-видимому, легче направлять группу в русло четко определенной активности, когда лидерство покоится на законной основе, а цели ясно обозначены.

Различают два типа лидеров. Первый-это тип функционального, компетентного лидера, сосредоточенного на поставленной задаче;именно такой лидер неустанно борется за достижение группой поставленных целей. Второй-тип аффективного, всеми любимого лидера, сконцент­рированногона взаимоотношенияхмежду членами группы. Как пока­зали исследования, «функциональный» лидер все1да легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблаго­приятных ситуациях, в то время как «аффективный» лидер легче до­стигает этого в промежуточных случаях. Кроме того, было установлено,

' Достаточно вспомнить, какое незначительное место занимают в полити­ческом руководстве демократических государств женщины, рабочие, негры (в США), иммигранты и т. д.

103

Человек и другие поди

что, если в группе примерно равное соотношение полов, функциональ­ным лидером чаще всего становится мужчина, а аффективным -жен­щина '.

Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей

В экспериментах Милгрэма. изучавшего повиновение авторитету (см. документ 2.14),более 65%«порядочных граждан», служивших испы­туемыми, оказались способными наносить мнимые электрические удары такой силы, что, будь они подлинными, они могли бы привести к смерти тех людей, которых эти испытуемые должны были «воспитывать».

В адрес Милгрэма был высказан ряд критических замечаний. Прежде всего ему возражали, что обыватель, привыкший подчинягься власти авторитета, естественно, будет также легко повиноваться и приказам ученого, который должен знать, что делает. Однако, когда затем в опыте в качестве испытуемых были использованы студенты Йельского уни­верситета, предположительно настроенные более критично и потому менее склонные поддаваться «манипуляциям», процент «покорных» испытуемых оказался тем же самым. Такую же степень покорности обнаружили и женщины, от которых можно было ожидать меньшей агрессивности.

Чтобы выяснить, в какой степени испытуемые принимали во вни­мание и другие -помимо престижа экспериментатора -факторы, опыт повторили в деловом учреждении одного из городов штата Коннекти­кут. На этот раз исследование проводил экспериментатор, который ничем не мог бы внушить к себе особого уважения. Было выявлено 48% «покорных» испытуемых, что хотя и меньше цифры, полученной ранее, но очень близко к ней.

Опыт был повторен на Среднем Востоке учеными из Форданского университета, изучавшими испытуемых-детей от 6до 16лет и студентов. Оказалось, что независимо от культурных особенностей испытуемых доля «покорных» людей составляет здесь, как и в Йеле, 65%.Таким образом, следует признать: видимо, из каждых троих почти двое, непосредственно столкнувшись с авторитетом, готовы слепо ему по­виноваться.

Что, однако, происходит в том случае, если приказ передается испытуемому не прямо, а с помощью, например, переговорного устрой­ства или же опыт происходит в отсутствие экспериментатора? Оказы­вается, в таких условиях доля «покорных» испытуемых падает и со­ставляет чуть больше 20%.Таким образом, можно думать, что условия

Это, по-видимому, подтверждают и наблюдения над террористическими РУппами в западных странах. Идеологическую и объединяющую функцию идерд в дц^ обычно выполняют женщины, в то время как задача организации действии чаще всего лежит на мужчинах, которые благодаря этому получают возможность реализовать свою склонность к насилию.

104 Глава II

Рис 11 20 В учреждениях с жесткими принципами управления подчинение авторитету сильно подавляет свободу воли в ситуациях, когда речь идет о жизни и смерти других людей

подчинения изменяются, когда человек получает возможность проявить собственную волю.

Как в этом плане обстоит дело с людьми, работающими в учрежде­ниях с жесткими принципами управления и вынужденными подчиняться почти абсолютной власти меньшинства «экспертов»? Исследователи (Hoffing et al., 1966)' попытались ответить на этот вопрос, изучив поведение медицинских сестер, каждая из которых работала в одном из 22 отделений двух больниц-одной частной и одной государственной. Дежурной сестре звонил по телефону врач, имя которого она знала, но с которым никогда прежде не имела личного контакта. Врач говорил сестре: «Звонит доктор Дюбуа из психиатрического отделения. Сегодня утром я должен обследовать одного из ваших пациентов, господина Дюфура. Мне бы хотелось, чтобы он принял лекарства, которые к моему приходу должны начать действовать. Не могли бы вы проверить, есть ли в шкафу «Астротен»? (Врач произносит по буквам (а, эс, тэ, эр...). Сестра направлялась к шкафу и действительно находила там коробку, на которой было написано:

Астроген

Капсулы по 5 мг

Обычная лоза. 5 мг

Максимальная cyiочная доза' 10 мг

После того как сестра подтверждала наличие лекарства, врач про­должал. «Хорошо, мне бы хотелось, чтобы вы дали господину ДюфурУ 20 мг «Астро1ена» Я приду минут через 10 и тогда письменно оформлю распоряжение.»

Распоряжение доктора Дюбуа нарушало многие служебные правила.

' Цит. по Hilgard Е. R., Atkinson R L„ Atkinson R.C., Introduction to Psycho­logy (7th ed.), New York, Harcourt - Brace Jovanovitch, 1979.

105

Человек и другие чоди

некоторые из них-грубо. Прежде всего оно исходило от лица, с кото-оым медицинская сестра лично не была знакома. Кроме того, лекарство не входило в список разрешенных препаратов, а главное-назначенная врачом доза значительно превосходила допустимую Между тем из 22медицинских сестер, которым по телефону было передано такое распоряжение, 21подчинилась ему, даже не выказав какого-либо сомне­ния (большинство из них, однако, были уверены, что врач придет вовремя). Опыт прекращался в тот момент, когда сестра доставала из коробки четыре капсулы препарата, а штатный психиатр сообщал ей о сути эксперимента, в котором она, сама о том не ведая, только что участвовала. Во время последующего разговора многие из сестер приз­навались, что выполняли подобные распоряжения и в прошлом, боясь своим отказом рассердить врача.

Милгрэм показал, что если испытуемые знают, что они исполняют всего лишь роль посредников и,следовательно, никакой прямой от­ветственности за свои действия не несут, то доля «покорных» возрастает до 90%.Какой из этого можно сделать вывод? Следует ли отчаиваться перед лицом фактов, говорящих о том, что подчинение авторитету прямо коренится в природе человека? Безусловно, нет. Как показали недавние исследования, если испытуемые находятся в присутствии дру­гих людей, отказывающихся повиноваться, то 90%из них в свою очередь тоже не выполняют распоряжений.

Таким образом, обнадеживают и будут обнадеживать люди и группы людей, неустанная деятельность которых по разоблачению правонару­шений и несправедливости служит своего рода противовесом апатии и покорности, свойственной большинству. Сказанное относится и к раз­личным движениям солидарности в мире и таким организациям, как, например, «Международная амнистия», которые олицетворяют собой совесть современного общества, напоминая всем и каждому, что своим молчанием они причастны к страданиям и гибели тысяч своих собрать­ев.

Документ 11.6. Конформизм и

преобразование действительности

Эш (Asch, 1951)в своем классическом исследовании впервые показал, каким образом социальное давление порождает конформизм. Он по­местил в одну комнату восемь испытуемых, которым предлагалось участвовать в опыте по зрительному восприятию. Испытуемые должны были сравнить отрезок, изображенный на одном куске картона, с тремя °трезками, изображенными на другом листе, и определить, какой из них Равен первому по длине (рис. 11.21).Испытуемые по очереди сообщали номер отрезка, который, по их мнению, имеет ту жедлину, чтоиодиночный отрезок.

«Неосведомленным» был лишь один, седьмой по очереди, испыуемыи; семь остальных членов группы находились в сговоре с экспе­риментатором и давали то правильные, то неправильные ответы. Ко-

106 Гшва 11

Рис 11 21 А В опыте Эша испытуемым предлагалось сравнить длину одиночно­го отрезка с длиной трех других отрезков Б «Неосведомленный» испытуемый № 7 переживал настоящий внутренний конфликт, так как его восприятие не соответствовало единодушному суждению остальных участников опыта, которые находились в сговоре с экспериментатором В такой ситуации каждый третий испытуемый предпочитал присоединяться к мнению других

нечной целью эксперимента, таким образом, было выяснить, как будет вести себя испытуемый, не осведомленный о сути эксперимента, когда шесть человек до него и один после него единодушно удостоверят факт, противоречащий его собственному восприятию действительности.

Эш установил, что в описанных условиях 77%испытуемых по меньшей мере однажды соглашались с утверждениями других и что из каждых трех испытуемых один систематически давал ответ, совпадаю­щий с ответами остальных членов группы, даже если ответ этот шел вразрез с его собственным восприятием

Более поздние исследования (Wilder, 1977)показали, что давление конформности увеличивается с численностью группы. Если в опыте помимо «неосведомленного» испытуемого участвует только один чело­век, ответы первого не будут «конформными», но с увеличением чис­ленности группы вероятность конформности возрастает, достигая мак­симума в присутствии 5-8человек

Оказалось, однако, что столь выраженное давление конформности проявляется главным образом в тех случаях, когда у испытуемого нет никакой социальной поддержки Достаточно ввести в группу одного-

Чеювек и другие тди 107

единственного человека, ознакомленного с сутью опыта и система­тически разделяющего мнение испытуемого, как тот сразу же приоб­ретает уверенность и начинает высказывать собственную точку зрения

Согласно данным Костанцо (Costanzo, 1970),сильнее всего давление конформности сказывается, видимо, в небольших группах подростков. В возрасте 12-13лет этому давлению подвержен каждый второй человек, а затем его влияние медленно ослабевает, распространяясь в возрасте 19-20лет только на каждого третьего, и остается на этом уровне у взрослых людей

Учитывая эти данные, полученные в «безобидных» лабораторных условиях, уместно обеспокоиться и задуматься над тем, как ведут себя люди в масштабах целой страны

Документ 11.7. Влияние меньшинств и социальные сдвиги

Давление конформности поддерживает равновесие социальной си­стемы и сплоченность группы путем «нормализации» установок ее отдельных членов. Как замечает Пешеле (Paicheler, 1979),речь идет о фундаменте демократического идеала, соответствующего социальному порядку, основанному на единообразии Понятно, что власть постоянно стремится сохранить существующее равновесие и упрочить его основы она видоизменяет или реформирует систему до известных пределов, но никогда не преобразует ее радикально. Социальные сдвиги, сопро­вождающиеся иногда глубокой трансформацией умонастроений и уста­новок, может обеспечить только оппозиция к существующей власти

70-е годы были ознаменованы появлением многочисленных групп меньшинств-пацифистов, гомосексуалистов, фенимисток и т.д ,призна­вавших свои отличия, но протестовавших против того, чтоб их считали «девиантными».

Влияние активных меньшинств и факторы, способствующие его проявлению, впервые были тщательно изучены в эксперименте по восприятию цветов, получившем название «сине-зеленого» эксперимента (Moscovici,Lage,Naffrechoux, 1969).Испытуемому в присутствии еще пяти человек предлагали вслух определять цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Во время предварительного теста, проводившегося коллективно, испытуемый убеждался, что все члены группы воспринимают цвета нормально, как и он сам. Испытуе­мый, однако, не знал, что все 36диапозитивов, которые должны проецироваться на экран, окрашены в синий цвет и что двое из членовтруппы—«подставные лица», которые в течение всего опыта должны называть этот цвет зеленым

Ничто не заставляло каждого из четырех «неосведомленных» испы­туемых давать ответ, противоречивший его собственному восприятию, поскольку так или иначе большинство группы чаще всего реагировало на цвет так же, как и он сам, кроме того, он знал, что речь не шла 0Достижении в группе консенсуса. Тем не менее, как подсчитали